Духовно-нравственный облик современного человека

Как влияет технологический прогресс на формирование духовного и нравственного облика современного человека? Вопрос этот намного актуальнее, чем может показаться на первый взгляд, ведь каким бы развитым ни было общество, оно все равно остается обществом людей. А потому, основой всего является внутреннее состояние человека, его мировоззрение, идеалы и принципы.
Говорить глобально всегда сложно. Сосредоточим внимание на себе. Каков облик современного русского человека? Над этим весьма непростым вопросом размышляли многие, в частности, Александр Сергеевич Панарин, который всегда с особым чувством писал о России и о ее судьбе.
Обозначим основные черты нашего современника. Облик этот удивительно похож на тот, что рисует нам Запад, потому что именно он ассоциируется в нашем сознании с прогрессом. Здесь можно выделить три основные критерия успеха: материальный достаток, положение в обществе и личный комфорт. К этому стремится каждый смертный, считая сие благополучием - высшей из ценностей. Вглядевшись повнимательнее, однако, можно удостовериться, что все три надежно связывает одно - деньги. Это, безусловно, неслучайно, ибо западная философия зиждется на понятии прагматизма, то есть разделение всего на две простые категории- «выгодно» и «не выгодно». Как ни странно – это действительно работает, весьма неплохо оправдывая себя в достижении вышеупомянутого благополучия, и более того, освобождает ум от «ненужных» вопросов и философских дилемм. «Человек успешный» считает, что всего в жизни можно добиться самостоятельно, он презирает «неудачников», полагая их глупость виновницей их неудач. По слову Александра Сергеевича: «В этой перспективе входящим в число «золотого миллиарда» все более противопоказано христианское наследие человеколюбия, самоотверженности, сострадания. Ибо с таким наследием в душе невозможно строить свое благополучие на фоне погружения остальных в беспросветное отчаяние, невозможно выдвигать вокруг своих оазисов «достойной жизни» непроницаемые барьеры для остальных. Только признав последних недостойными, понизив их в человеческом статусе, можно со спокойной совестью развивать свой прогресс и пестовать свое благополучие». Как точно это отражает действительность! А ведь для нас западный человек из образа давно уже перешёл в образец.
Сегодня Россия – часть глобального сообщества, и мы с вами имеем доступ ко всем передовым нововведениям, науки, техники и культуры. Это не может не оказывать влияния на формирование сознания тех, кто пытается жить «в ногу со временем». С огромным сожалением замечаешь вокруг себя, среди своих сверстников, нелюбовь к родной стране и преувеличенное преклонение пред Западом. Более того, все отчетливее звучит горький мотив - «русский значит отсталый». Нашу культурную идентичность упорно приравнивается к неразвитости, делая ее смешной, успешно внушая неестественную стыдливость за свое происхождение. Можно сказать, что предательства здесь никакого и нет, просто малодушие, но это ли не самое страшное – когда в нас «мало души», и мы с этим живем.
Безусловно, прежде чем делать какие-либо выводы, необходимо несколько углубиться в историю становления русского менталитета. Не беря во внимания праславянский период, хотя его наследие местами очень прочно вошло в нашу жизнь, можно с уверенностью сказать: история России всегда была неразрывно связана с Православием. Воспитание в духе кротости, смирения, милосердия, жертвенности - все это удивительно созвучно нашей душе и еще более – нашей природе. Особенно остро это ощущали поэты и писатели. В стихах Сергея Есенина встречается так много удивительно красивых образов «веры природы», к примеру, из стихотворения «Осень»:
«Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу»
Русский человек в первую очередь был Богобоязненным, но при этом всегда ощущал близость Бога и Его любовь. На Западе, тоже христианском, отношения с Богом несколько иные. Это выражается в архитектуре храмов. Русские церкви приземистые, их линии плавные; католические церкви, напротив, острые, устремленные ввысь. Дело в том, что в западной традиции человек поднимется к Богу, а в православной - Бог спускается с небес к человеку. И это очень важно. Православие никогда не унижает достоинства человека, это невозможно априори, так как Сын Божий воплотился в человеческом облике, показав меру каждого из нас, а состояние смирения необходимо потому только, что предохраняет нас самих от пагубной мысли о гордости, на которую так падка наша слабая сущность. Первое отчуждение от церкви и поворот в сторону Запада совершился при Петре Первом.  По слову Александра Сергеевича «Имперский Рим воплощен в Петербурге – столице, отвернувшейся от православного Востока и повернувшейся к Западу. А Москва стала олицетворением «Руси уходящей», скорбной, женской. «Петербург вобрал все мужское, все разумно-­сознательное, все гордое и насильственное в душе России. Вне его осталась Русь, Москва, деревня, многострадальная земля, жена и мать, рождающая, согбенная в труде, неистощимая в слезах…». В дальнейшем отчуждение от Православия только возрастало. Апогеем разделения стала революция. До боли символичным был расстрел Царской семьи – отказ от Бога, предельное недоверие к Нему, и последовавшее за ним разорение церквей, ссылки и расстрелы. Но всякое разделение отходит на второй план в тяжелые годы войны. И здесь вновь во главу угла поставлен образ русского человека - простого солдата, который любит Родину как родную мать, который с истинной христианской жертвенностью отдает жизнь, не радея о славе. «Имя твое неизвестно- подвиг твой бессмертен». Поразительно, как это созвучно образу русских святых. Всмотревшись в их жизнь мы видим полное отречение от себя, телесные подвиги, отказ от всего, что приносит радость человеческому сердцу, но для чего? Лишь для того, чтобы предельно смирившись стать прозрачным сосудом для Святого Духа, для того, чтобы Бог говорил и действовал через них, чтобы Он утешал и исцелял других. Так, обозначив основные вехи развития русской ментальности можно сложить общее впечатление и понять причины наших отношений с Западом, с которым, как уже говорилось, мы связываем понятие прогресса. Достижения науки и техники сами по себе не могут повлиять на состояние души. Однако они очень успешно помогают в получении денег и, соответственно, благополучия, а именно это и определяет духовно-нравственное состояние каждого из нас. Упорно культивируется мысль о том, что устаревает не только техника, но и духовность, что «новому человеку нужна новая философия». А разве истина стареет? В условиях глобализации обмен научным опытом приводит и к интеграции культур, которая едва ли возможна в свете сложившихся исторически качественных различий Востока и Запада.
Сегодня мы пишем новую страницу истории, жизнь многих из нас не уступает по качеству «развитым странам», и в этом нет ничего плохого. Хотелось бы сказать только одно: не взирая ни на чье мнение, мы можем и должны сохранить Россию, общаясь, развиваясь, перенимая новое, но не изменяя себе.

Ноябрь
P.S. Сугубо субъективное мнение. Без претензий на гениальность.


Рецензии