Вновь о Фрине
СлылА необычно застенчивой...
Плотно хитон облегал тело женщины —
Что будоражило город Афины...
Она избегала публичные бани,
Дарила любовью всегда в темноте лишь...
Дважды в годУ, в дни велИких мистерий
Фрина являла красу пред глазами...
Вставала нагая... в портике храма...
Сквозь толпы шла лестницей вниз обнажённая...
Люди встречали её так восторженно —
Боги и те... чтились мЕнее рьяно...
Спускалась к воде. В благодарность богам...
Там погружалась в морскую пучину...
Кто либо мог устоять перед Фриной?
Пасть мог любой... к столь изящным ногам...
Однако, кой-кто утверждал, что нашёлся...
Причём называлось известное имя,
Был он философ, совсем не разиня,
С мыслями вечными... Ну не курьёз ли?
Заинтригована всем этим Фрина;
Живо задАлась конкретным вопросом...
«Чем занимается ночью философ?
В конце-то концов, он обычный мужчина...»
Поспорила даже: сумеет за вечер...
Того соблазнить... Заключили пари...
Вся в драгоценностях жрица любви,
В дверь постучала... Как дух — безупречна...
Философ открыл, куртизанка вошла...
Просила укрыть до утра от грабителей,
Тот пригласил благодушно в обитель,
Спать возвратился в кровать... Все дела...
Разделась, скользнула в постель к нему Фрина...
Философ — вточь кАмень! Причина немыслима!
Фрина его обнимает, целует неистово...
— Криков отчаянья катит лавина...
С воплями Фрина скрывается в ночь...
Проигрыш платить отказавшись вовеки:
— «Я чувства пыталась разжечь в человеке,
Но статую, камень нельзя превозмочь...»
_________________________________________________
Картина: Ангелика Кауфманн. Фрина соблазняет философа Ксенократа 1794 г.
Другие стихи, посвящённые Фрине:
http://www.stihi.ru/2017/07/14/7744
http://www.stihi.ru/2017/07/16/395
Свидетельство о публикации №117071508546
«Вновь о Фрине»
«Вновь о Фрине» — это не просто стилизованное переосмысление античного анекдота, а изысканное сценическое миниатюрное повествование, в котором трагикомическая интрига, художественная аллюзия и философская шутка сплетаются в один нарративный завиток. Поэт не просто рассказывает историю, а выстраивает насыщенную игру контрастов — чувственности и отрешённости, страсти и стоицизма, искусства и природы.
💃 Фрина как культурный символ
Стихотворение продолжает мифологическую линию образа Фрины, куртизанки-музы, женщины-искушения, которая в античности была как объектом обожания, так и вызовом общественной морали.
«Среди куртизанок прекрасная Фрина
СлылА необычно застенчивой...»
Этот неожиданный эпитет — «застенчивая» — ироничен, подрывной. Фрина здесь — не вульгарная соблазнительница, а владеющая собой, отстранённая богиня желания, которая знает цену своему телу и владеет ситуацией. Она управляет вниманием, она обнажается только в «дни великих мистерий», — это своего рода ритуальное откровение, почти литургия.
🧠 Философ и камень
Главный драматургический поворот начинается с упоминания философа, «с мыслями вечными… ну не курьёз ли?».
Этот мотив явно перекликается с античным рассказом о Ксенократе, стоике и ученице Платона, которого, по преданию, действительно пытались соблазнить — безуспешно.
«Разделась, скользнула в постель к нему Фрина...
Философ — вточь кАмень! Причина немыслима!»
Здесь возникает двойной смысл: философ — это буквально «камень», неподвижный, отрешённый, но и символически — он сам становится античной статуей, которой поклонялись в предыдущем стихотворении «О, Фрина!». Теперь Фрина, вдохновлявшая Праксителя на создание богини, сама встречает неподатливый мрамор — в лице мужчины.
Это мощный, ироничный перевёртыш, блестяще обыгранный поэтом.
🤹 Поэтика игры и поражения
Руби Штейн изящно строит драматургию: интрига — кульминация — падение. Фрина здесь одновременно дева и актриса, воительница и проигравшая. Её поражение — не сексуальное, а эстетическое. Она не смогла разжечь чувство — значит, проиграла не в постели, а в театре человеческих эмоций.
«Я чувства пыталась разжечь в человеке,
Но статую, камень нельзя превозмочь...»
Это одновременно ирония и трагизм, потому что она не борется с мужчиной, а с архетипом: с холодным разумом, с философией, которая ставит душу выше тела, и, возможно, с самой идеей недостижимого идеала.
🖼 Связь с живописью
Отсылка к картине Ангелики Кауфманн (1794), написанной на сюжет «Фрина соблазняет Ксенократа», задаёт зрительный фон: в этом историческом моменте искусство женского тела встречает границу стоицизма, «мужскую» идею самоконтроля. Поэт превращает картину в диалог, живописное изображение — в лирическое действие.
Таким образом, стихотворение одновременно функционирует как поэтический текст и как комментарий к живописи, что придаёт ему особую межжанровую насыщенность.
💬 Заключение
«Вновь о Фрине» — это остроумная, легкая, и в то же время глубоко концептуальная лирическая сценка, в которой переплетаются:
античный миф и его позднейшие интерпретации,
ирония и печаль,
телесность и дух,
и, наконец, творческая сила женщины — натуры, актрисы, богини — и недоступная отстранённость философа.
Это стихотворение — пьеса в одном действии, ожившая на границе между историей, мифом и поэтической реконструкцией. Оно не только обыгрывает сюжет, но и приглашает читателя задуматься: кто сильнее — страсть или разум? кто побеждает — Фрина или Ксенократ? или, быть может, проигрывают оба?..
✨ Вершина ироничного мифопоэтического жанра в духе Руби Штейн.
Руби Штейн 26.06.2025 04:25 Заявить о нарушении