Наедине с собой
На памяти моей нетленны.
Из каждой маленькой беды
Родятся горести вселенной.
Который год прошёл с тех пор,
Когда с тобою был я рядом?
Любовный голод слишком скор:
Я по твоим тоскую взглядам.
Домишки дальних деревень
Почти скрываются в тумане.
Ах, мне бы травку-одолень...
Чтоб кануть в мир воспоминаний.
Над горизонтом шеи труб
Как будто ждут времён возврата...
Изгибу молчаливых губ
Подобна ниточка заката...
Я на бессонном берегу
Тревожу гладь реки событий.
Наедине с собой - не лгу...
Ну, а при людях... да, как выйдет.
Густеет тьма... и звёзд стада
В ночи пасутся с облаками
АХ... как твоё звучало "ДА"...
Но не в кого мне бросить камень.
18.07.2017
Краткий анализ стихотворения «Тактильное» (Андрей Климанов)
Тема. Лирическая рефлексия о потерянной любви, ностальгия по ушедшим моментам близости, переживание одиночества и тоски по возлюбленной.
Основная мысль. Память о возлюбленной и пережитой любви продолжает жить в душе лирического героя, превращаясь в болезненно;сладкие воспоминания, которые пронизывают всё его существование.
Композиция. Стихотворение состоит из 7 строф (всего 28 строк). Композиционно можно выделить:
зачин — воспоминание о глазах возлюбленной и осознание утраты («Твоих печальных глаз следы…»);
развитие — размышление о времени, прошедшем с момента расставания, и нарастающей тоске («Который год прошёл с тех пор…»);
кульминацию — желание вернуться в прошлое, «кануть в мир воспоминаний» («Ах, мне бы травку;одолень…»);
образный ряд природы как отражение внутреннего состояния («Домишки дальних деревень…», «Над горизонтом шеи труб…»);
финал — признание необратимости прошлого и тихой боли («Но не в кого мне бросить камень»).
Тип речи. Лирическое размышление с элементами описания (пейзажные образы) и повествования (воспоминание).
Стиль. Художественный, лирический; характерен для современной поэтической речи: образность, метафоричность, эмоциональная насыщенность.
Средства связи предложений:
лексические повторы («глаз», «взглядам», «воспоминаний»);
местоимения и анафоры («я», «мне»);
синтаксический параллелизм («Из каждой маленькой беды…», «Изгибу молчаливых губ…»);
ассоциативные переходы (от внутреннего переживания к пейзажным образам и обратно).
Средства выразительности:
метафоры: «следы на памяти нетленны», «из каждой маленькой беды рождаются горести вселенной», «шеи труб… ждут времён возврата»;
сравнения: «подобна ниточка заката» (о изгибе губ);
олицетворения: «домишки… скрываются в тумане», «звёзд стада… пасутся»;
эпитеты: «печальных глаз», «молчаливых губ», «бессонном берегу»;
символика: «травка;одолень» (народный образ средства от тоски), «ниточка заката» (тонкая грань между прошлым и настоящим);
инверсия: «Любовный голод слишком скор», «Густеет тьма…»;
риторические конструкции: «Ах…», «Ну, а при людях… да, как выйдет», усиливающие исповедальный тон.
Итог. Стихотворение передаёт глубокое переживание утраты и ностальгии через переплетение внутренних ощущений лирического героя с пейзажными образами. Тональность — меланхоличная, исповедальная; образный строй богат метафорами и символикой, что создаёт эффект живой, пульсирующей памяти о любви.
Свидетельство о публикации №117071805996