Товарищи бесы

По средневековому выражению,  дьявол есть — «обезьяна бога». В русской  христианской традиции греческое слово « daimones» было переведено  латинским словом  "бесы" - звери.  В латинизмы бесы попали из древнего Египта, где им поклонялись простые люди как божкам плодородия и сексуального счастья.
У египтян  Бес — общее наименование карликовых божеств, сопровождающих более крупных богов.  Дабы подчеркнуть величие главного божества Бес изображался смешным карликом с кривыми ногами и большим свисающим членом, у него были  большие глаза и длинные уши возможно именно они в последствии превратились в рога. На плечах он носил звериную шкуру и иногда  изображался с высунутым языком. В общем, Бес был вполне похож на обезьяну и работал древнеегипетским домовым, охраняя маленьких детей от злых духов и покровительствуя домашнему очагу.
Во время родов  бесы плясали и громко пели, что бы отогнать нечистых  духов от роженицы, а заодно, отвлечь её от боли. По этому,  изображения  весёлого карлика находят и на предметах женского туалета.
Иногда беса изображали с ножом, тогда он назывался Аха  - боец против зла, иногда пляшущим, тогда он звался  Хит, что звучит вполне музыкально.
Бес,  как  и святой Егорий изображенный на гербе Москвы должен был убивать  заползающих в дом змей, этих воплощенных злых духов.  Возможно, Бес  был еще и стражником ночного египетского солнца и вероятно праобразом бесов были африканские бушмены – маленькие, дикие, но безопасные для нильских земледельцев  люди. 
С исчезновением из культа больших богов исчез и Бес, но его имя христиане  перенесли в свою мифологию уже на сторону зла. В православии он стал мелким ангелом зла – чёртом вредящим человеку, слугой большого злодея Сатаны. Олицетворением беспорядка и неудачи. Он как нельзя лучше подходил на эту роль: обнаженный член - символ плотского соблазна, высунутый язык - символ соблазна словесного  при физическом уродстве, плюс пророщенные ему от быка Аписа: хвост, рога и копыта. Они сделали безобидного египетского весельчака прекрасным  архетипом «скотской мерзости». 
Таков банальный закон истории религия, приходящая на смену старой вере превращает старых богов и божков в демонов. Например святое для христиан изображение креста в более новой религии ислама стало запретным. Еще раньше благородные и благие дэвы арийцев становятся тёмными демонами, благодаря реформе Зороастры. 
Так и в политике новая идеология предаёт «анафеме» старые идеалы и символы. Это революционный путь – то, что вчера было хорошо, сегодня уже плохо.
У христиан чужая религия и вообще все пугающее, незнакомое и новое,  называется бесовским. Сами же карликовые духи в контексте христианства остались, сильно помолодев, они превратились в пухлястых младенцев с крылышками на  храмовых сводах, как бы символизируя  собой - невинность и защиту. И в самом деле, не изобразишь ведь в христианском  храме в качестве символа невинности и служения карлика с высунутым языком и торчащим членом. Но шумный карлик не исчез.
Революционный митинг или демонстрация есть ни, что иное как танец Беса. Красные флаги над толпой, это его высунутый язык, поднятые вверх сжатые кулаки и дула винтовок –вздыбленный  фаллос.  Движенье масс - танец топчущий змей подземного мира в котором томиться новое солнце, ожидаемое вместе с зарёй нового дня на небе человеческой надежды. Лава, вырвавшаяся наружу из под земли. Так пробуждается Дух, заколоченный в гроб догматов, бледными жрецами страха,  весенний ледоход на реке,  трава из под  снега, птица, поющая на набухшей ветке и сама революция – роженица,  в муках выдавливающая из себя новое общество, что бы заново прогуляться по вечному кругу.


Рецензии