Дана Курская. Обзор стихов-победителей 255-259

Дана Курская. Страница на Стихи. ру: http://www.stihi.ru/avtor/fikcia

1. Василий Толстоус "Что нет войны - о том сказал приёмник..." http://www.stihi.ru/2017/04/15/551
***
Что нет войны – о том сказал приёмник,
а телевизор скромно промолчал,
но в глубине оконного проёма
разрывы бомб изводят по ночам.
Сосед безногий курит на балконе
и смотрит, щурясь, к северу от нас,
туда, где за Щегловским терриконом
грохочет позабытая война.
Напротив дом. Дырой зияет крыша.
картина веет чем-то неземным.
Жена уснула. Спит и ровно дышит –
привыкла за три года не-войны.
Часы на кухне бьют негромко полночь.
Сосед стоит и матом кроет жизнь:
он то зовёт своих бойцов на помощь,
то вниз глядит, считая этажи.

Стихотворению мешают дотянуть до уровня своей концепции нагромождение смысловых оборотов с самых первых строк. Если первый катрен избавить от речевой тяжеловесности, всё стихотворение будет звучать ярче.

2.Вера Да Юра Мои корабли http://www.stihi.ru/2017/05/06/4936

А море зимою немного другое -
оно отдыхает без отпускников,
лишь ласково нежатся  в люльке прибоя
почти невесомые стайки мальков.
Холодное солнце монетой фальшивой
от волн отражается тысячью искр.
Морские барашки отарой пугливой
на небо бездонное перебрались.
И всё гармонично, красиво, спокойно,
но как же хрупка безмятежности грань...
В реальности - будни, болезни и войны,
сбегу от неё: "Надоела, отстань!"
Мне море поставит на душу заплаты,
наполнит покоем, даст силу любви.
По водному шёлку проходят фарватер
"Авось" и "Прорвёмся", мои корабли.

Стихотворение изобилует, увы, штампами, явно грешит подрифмовками - в целом отображая внутренюю картину автора, которая нас особо не будоражит.

3.Ливерий Без пустоты http://www.stihi.ru/2017/05/09/5578
Шестнадцать не совсем квадратных метров,
Рассада, аллергия на кота.
Однажды, залетев с порывом ветра,
По комнате гуляла пустота.
И спотыкалась о порог и кресла,
Разглядывала мебель и ковры.
Она без спросу в этот дом залезла,
По ходу не встречая детворы.
Освоилась и потихоньку кисла,
Листала пожелтевший календарь,
Во времени не находила  смысла:
В окне «аптека, улица, фонарь».
Но как-то днём холодным и досужим,
Не смея перелезть через порог,
К входной двери прибился неуклюжий
Дрожащий и растерянный щенок.
Пришлось забрать и, чтоб щенок не плакал,
Общаться с ним, заботиться о нём.
Щенок подрос и стал большой собакой,
Ревниво охраняющей свой дом.
Собаке пустота казалась лишней
Она загнала пустоту  в тупик;
И та ушла, без пафоса, неслышно.
Аптеку на углу сменил бутик.

Стихотоврение сильное, но уж слишком много было  написано про набившую всем оскомину аптеку с ее фонарем, поэтому какого-то катарасиса в финальной строчке не происходи, увы.

4.Татьяна Шкодина "Замедляется время..." http://www.stihi.ru/2017/05/07/2791
Замедляется время, и три бесконечных месяца
Растекаются медом, прозрачной тяжелой каплей.
Раскаляется солнце, в распаренном небе бесится,
Неуверенный дождь длинноногой шагает цаплей.

Сквозь промытое облако щурится день июнево,
А в траве одуванчик качается легким шаром,
Серебрится на стебле подобием диска лунного,
И свои парашютики всем рассылает даром.

И душа вслед за ними летит в никуда безбашенно,
Пролетает июль, устремляется в август смело…
…Не успеешь очнуться – шафраном листва раскрашена,
И прошедшее лето тебя лишь крылом задело…

Не совсем уместный неологизм "безбашенно" заставляет читателя недоумевать - поскольку из довольно типичной, подкрашенной штампами ("диска лунного", "щурится день") пасторальной картинки, мы явно попадаем в другое пространство.

5.Ольга Домрачева пойдем на яр <http://www.stihi.ru/2017/05/22/3414 />

пойдём на яр, смотреть, как облака
пасут Иртыш и вдаль его уводят,
их воля ненавязчиво легка,
и полногруды пышущие воды.

пойдём на яр, там взнузданный Иртыш
уходит с облаками на закате
по волнам золотистых запятых,
за тлеющую точку невозврата.

пойдём на яр, где ночь кичится тьмой.
и нет реки… ни облака… ни вдоха.
сквозь чернотал иди на голос мой,
отталкивай крючки чертополоха.

прозреешь враз на ветреном яру,
когда Иртыш воловьи входит в русло,
и чайка, словно ангел наяву,
о жизни говорит с тобой по-русски

Стихотворение мастерски сделано, но какого-то особого впечатления, увы, не производит. В полотне, сотканном автором, все нити одноцветны и однозвучны, - все это не приводит читателя к какому-то открытию или выходу.

6.Елена Элентух День наступал http://www.stihi.ru/2017/05/17/6379

День наступал, и сообщала сводка,

что наступление ведется исступлённо.
Враги насуплены. Проигранные войны
не в счет, пока последняя высотка
держалась. Заливало яркой кровью
засиженную голубями крышу дома.
Рассветные ур-ру, предсмертная истома,
голубки примеряют долю вдовью.
Рубашки и сорочки на балконах, -
"уже сдаемся, руки вверх, прощай, хозяйка".
Последним поднят белый флаг - трусы и майка.

Позор, расстрел, ночь в сорванных погонах.

Цепляет своей апокалиптично-бытовой реальностью. С одной стороны - жестокая война (неясно кого, с кем и во имя чего!), с другой - сушащееся на веревке исподнее. Вокруг этого - таинственность, ночь и голуби. Интересно!

7.Елька22 жар-птица http://www.stihi.ru/2017/05/12/5389

От прощания до прощения
Непосильных двенадцать лет.
Замыкает круг отражение –
Птицы-феникса силуэт.

Без лузги очевидна ядрица:
Отпадает за годом год;
Перемелется, переплавится,
Зарубцуется, заживёт…

Обгоревшие перья сброшены.
Не возьмёшь у судьбы взаймы.
Всё меняется, даже прошлое –
Из него вырастаем мы.

Увы, тоже ничего нового мы не слышим через грамотно сформулированные строки. Ну да, все переплавится, ну да, все раны заживут. Но ведь об этом уже столько раз было написано, зачем же писать еще?

8.Василий Толстоус "Когда сойдёт последний свет заката..." http://www.stihi.ru/2017/04/24/537 
Когда сойдёт последний свет заката,
и тень укроет ближний террикон,
тогда сверкнёт подствольная граната,
и разорвётся здесь, недалеко.
Начнут стрелять из рощи пулемёты,
но красоту трассирующих пуль
вы, может быть, не сразу и поймёте,
живя в домах, искрошенных в щепу.
В подвале тоже, в общем-то, неплохо:
коптит свечи огарок на столе,
и мать в углу укачивает кроху,
чей мир – пространство маминых колен.
А так – вполне приличная реальность:
садись, накормят кашей и борщом.
Помочь, конечно, можете. Морально.
Мол, как вы там. И есть ли вы ещё.

Стихотворение с безусловно сильной концовкой, которая перевешивает все стихотворение в целом. Кроме того, общий смысл остается неясным - автор рисует островок уюта во время войны, но теряет логику повествования - если в этом подвале уютно, и даже пули красиво трассируют над виском, то зачем ("конечно") помогать этим людям?


9.Юрий Семецкий. Диалог с протоиереем Дмитрием Смирновым. http://www.stihi.ru/2017/06/14/942

— Сынок, послушай, ты уже в аду.
Ещё резвятся дети на пруду,
и прочь скользят по глади водомерки.
Ещё малинник зелен и колюч,
и солнце светит, выглянув из туч.
И ты ещё не думаешь о смерти.

Но в зеркало попробуй заглянуть,
увидишь лунь звериную и муть
во взгляде, дескать, поминайте лихом,
мол, всё пропало, я стою в строю
застывших у обвала на краю,
один шаг в бездну — это тоже выход.

Всмотрись, сынок, в свой горемычный лик.
Картина маслом: грустен, дух поник,
всё раздражает — пудинг, громкий гогот,
старухи, Путин, звуки за стеной...
И это ад. Пока ещё земной.
Но выход есть, и этот выход — к Богу.

Ничего нового, увы, нам это стихотоврение не говорит. Да, выход есть - к Богу. Да, мы уже в аду. Да, Путин. К нему, кстати, не совсем уместно подогнан пудинг, относящий нас к английским традициям нежели к русскому замотанному быту.


***

— Вот так живёшь, копаешься в дерьме
и думаешь, что ты почти на не...
беэээ — дразнятся курчавые овечки.
Во взоре кротость или истый блеск,
но ты ещё не умер, не воскрес,
а по судьбе несёшься, как по встречке.

Мелькают люди, вёрсты, города...
Тебя несёт неведомо куда.
Всё дальше от желаемого Рая.
А в зеркале вполне приличный вид,
и ничего не ноет, не болит,
лишь у Собора сердце замирает.

Ну ладно, предположим, что в аду...
несёшь свой крест, несёшь белиберду,
в свой тихий рай отыскивая дверку.
Но пропустив себя сквозь решето
своих поступков, думаешь: за что?
И за ответом двигаешься в церковь.

Стихотворение на ту же тему, что и первая часть, но воспринимается несоизмеримо ярче, глубже. Появляются дразнящиеся овечки (очевидно те, которых принятто счиать перед сном, а может и те, которые составляют часть покорного стада), судьба оборачивается встречной полосой, и вводная конструкция "предположим" вводит читателя в ситуацию беседы с автором, разговора, происходящего тет-атет в реальном времени.



17.04.2017 - 09.06.2017

10.Новикова Таня "В наследство от умершего вчера..." http://www.stihi.ru/2017/05/28/2585 
В наследство от умершего "вчера",
смотри, достался старый-старый снимок,
где в бархатных объятьях сентября
мы, словно два курортных херувима,
за столиком воркуем, пьём вино.
И где-то дремлют на шезлонгах люди,
которым бы взлететь, как птицы, но
их солнце стряпает на пляжном блюде.
А мы — уже не мы, а двойники
за кадром, выходя из ресторана,
блуждаем, всем законам вопреки,
по курсу: небо-море и обратно.

Ох. Херувимы, море, отдых, безмятежность и вино. Что хотел сказать автор - остается за тем самым кадром, о котором он говорит.


11.Гера Шторм "Пыль" http://www.stihi.ru/2017/06/02/3860

Если я ухожу навсегда - ухожу навсегда!
Не имею привычки назад возвращаться, лишь только
память тянет резиной, с размаху бьёт в спину осколком
из разбитого, мнимого счастья, что рухнуло с полки.
Я сбегаю, теряюсь в огромных, сквозных городах.

От себя — не бегу. Мне с собою комфортно вполне.
Я людей не люблю. Нет, толпу не люблю, люди — ближе.
Серой осени тон не люблю, что вливается в рыжий.
Чай с лимоном и плед помогают, конечно, мне выжить,
в этой странной игре, в этой долгой, душевной войне.

Я по-своему болен. Но болен ведь каждый, кто здесь
на земле оставляет свой след, словно пыль на брусчатке,
что сцепилась с внезапным дождём в летний день, в дикой схватке,
с силой, каплями вбита в щербинки камней в беспорядке.
Но впитав в себя влагу, уже претендует на вес.

Стихотворение о внутренних проблемах автора, которые читателя не то что бы были особоенно интересны. Последняя строка хороша, она просится в дургое стихотворение - более развернутое и лишенное заштампованности "душевной войны".

12.Якушев Павел "Жатва" - http://www.stihi.ru/2017/06/11/2459 

В поле созрели хлеба –
Новая жатва.
Мы с тобой – раб и раба
Божьего царства.
Колокол где-то звонит –
Время молиться.
Между соломенных скирд
Спины и лица.

Между засохшей стерни
Всходит отава,
Солнце, леса осенив,
Светится ржаво.
Души слепая судьба
Нижет на спицы.
Белая птица слаба –
Хочет укрыться.

Божьих путей миражи...
Сила и слава.
Где эта пропасть во ржи,
Слева иль справа?
Благовест в небе кружит –
Нежить боится.
Долго ль до Бога, скажи,
Белая птица?

Через усталость изнурительной, но необходимой человеческой работы - сбора урожая на поле в знойный день - автор приводит читателя к мысли о смирении. Тихое, но сильное стихотворение. Браво.



13.Алена Шарифова "В доме у моря..." http://www.stihi.ru/2017/06/15/6506


Если захочешь мне рассказать,
даже без повода,
Как расчертили небесную гладь
Чайки над городом.
Как старый пирс, припадая к волне, пьёт за здоровье...
Как ты соскучилась сильно по мне
В доме у моря.

Как ты проводишь свои вечера.
Ночи не зябки?
Как ты на берег ходила вчера
В розовой шляпке...
Смотришь на старый портрет на стене
С тихим укором...
Знаю, скучаешь одна обо мне
В доме у моря.

Если захочешь мне рассказать,
Как опьянённо
вишни цветут... А вокруг благодать!
Воздух солёный – может, от пролитых слёз?.. В тишине
выйди к прибою
И расскажи, как скучаешь по мне
В доме у моря...

Выбран удачный ритмический рисунок, но в целом за этой картинкой ничего не стоит для читателя. Вполне себе альбомное стихотворение для далекой подруги.



14.Ольга Королева. Впечатление от озера Волоярви http://www.stihi.ru/2017/05/20/4204



Как озеро возникло – неизвестно.
Но будто заполярный край земли –
Часть тундры ловозерской редколесной –
В Приладожье куском перенесли.

В лесу оно стоит отдельной темой –
Куском Гипербореи – и исход
Ее народа виден сокровенный.
И светится тропа среди болот.

От озера и летом тянет стужей.
Припомнишь заодно и Колыму.
На вязком дне таится древний ужас –
Здесь очень неуютно одному.

Хребтиной динозавра редколесье
Сквозит – и резко рушится: как в ад.
Хребтинки-ели  – той пугаясь бездны –
Не обжигая, трогает закат.

Злой дух, храня народ Гипербореи –
К воде не подпускает никого.
Шатается там дно, туманы веют –
Такие, как до нас – и до всего.

Отличное стихотворение. От него веет ветрами, тайной и бесконечной хтоничностью. Пример того, как о природе можно написать по-новому - так, как еще не написали за несколько веков. Поздравляю автора с удачей.

15.Галиаскарова Елена "Цветет жасмин" http://www.stihi.ru/2017/06/22/8337



Цветет жасмин
Среди равнин,
В горах Китая...

Идет Лю Чин -
Собрать жасмин -
Цветки для чая.

Расцвел к утру
И ждет жару
Там одуванчик.

И на ветру
Склонил главу
Он, как болванчик.

Бежит река,
И облака
Несутся строем.

Собрав жасмин,
Уйдет Лю Чин,
Дожди накроют...

Стихотворение сделано интересным способом - перед нами словно бы хокку, но ритмически - и не хокку вовсе. Автор мастерски передал китайскую философию спокойствия и покаяния. Необычно.

_______________________
1 место-Ольга Королева. Впечатление от озера Волоярви http://www.stihi.ru/2017/05/20/4204
2 место-Якушев Павел "Жатва" - http://www.stihi.ru/2017/06/11/2459 
3 место-Галиаскарова Елена "Цветет жасмин" http://www.stihi.ru/2017/06/22/8337


Рецензии
Дана, спасибо большое за добрые слова и высокую оценку! И за подробный интересный обзор тоже. Всего хорошего Вам!

Якушев Павел   19.07.2017 17:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.