Леший-дед

Лешим явится или тенью тёмной...
Что для конного, что для пешего,
Сам решит, Деряба-повестушка,
Где дроздом явившись, где дедушкой.
Где съестное дарит, где мешево,
Да с него-то станется... с лешего.
И шалить горазд, и мешать силён...
Может клюнуть в глаз, может взять в полон.
То наслать на мир морок сонный,
То под лик срядиться иконный.

Не обидно деду Дерябой зваться...
Чёрен волосом, зычен голосом.
Да лечить умеет по мудрому,
Не клеймя рабами да шудрами.
Оттого и выглядит молодцем,
Для него и солнышко - золотце.
Сеял в борозды семена луны,
Крещен хворостом поперёк спины,
Пусть не вписано имя в святцы...
Но Дерябе дебри дивЯтся.

Он и лесу брат, и полянам сроден...
На дуде игрок, по грибы ходок.
Не чадит досужими спросами,
Да сверчков не топит под росами.
В бороде и проседь, что серебро,
А в глазах, что Божья слеза, добро.
Что ни слово - клад, что ни дело - свет,
Он заходу сват, кум ему - рассвет...
День к нему с поклонами ходит,
К ночи он для тайны свбоден.

Встреть поди его, коли статью вышел...
Не на всякий ляд он бросает взгляд.
У него и царь не в чести, коль глуп.
Для дурного он на приветы скуп.
Волчьим оком да рыком умеет рвать,
Созывать слова, выдвигати рать.
Силой святости опоясанный
Не свербит точёными лясами.
И живёт свободно, как дышит.
Ложем твердь ему, небо - крышей...


12.07.2017

Краткий анализ текста
Тема: образ лешего (Дерябы) как духа природы, воплощающего двойственную сущность лесного хозяина — и шалуна, и мудрого целителя, хранителя леса.

Основная мысль: леший — не просто мифический персонаж, а целостный образ природной силы, сочетающей в себе противоречивые черты (шаловливость и мудрость, грозность и доброту), живущий в гармонии с миром и неподвластный человеческим условностям.

Композиция:

1;я часть (строки;1–10) — демонстрация многогранности лешего: его способность менять облик, шутить, пугать, вводить в заблуждение.
2;я часть (строки;11–20) — акцент на мудрости и целительских способностях Дерябы, его внутренней свободе и достоинстве.
3;я часть (строки;21–30) — описание гармонии героя с природой, его нравственной чистоты и внутренней силы.
4;я часть (строки;31–40) — подчёркивание независимости лешего, его власти над стихиями и свободы бытия.
Тип речи: художественное описание с элементами повествования и рассуждения (через перечисление свойств и действий персонажа).

Стиль речи: художественный, с ярко выраженной поэтической стилистикой. Характерны:

архаизмы и диалектные формы («мешево», «срядиться», «выдвигати»);
метафоричность и символизм;
ритмическая организация текста.
Средства связи:

лексические повторы («Деряба», «леший»);
параллельные конструкции («Что ни слово — клад, что ни дело — свет»);
анафора («То наслать… То под лик…»);
местоимения и синонимы для обозначения героя («он», «Деряба», «леший»).
Средства выразительности:

метафоры: «сеял в борозды семена луны», «крещён хворостом поперёк спины»;
эпитеты: «чёрен волосом», «зычен голосом», «Божья слеза»;
сравнения: «в бороде и проседь, что серебро», «в глазах, что Божья слеза, добро»;
олицетворения: «день к нему с поклонами ходит», «для ночи он для тайны свободен»;
антитезы: шалить;/;лечить, грозный;/;добрый, волчье око;/;Божья слеза;
символика: луна, хворост, серебро, золото — знаки природной мудрости и сакральности;
архаичная лексика и синтаксис для создания фольклорного колорита.
Общий эффект: текст воссоздаёт образ лешего как архетипического хранителя леса — одновременно пугающего и благого, свободного и мудрого, живущего по законам природы, а не людским правилам.


Рецензии