Баллада июльского дня

МАРГАРИТА ТЕРЕХОВА В ЧИТЕ

Я всё ждала, когда же о ней заговорят в полную силу – с тем пиететом, какого достойно это уникальное явление -  Маргарита Терехова. О её творческой энергетике. О её прекрасных глазах и обволакивающем голосе. О красоте женской и человеческой. Но главное, о таланте!
 И вот  случилось – лет пять назад заговорили.  О  том, что она больна, что у неё стало плохо с памятью и уже не играет в театре, не может сниматься в кино, о сложностях в отношениях с сыном.  Несколько раз она  мелькнула  на Первом канале -  постаревшая и мало похожая на прежнюю королеву Терехову. Ретроспектива фильмов с её участием прошла по «Культуре».
А в  этом году, 25 августа, у народной артистки России Маргариты Борисовны Тереховой 75-летний юбилей.  И, может быть, поэтому  на одном из телеканалов появился анонс новой  передачи о ней с эффектными кадрами из фильмов, и в начале лета промелькнуло  в СМИ сообщение :  на XI Международном кинофесте  А. Тарковского «Зеркало» Маргарита Терехова награждена специальной наградой за выдающийся артистический вклад в российскую кинематографию и в худмир Тарковского. Награду получила за мать актриса Анна Терехова.
Вот так – от случая к случаю, от юбилея к юбилею…
А мне обидно за неё. На фоне ежедневно, а то и ежечасно, мелькающих на телеэкране эстрадных звёздочек Маргарита Терехова – звезда вневременной величины - заслуживает большего внимания!
Я часто вспоминаю её приезд в Читу. Было это 20 лет назад – в июле 1997 года. По тем временам -  большое событие, встреченное вполне достойно! Интервью с М.Б.Тереховой прошли на ЧГТРК и на «Альтесе», причём  с такими ассами забайкальской журналистики как  Ида Файерштейн и  Сергей Иоффе. Фотокор «Забайкальского рабочего» Виктор Дианов по сей день горд фотосессией  актрисы, сделанной им во время прогулки по Чите, о сопровождении в которой сама Маргарита Борисовна его и попросила.
Жила Маргарита Борисовна в гостинице «Даурия», где на тот момент случилось событие, о котором не могу не упомянуть, поскольку это очень характерно дополняет портрет актрисы. Утром 7 июля в гостиницу зашёл посетитель и…  тут же - у стойки дежурного -неожиданно скончался. До выяснения обстоятельств умерший человек лежал в фойе прикрытый простынёй. Увидев это, Маргарита Борисовна, ничтоже сумняшеся, спросила, где у нас  церковь, и вскоре у тела покойного появились поставленные ею прямо на полу свечи… Такое не забывается!
Случай этот, к сожалению, остался тогда за гранью моих заметок о спектакле «Женщина в песках» с её участием. Потому пытаюсь восполнить этот пробел сейчас.
А мои  заметки в газете «Ваша реклама», с которой я в 90-е годы сотрудничала, вышли под названием:

                БАЛЛАДА ИЮЛЬСКОГО ДНЯ

.Маргарита Терехова и Валентин Овсюк на сцене Читинского театра драмы.
6-7 июля* Читу посетила Маргарита Терехова. Актриса, известная миру, как исполнительница главной роли в фильме Андрея Тарковского «Зеркало». А широкой отечественной аудитории по «Трём мушкетёрам», «Собаке на сене», индийской ленте «Рики-тики-тави», советско-американской «Синей птице»  и ряду картин, которые,  скорее всего, остались в нашей памяти, только благодаря имени Тереховой.
К сожалению, она мало знакома в нашей провинциальной дали как театральная актриса. О нашумевшей в столице премьере «Царской охоты» в театре имени Моссовета остаётся только мечтать! Как и о картинах: «Зелёный огонь козы», снятой при участии сына Владимира Высоцкого и оставшейся на Украине, эстонской ленте «Только для сумасшедших, или сестра милосердия» - четыре Гран-при за лучшую женскую роль в Бельгии, Германии, Франции, Италии… И ещё по ряду не достигших нашего ока творческих работ, снятых за границей.

В Забайкалье Маргарита Борисовна приехала впервые, благодаря международному театральному агентству «Арт-партнёр» и московскому ант-репризному театру «О’кей». О последнем стоит сказать несколько слов особо, поскольку это одно из первых порождений частных театров в России на волне новых экономических условий. О’Кей возник в 1991 году по инициативе некой  Ольги Шведовой, ранее работавшей по литературной части в столичных театрах и киностудиях. Сделав ставку на неординарность постановок, жанровое разнообразие и серьёзную литературную основу, театр Шведовой сумел за короткий срок обрести известность за пределами столицы. Достаточно сказать о шумно заявившем о себе рок-мюзикле Максима Дунаевского и Юрия Ряшенцева по Оскару Уайльду «Соломея, царевна иудейская» с Любовью Полищук в главной роли. Следом созданы не менее интересные спектакли: «Бедный, бедный Иуда» по повести Леонида Андреева «Иуда Искариот», драм-балет по Ивану Бунину «Натали» и комическая опера «Вампука»…
Оригинальные решения, обилие стилевых и специфических театральных нюансов, синтетический сплав музыки, пластики, вокала и слова, лучшие имена столичных актёров на афишах – всё это, конечно, не могло не привлечь внимания зрителя.**
Вот и «Женщина в песках» на афишах Читы вызвала интерес не столько названием спектакля, сколько именами исполнительниц: Маргариты Тереховой и Натальи Белохвостиковой. И это сбило с толку наших театралов. За редким исключением зрители шли в театр на встречу со звёздами, безоглядно доверяясь их таланту. И менее всего ради Кобо Абэ, роман которого вызвал в своё время бурю суждений  по всему  миру, но за 30 лет изрядно подзабылся, а новым поколением, вероятно, и не читался. Повторюсь, зрители шли на Терехову с Белохвостиковой, которые на деле оказались всего навсего дублёршами главной роли.
А в спектакле играли двое: Маргарита Терехова и доселе незнакомый нам молодой актёр Валентин Овсюк.
Такова затянувшаяся предыстория появления известной актрисы на нашей сцене.  Но, прежде чем перейти  к спектаклю, позволю себе ещё добавить, что сценарная версия японского романа принадлежит самой Ольге Шведовой, которая, как оказалось, имеет к Чите некоторое пристрастие. Будучи дочкой старинных институтских приятелей Бориса Ильича Кузника, Ольга Шведова в своё время получила от нашего известного профессора медицины и не менее известного театрала благословение на то, чем теперь занимается. Вот уж, воистину, мир тесен! Борис Ильич, конечно, в качестве почётного гостя оценивал работу своей протеже.
Спектакль оказался  довольно сложным для восприятия. И в первый же день это породило самые полярные мнения: от полного неприятия до восторженного «гениально». Но, берусь утверждать, что даже те, кто пришёл всего лишь поглазеть на звезду, не могли не почувствовать значительности происходящего на сцене.
Да, материал для театральной постановки не прост. Роман сам по себе вызывает разночтения, он несколько необычен по своей философской подоплёке для европейского мышления. Из него можно извлечь и жуткую чернуху со взглядом на мир безнадёжным и страшным, а можно увидеть и показать путь человека к обретению истины, к обретению себя самого. Что, собственно, и сделали создатели спектакля. Они дали нам возможность открыть глубокую философскую притчу ключом театральности. С этих позиций всё становится понятно и легко читается.
Сюжет прост. Некий горожанин, учитель-энтомолог (собиратель бабочек и насекомых) попадает в деревню, жители которой заняты тем, что отгребают песок, грозящий засыпать их жилища. Мужчина устраивается на ночлег в дом одинокой женщины и оказывается пленником (дом находится посреди дюны в глубокой песчаной яме), вынужденным разделить с женщиной её нудно-монотонную работу по собиранию песка. Поначалу он не мог представить себе, что проживет здесь хотя бы день. Но обстоятельства сложились так, что выдержал полгода. Когда же появилась возможность покинуть яму, мужчина принял решение остаться в ней навсегда. Почему?! На этот вопрос мы и должны ответить.
Итак на сцене «яма». Постановщики (режиссёр Алексей Говорухо,  художник Наталья Максимова) нашли убедительно-верный ход в её изображении: сцена во всю свою высоту затянута свободно ниспадающим сверху вниз бежевым полотном. Оно и даёт иллюзию песчаного штока (сплошной породы). Но, кажущаяся на первый взгляд простота решения, на деле оказывается совсем непростой. Полотно-песок фактически ещё одно действующее лицо в спектакле. Оно лавиной обрушивается на незадачливого героя в момент задуманного побега. Его загребают в корзину и подают наверх тем, кто невесть для каких целей собирает по деревне песок. Полотно ручейком стекает из поднятой корзины обратно, создавая ощущение нескончаемого движения песка.
Таким образом, песок в яме живёт своей жизнью и подчиняет людей её особому ритму. Если от этого ритма отступить или нарушить, песок засыплет, поглотит в свои недра, как уже было с мужем и дочкой женщины, с другими людьми, что жили здесь до энтомолога.
Актёрам выпала непростая задача: в рамках предложенных постановочных средств убедить зрителя  в возможности нормальных чувств и отношений даже в таких нечеловеческих условиях.
Героиня Тереховой - странная, покорная судьбе, мягко и неслышно ступающая Женщина.
Даже о смерти близких сообщает ровным, бесстрастным голосом. Ей нет никакого дела до той, другой жизни – наверху, за пределами ямы: «Что без толку гулять?» Борьба с песком – её работа, её жизнь. «Песок не отдыхает и отдыхать не даёт…»  она изучила повадки песка,  его поведение под влиянием ветра и тумана. Она и ходит так осторожно, дабы не спровоцировать песок.
Героя Овсюка раздражает образ женщины. Он поначалу всё время одержим поиском выхода из своего нелепого плена. Но! «Труд помогает человеку примириться с бегущим временем, даже когда оно пролетает бесцельно» - Кобо Абэ.
Дабы не быть погребённым заживо и просто, чтобы занять время, Мужчина втягивается в работу.. Работа и Женщина открывают ему суть явлений, помогают найти смысл  казалось бы в бессмысленном. Здесь, в яме, он совершает то, что вряд ли совершил бы там – наверху – он открывает Воду и способ извлечения её из песка!
Вода ещё одно действующее лицо в спектакле. Это - чистое, светлое, противоборствующее Песку - начало. Вода очищает тело, приносит радость душе. С каким первородным, почти животным восторгом наши герои окунают головы в ведро с водой и откидывают волосы назад, рассыпая вокруг мириады брызг! Как бережно несёт Женщина на вытянутых руках чашу с водой…
Жизнь – песок. Но и вода – жизнь. Они почти равнозначны по своей силе. Но если песок – это тяжесть жизни, рутина, то вода – это то, ради чего и стоит бороться. Ради чего можно забыть о пустых мирских радостях, существующих где-то там – за горизонтом ямы. Открыв эти простые истины Мужчина остаётся с Женщиной
И ещё одна очень существенная деталь способствует пониманию постановки. Это даже не деталь, это принципиальный творческий ход, делающий действие динамичным, интересным, захватывающим. Нам предлагается очень изящный приём борьбы с песком. Это японское фехтование на бамбуковых или деревянных мечах. Актёры очень хорошо справляются с этой непростой задачей. Известно, что главная цель в боевых искусствах, их философская основа  – победа не над противником, а над самим собой, над своими слабостями и внутренними пороками. Герои М.Тереховой и В.Овсюка дают, на мой взгляд,  модель такого понимания:
Познавший людей – мудр.
Познавший себя – просветлён.
Побеждающий людей – силён.
Победивший себя – могуществен.
(Из древнекитайского трактата «Дао дэ цзин»)
Такова, суть этой романтической и в то же время глубоко философской притчи, каким представился зрителям спектакль.
А название своих заметок я совсем неслучайно позаимствовала у Федерико Гарсиа Лорки. Из закулисных разговоров с Маргаритой Борисовной Тереховой я узнала, что она не просто любит этого великого испанца, но и поставила по нему спектакль. В «Балладе июльского дня» Лорки есть очень созвучные спектаклю строки:
Дом мой там, где любят,
Где влага светла…
Я очень надеюсь, что многие читинцы ушли со спектакля с этим ощущением.

Опубликовано: «Ваша реклама» №31 – 1 августа 1997г., Чита.

*Напомню: речь идёт о 1997 годе.

**Готовя настоящую публикацию, я попыталась узнать дальнейшую судьбу Ольги Шведовой. Интернет выдал  в изобилии сообщения о спектаклях, поставленных на разных сценических площадках России режиссёром Ольгой Шведовой, приглашённой из Канады. Да та ли это Шведова? Сомнения развеялись, когда рядом с этим именем я увидела ещё одно, знакомое мне с 1997 года, - Валентин Овсюк. Цитата:
«Вчера 28 февраля 2016 в Торонто состоялся Юбилейный творческий вечер режиссера, драматурга, продюсера, руководителя театра и студии Ольги Шведовой. В этот день совпало несколько дат и день рождения. Одна из дат - внушительная - 40 лет в театре! И прекрасно, что в Канаде Ольга Шведова полностью сохранила свою доиммиграционную профессию, что не каждому удается в новых условиях. На этом вечере праздновался и серебряный юбилей - 25 лет вместе с известным актером театра и кино Валентином Овсюком, а также 15-летие их детища - Театра Russian Drama & Studio in Torontо.


Рецензии
Еще одно доказательство, какая замечательная у тебя проза. Чувствуется журналистская жилка.Не устану восхищаться! Спасибо. Никогда не слышала о таком театре.

Лора Евлахова   29.11.2022 21:41     Заявить о нарушении
Увы, режиссёр сбежала со своим товарищем в Канаду, и театр канул в Лету

Галина Рогалёва   30.11.2022 04:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.