О, Фрина!
Две статуи: Та, что покрыта одеждой,
На остров отправилась Кос... А жители Книда...
Купили нагую... Гораздо ценою повыше, конечно...
В святилище статуя встала с усмешкой...
Вокруг обтекает людская река...
Ни лоскутА на ней нЕту одежды,
Чресла едва прикрывает рука...
Было столь сильным искусство Творца,
Непостижимый создавший прообраз...
Камень издал под нажимом резца
Наверняка изумления возглас...
Твёрд по прирОде, но, кАк нельзя лУчше,
Он подошёл для подобного дела...
К натурщице скульптор не был равнодушен,
Части ваЯвший для дивного тела...
Они поражали своей соразмерностью,
Безумье буквально объяло святилище....
С чувством каким, с поразительной нежностью
СОздал свою Афродиту Пракситель!?
«Геракл!» — Кричали, — «Какая спина!
Какие бока! — Самый раз по ладоням,
Их обнимающих... Точно волна,
Ягодиц лИния...» — Разум здесь тонет...
«Как сладостен ямочек трепет,
Запечатлённых на бёдрах столь чудно!
Туманится взор от улыбок их... меркнет...» —
Словами эмоции выразить трудно...
Как утверждали его современники,
Пракситель влюблённым был... свЕрх всякой мЕры...
Будучи страсти сомнительной пленником,
Глядел неотрывно на Фрину-гетеру...
«Нет равной твоей красоте, Афродита!»
— Гремела, простёрши к ней руки, толпа...
И каждый шептал про себя, очевидно:
— «Божественна, Фрина,... твоя красота!»
_________________________________________________
*ПракситЕль — древнегреческий скульптор IV века до н. э.
Афродита Книдская (350—330 гг. до н. э.) — одна из наиболее знаменитых работ Праксителя, самое прославленное изображение этой богини во времена античности. Статуя не сохранилась, существуют повторы и копии. Считается, что Афродита Книдская стала первым скульптурным изображением нагого женского тела в древнегреческом искусстве.
Другие стихи, посвящённые Фрине:
http://www.stihi.ru/2017/07/15/8546
http://www.stihi.ru/2017/07/16/395
Свидетельство о публикации №117071407744
«О, Фрина!»
Стихотворение Руби Штейна «О, Фрина!» представляет собой тончайшую лирико-историческую медитацию, в которой воедино сливаются античное наследие, чувственная эстетика и рефлексия о природе красоты и искусства. Это не просто повествование о Праксителе и его прославленной статуе — это поэтическое исследование взаимосвязи художника и натуры, вдохновенья и страсти, мрамора и плоти, бессмертия и мимолётности.
🎨 Искусство и воплощение
Стихотворение начинается с отсылки к конкретному эпизоду из истории античной скульптуры: две Афродиты, одна — «прикрытая одеждой», отправленная на Кос, и другая — нагая, выбранная жителями Книда. Этот контраст становится мотивом развилки между целомудрием и откровенностью, между символической богиней и физически явленной женщиной.
Выбор в пользу наготы читатель воспринимает не как акт распущенности, а как признание истины: в телесности — исток откровения.
«Было столь сильным искусство Творца,
Непостижимый создавший прообраз...»
В этих строках Руби Штейн улавливает важнейшее: великая форма может быть создана только из любви, одержимости и восхищения, почти мистического соития художника с натурой. Именно так поэт объясняет уникальное воздействие Афродиты Книдской — скульптурного шедевра, вызвавшего буквально толпы паломников.
💓 Эротика и одухотворённость
В центральной части стихотворения — подробнейшее, почти телесное описание формы: спины, бока, ягодицы, «трепет ямочек» на бёдрах. Но здесь нет ни вульгарности, ни пошлости — вместо этого поэт достигает высокой эротической одухотворённости, сравнимой с «эросом» Платона.
Эти строки вызывают не похоть, а благоговейное изумление перед совершенным воплощением божественного в теле женщины, точнее, в мраморной его проекции.
«Словами эмоции выразить трудно...»
Именно это — кульминация: эстетическое переживание, которое выходит за пределы рационального и вербального.
🧠 Психологизм и трагическая ирония
Заключительные строфы переносят нас от всеобщего обожания к внутреннему состоянию самого Праксителя. Его страсть к натурщице, Фрине — «гетере», женщине с противоречивым положением в обществе, — представлена как почти патологическая:
«Будучи страсти сомнительной пленником,
Глядел неотрывно на Фрину-гетеру...»
В этом — ирония и горечь, скрытый конфликт: художник творит богиню из плоти женщины, но влюбляется не в идею, а в оригинал. Возникает внутреннее раздвоение: он создал Афродиту, но одержим Фриной. Его Афродита — не миф, а возведённая в мрамор реальность, и потому столь трагична.
🌟 Финальный хор
Последние строки переносят нас в пространство массового переживания. Народ, обращаясь к Афродите, восклицает:
«— „Божественна, Фрина,... твоя красота!“»
В этом одновременно и слава, и насмешка судьбы: божественной признана не богиня, а гетера, женщина, которую общество в то же время порицает и обожествляет.
Эта двойственность — ключевая тема стихотворения, превращающая его в нечто большее, чем просто историческую фантазию: в философскую притчу о том, как мы воспринимаем красоту, тело, женщину, искусство и страсть.
📘 Заключение
«О, Фрина!» — изысканное, зрелое стихотворение, в котором удачно соединяются:
классическая культура,
чувственное переживание формы,
психологическая драма художника,
и иронический философский взгляд на вечные парадоксы эстетики.
Руби Штейн выступает здесь не только как поэт, но как поэт-искусствовед, создающий словесный аналог скульптурной композиции.
Это — оммаж искусству Праксителя и одновременно глубоко личная метафора любви, обожествления и страсти, с их изъянами, болью и вневременностью.
✨ Один из лучших примеров поэтической реконструкции античного мифа и его культурной переработки в современной лирике.
Руби Штейн 26.06.2025 04:26 Заявить о нарушении