Дежавю
Мелеет иногда... но, крайне редко.
Дай господи, отставит декабрю
Воспоминаний выловленных метки.
А мимо окон замкнутых домов,
Где на зиму никто не остаётся,
Армады никому не нужных снов
За чудо с явью поплывут бороться.
И в редкий день, а может даже ночь,
Когда какой-то дом протопят люди,
Оставшись до утра, из дома прочь
С дымком клубиться ностальгия будет.
Возможно станет ветер выть в трубе,
Позёмке или вьюге подпевая...
Бессонница напомнит о себе...
И память станет вестницей из рая,
Где яблоки румянцем грели взгляд,
К губам до спаса и не приближаясь...
Где не хотелось убежать назад...
Где платы не предполагала шалость.
И Евою любимая была...
Несведущим Адамом был любимый...
Там искушений плотских зеркала
Еще пороки проносили мимо.
17.07.2017
Краткий анализ стихотворения
Тема:
ностальгия, воспоминания о прошлом;
переживание утраченной невинности и счастья;
контраст между реальностью (холод, пустота, бессонница) и идеальным прошлым (рай, безмятежность).
Основная мысль:
Память возвращает человека в идеализированное прошлое — время безусловного счастья, невинности и гармонии, противопоставленное суровой, одинокой реальности. Прошлое воспринимается как «рай», где не было страха, расчёта и искушений.
Стиль речи:
художественный, с ярко выраженной лирической интонацией;
насыщено образностью, символикой и аллюзиями.
Тип речи:
лирическое размышление (рассуждение с элементами описания).
Композиция:
1;я часть (1–4 строки): образ «реки дежавю» и просьба сохранить воспоминания;
2;я часть (5–12 строки): картина пустых домов, снов и ностальгии, проникающей в реальность;
3;я часть (13–20 строки): воспоминание о «рае» — времени невинности, счастья, недосягаемой гармонии;
4;я часть (21–24 строки): библейская аллюзия (Ева и Адам) как символ первозданной чистоты и отсутствия греха.
Средства связи предложений:
лексические повторы («воспоминаний», «память», «ностальгия»);
местоимения и указатели («где», «там»);
синтаксический параллелизм («Где…», «Там…»);
ассоциативные переходы (от реальности к воспоминанию).
Средства выразительности:
метафоры: «река цветных осенних дежавю», «армады никому не нужных снов», «ностальгия будет клубиться с дымком», «память станет вестницей из рая»;
эпитеты: «цветные осенние дежавю», «тихая красота» (подтекстно), «румянец» яблок;
символы: осень (уходящая пора), дом (уют/одиночество), рай (идеальное прошлое), Ева и Адам (невинность);
аллюзии: библейский сюжет о Еве и Адаме как образ первозданной чистоты;
олицетворение: «ветер выть в трубе», «память станет вестницей»;
антитеза: реальность (холод, пустота, бессонница) vs. прошлое (рай, тепло, безмятежность);
инверсия: «Мелеет иногда…», «Дай господи, отставит декабрю…»;
риторические обращения/молитвенная интонация: «Дай господи…».
Настроение:
меланхолическое, созерцательное, с оттенком светлой грусти и тоски по утраченному раю.
Размер и рифма:
свободный ритмический рисунок, близкий к акцентному стиху;
рифмовка нерегулярная, преимущественно перекрёстная и смежная, с элементами неточной рифмы.
Ключевые образы:
река дежавю (поток воспоминаний);
пустые дома (одиночество, покинутость);
ностальгия как дым (неуловимая, пронизывающая реальность);
рай с яблоками (идеальное прошлое, невинность);
Ева и Адам (архетип безгрешного счастья).
Свидетельство о публикации №117071708131