Сквозь века...
Словно притча древних времён.
Нет ни свиты с ним, ни короны нет...
Поглядеть: чисто дед...
Не плешив, но сед...
Никудышно одет...
Но века проходят, а он здесь
Есть.
Проревелось время дождём...
Пух да сох от слёз водоём.
А от вечности не пришёл запрет...
Пусть Деряба и дед...
Повидал белый свет
Никудышно одет...
Но, века проходят, а он здесь
Есть.
Истопталась твердь на износ.
Век смертями в неё пророс.
Народились дива у юных лет.
Не исчез птичий след:
Ай, Деряба! Ай, Дед!
Никудышно одет...
Но, века проходят, а он здесь...
Есть.
12.07.2017
Краткий анализ стихотворения
Тема
Вечная, неуничтожимая сущность некоего образа («Дерябы;деда») — символического персонажа, который, несмотря на внешнюю неказистость и старость, переживает века.
Основная мысль
Под внешней неприглядностью («никудышно одет», «сед») скрывается внутренняя сила и долговечность: время и перемены не властны над этим образом. Он — своего рода «притча древних времён», знак постоянства в потоке перемен.
Композиция
Три строфы, построенные по принципу повтора и нарастания:
В каждой строфе сначала рисуется образ «деда» (внешняя скромность, старость).
Затем — картины времени, перемен, разрушения («проревелось время дождём», «истопталась твердь»).
Завершается строфа рефреном: «Но, века проходят, а он здесь / Есть».
Рефрен усиливает идею неуничтожимости.
Последняя строфа чуть короче, что создаёт эффект завершённости.
Тип речи
Лирическое размышление с элементами повествования (картины времени) и описания (образ «деда»).
Стиль речи
Художественный, с ярко выраженной поэтической образностью. Присутствуют архаичные и разговорные элементы («никудышно», «ай»), что придаёт тексту народно;песенную интонацию.
Средства связи предложений
Лексические повторы: «век(а)», «дед», «есть», «никудышно одет».
Анафора: «Но, века проходят…» в конце каждой строфы.
Параллелизм конструкций (схожие синтаксические схемы в строфах).
Местоимения и синонимы для обозначения главного образа («он», «Деряба», «дед»).
Средства выразительности
Метафоры: «проревелось время дождём», «пух да сох от слёз водоём», «век смертями в неё пророс».
Эпитеты: «белоствольные берёзы» (в примере из предыдущего анализа, здесь — «никудышно одет», «чисто дед»).
Сравнения: «словно притча древних времён».
Повторы и рефрены: «Но, века проходят, а он здесь / Есть» — ключевой акцент.
Архаизмы/просторечия: «чисто дед», «никудышно», «ай» — придают фольклорный оттенок.
Олицетворение: время «проревелось», вечность «не пришла с запретом».
Антитеза: внешняя слабость и непритязательность vs. внутренняя мощь и вечность.
Настроение и интонация
Задумчивое, философское, с оттенком народной мудрости. Интонация то почти разговорная («чисто дед»), то возвышенно;поэтическая («словно притча древних времён»).
Символика
«Деряба;дед» — возможно, персонификация времени, народной памяти, непреходящего начала.
Образы природы (дождь, водоём, твердь) подчёркивают цикличность и вечность процессов.
Одежда («никудышно одет») как знак непритязательности, вневременности.
Итог: стихотворение строит образ неуничтожимого, вечного начала, скрытого за скромной оболочкой. Через повторы, метафоры и фольклорные интонации автор передаёт идею: истинное бытие не зависит от внешних атрибутов и переживает любые перемены.
Свидетельство о публикации №117071209565