Опять бессонница
Навалилась бессонница грудью.
Воздух был упоительно свеж,
Словно ветреный паж травоблудья.
Ночь пришла с одиночеством в дом.
Раскроила пространство на кельи.
Мимо окон тянулись гуртом
Сновидений чужих внеземелья.
Невидимкой скользнула за дверь,
Через стену волшебная сила.
В сундуке застарелых потерь,
Под запретом тоска голосила.
Слышал ветер, пробравшись в трубу,
Да ещё домовёнок из печки...
Старый ясень с гнездом на горбу,
И тропа вдоль забора до речки.
В келье духа рыдала тоска,
В келье сердца ютилась тревога...
Мысли трогали боль у виска...
Не волнуйтесь, ведь келий-то много.
На полу флиртовала Луна
С тенью от утомлённой кровати,
Где ворочался долго без сна
Квартиранта-бессонья приятель.
Прошуршал под окошком травой
Заблудившийся в темени ёжик.
Над колючей его головой
Лунный лучик натачивал ножик.
Разрезая тумана пирог,
Он тонул в пышной мякоти дымки..
И фонарная блажь вдоль дорог
Словно встречи ждала с невидимкой.
13.07.2017
Краткий анализ стихотворения
1. Тема: бессонница как состояние души, погружённой в тревожные размышления, одиночество и метафорическую «работу» воображения.
2. Основная мысль: бессонница — не просто отсутствие сна, а особое пограничное состояние, в котором внутренний мир человека раскрывается через причудливые образы и метафоры; одиночество и тоска обретают зримые формы, но при этом сохраняется лёгкая ироничная отстранённость («Не волнуйтесь, ведь келий;то много»).
3. Композиция:
стихотворение состоит из 8 строф (всего 32 строки);
линейное развитие: от внешнего пейзажа ночи — к внутренним переживаниям, затем снова к внешним деталям, создающим круговую рамку;
каждая строфа — законченный микрообраз, складывающийся в единую картину ночного бдения.
4. Тип речи: лирическое описание с элементами рассуждения (размышление о состоянии души).
5. Стиль речи: художественный (поэтический), с насыщенной образностью и символикой.
6. Средства связи предложений:
лексические повторы («келья», «ночь», «сон/бессонница»);
местоимения и указатели («он», «это»);
синтаксический параллелизм («В келье духа…», «В келье сердца…»);
ассоциативные переходы (от внешнего мира к внутреннему и обратно).
7. Средства выразительности:
метафоры: «навалилась бессонница грудью», «раскроила пространство на кельи», «фонарная блажь… словно встречи ждала с невидимкой»;
олицетворения: «ночь пришла с одиночеством», «тоска голосила», «ветер слышал»;
сравнения: «словно ветреный паж травоблудья», «словно встречи ждала с невидимкой»;
эпитеты: «упоительно свеж», «застарелых потерь», «утомлённой кровати», «пышной мякоти дымки»;
символика: кельи (разделение внутреннего пространства), сундук (хранилище прошлого), луна (холодное созерцание), ёжик (маленький живой элемент в ночном мире);
игровые образы: «квартиранта;бессонья приятель», «лунный лучик натачивал ножик» (лёгкая ирония, снижающая пафос тоски);
аллитерации и ассонансы: повторяющиеся звуки «л», «н», «с» создают ощущение шепота, шороха, ночного движения.
8. Настроение: тревожно;завораживающее, с оттенками одиночества, но без трагического надрыва; присутствует тонкая игра образов и лёгкая самоирония.
9. Размер и рифма:
размер — разностопный (преимущественно четырёхстопный) хорей или близкий к нему тонический строй;
рифмовка перекрёстная (АБАБ), рифмы чередуются мужские и женские;
ритм плавный, гипнотический, соответствующий теме бессонницы.
10. Итоговый смысл: стихотворение рисует ночь как время, когда внутренний мир человека проявляется в причудливых образах, а бессонница становится проводником в лабиринты души, где тоска и одиночество обретают зримые формы, но не лишают героя способности наблюдать и иронизировать.
Свидетельство о публикации №117071309369
Олег Смирнов 3 13.07.2017 22:33 Заявить о нарушении
Ольга Сергеевна Василенко Красни 13.07.2017 23:13 Заявить о нарушении
Олег Смирнов 3 14.07.2017 05:49 Заявить о нарушении