Великие княжны. Анастасия

Сказочно и несказанно просто
Искрами у детского лица
Отражались розовые звёзды
В окнах Ливадийского дворца.

Чередой фигур, поклонов, пауз
Длился бал в слепящей красоте,
И дарил свой вальс маэстро Штраус
Русской императорской чете.

Но другую, странную Россию,
Спящую средь пашен и морей,
Помнила княжна Анастасия,
Младшая из царских дочерей.

Помнила за стенами вагона
Величавый шум людской волны,
Помнила, как поезд брал с разгона
Вёрсты нескончаемой страны.

...По железу скреп имперской мощи
Прогремела дикая война.
За окном кровавый флаг полощет,
Тихо плачет младшая княжна:

Не о прошлом... прошлое не судят
Дети царской крови голубой,
А о том... о том, что дальше будет,
Родина несчастная, с тобой.

     В стихах упоминается Великосветский бал в Ливадии 6 ноября 1913 года,
     на котором впервые было разрешено присутствовать младшим дочерям Государя –
     Марии и Анастасии. "И дарил свой вальс маэстро Штраус..." – имеются в виду
     гастроли композитора и дирижёра Рихарда Штрауса в России в 1913 году и
     популярность вальса из его самой знаменитой оперы "Кавалер розы".

5 (18) июня 1916 года Анастасия Николаевна, младшая из Великих княжон, получила в дар стихотворение, посвящённое ей известным в России поэтом, имевшим славу воина и путешественника. Свои стихи от имени офицеров, лечившихся в Царскосельском лазарете, преподнёс ей ко Дню рождения прапорщик 5–го гусарского Александрийского полка Николай Гумилёв.

ЕЁ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ
ВЕЛИКОЙ КНЯЖНЕ АНАСТАСИИ НИКОЛАЕВНЕ
КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ

Сегодня день Анастасии,
И мы хотим, чтоб через нас
Любовь и ласка всей России
К Вам благодарно донеслась.

Какая радость нам поздравить
Вас, лучший образ наших снов,
И подпись скромную поставить
Внизу приветственных стихов.

Забыв о том, что накануне
Мы были в яростных боях,
Мы праздник пятого июня
В своих отпразднуем сердцах.

И мы уносим к новой сече
Восторгом полные сердца,
Припоминая наши встречи
Средь царскосельского дворца.

Прапорщик Гумилёв,
5 июня 1916 года, Царское Село,
Лазарет Большого Дворца.
 ________________________
 * Фото–иллюстрации:
    автограф стихотворения Н.С.Гумилёва с подписями офиицеров, лечившихся в
    Царскосельском лазарете; Великая княжна Анастасия Николаевна, 1916 год.

Младшая дочь Государя отличалась лёгким и жизнерадостным характером, любила играть в лапту, в фанты, в серсо, могла часами без устали носиться по дворцу, играя в прятки. Легко лазила по деревьям, и часто из чистого озорства отказывалась спуститься на землю. Она была неистощима на выдумки, к примеру, любила раскрашивать щёки и носы сестёр, брата и молодых фрейлин душистым кармином и клубничным соком. С её лёгкой руки в моду вошло вплетать в волосы цветы и ленты, чем маленькая Анастасия очень гордилась. Была неразлучна со старшей сестрой Марией, обожала брата, и могла часами развлекать его, когда Алексея укладывала в постель очередная болезнь. Анна Вырубова вспоминала, что "Анастасия была словно сделана из ртути, а не из плоти и крови". Однажды, будучи совсем малышкой, трёх или четырёх лет от роду, на званом приёме в Кронштадте она залезла под стол и стала щипать присутствующих за ноги, изображая собаку – за что получила немедленный строгий выговор от отца.

Также она отличалась явным талантом комической актрисы и обожала пародировать и передразнивать окружающих, причём делала это очень талантливо и смешно. Однажды Алексей сказал ей: "Анастасия, тебе нужно представлять в театре, будет очень смешно, поверь!" На что получил неожиданный ответ, что Великая княжна не может выступать в театре, у неё есть другие обязанности. Иногда, впрочем, её шутки становились небезобидными. Так она неутомимо дразнила сестёр, однажды играя в снежки с Татьяной, попала ей в лицо, да так сильно, что старшая не смогла удержаться на ногах; впрочем, сама виновница, перепуганная насмерть, долго плакала на руках у матери. Великая княгиня Нина Георгиевна позднее вспоминала, что маленькая Анастасия никак не желала простить ей высокого роста, во время игр пыталась обхитрить, подставить ножку, и даже поцарапать соперницу. "Она постоянно доходила в своих шутках до опасной грани, – вспоминал Глеб Боткин, сын убитого вместе с Царской Семьёй лейб–медика. – Она постоянно рисковала быть наказанной".

Как свидетельствовал генерал М.К.Дитерихс, участвовавший в расследовании убийства Царской Семьи: "Великая княжна Анастасия Николаевна, несмотря на свои семнадцать лет, была ещё совершенным ребёнком. Такое впечатление она производила главным образом своей внешностью и своим весёлым характером. Её отличительной чертой было подмечать слабые стороны людей и талантливо имитировать их. Это был природный, даровитый комик. Вечно, бывало, она всех смешила, сохраняя деланно–серьёзный вид".

Она зачитывалась пьесами Шиллера и Гёте, любила Мольера, Диккенса и Шарлотту Бронте. Хорошо играла на рояле, и охотно исполняла с матерью в четыре руки пьесы Шопена, Грига, Рахманинова и Чайковского. Преподаватель французского языка Жильяр так вспоминал о ней: «Она была баловница – недостаток, от которого она исправилась с годами. Очень ленивая, как это бывает иногда с очень способными детьми, она обладала прекрасным произношением французского языка и разыгрывала маленькие театральные сцены с настоящим талантом. Она была так весела и так умела разогнать морщины у всякого, кто был не в духе, что некоторые из окружающих стали, вспоминая прозвище, данное её матери при английском дворе, звать её "Солнечный луч"».

В ночь с 16 на 17 июля, разбуженная вместе с родителями и сёстрами, Анастасия, спускаясь в подвал Ипатьевского дома, захватила с собой любимую собачку Джимми, сопровождавшую её во всё время ссылки. После первого залпа три Великие княжны – Татьяна, Мария и Анастасия – остались живы, их спасли драгоценности, зашитые в корсеты платьев. Позже допрошенные следователем Соколовым свидетели показали, что из царских дочерей Анастасия дольше всех сопротивлялась смерти, уже раненую большевики–убийцы добивали её штыками и прикладами.

(Компиляция из биографических материалов).

Из цикла "Великие княжны":
http://www.stihi.ru/2017/07/27/5672


Рецензии