Хранитель Образа Тихвинской Пр-Бцы

 Галина Храбрая

 «Дом есть не что иное, как малая церковь»,
 так говорит нам Апостол Павел в своём Первом Послании…

 «ХРАНИТЕЛЬ ОБРАЗА ТИХВИНСКОЙ ПР-БЦЫ»

 Так вышло, что сын мой Сашка по стечению жизненных обстоятельств
 и велению судеб стал хранителем одной старинной иконы, сделанной два
 с лишним столетия тому назад с древнего списка основного образа
 Тихвинской Пр-Бцы.

 Ранее икона эта пребывала в Подмосковном посёлке Голицыно, так сказать,
 «в родовом имение» тётки моей бывшей свекрови Веры Сергеевны. Потом,
 когда богобоязненная тётка Анастасия Яковлевна померла, отойдя в мир иной,
 икона эта досталась нам с мужем. Она была в ужасном состоянии, вся чёрная,
 изрытая ссадинами, дырочками, закопченная, полуизъеденная жучками.

 Мы реставрировали её и повесили на самое почётное место в новой квартире,
 после чего свекровь моя увидела сон, в котором Богоматерь Сама лично сказала ей,
 что отныне через этот Свой Святой образ Она будет защищать всю нашу семью
 от мала до велика во все дни живота нашего. Аминь.

 Так и случилось, не даром Присно Деву Марию называют Скорой Помощницей людей,
 и впрямь Богоматерь своевременно и незамедлительно приходит на помощь
 по сей день каждому из домочадцев, первой же она помогла моей свекрови,
 когда с ней внезапно приключился инсульт.

 Во время приступа Божия Матушка смягчила адские боли бедной женщины, которые
 были попросту нестерпимыми. Болело так, словно череп сжали мощные железные тиски.
 И тогда Пресвятая Пречистая Пресветлая Матерь Христова, возложила ей на голову
 обе Своих ладони, полностью освободив от мучений. Было это в начале девяностых.

 Вскоре совместные пути наши с первым моим мужем Храбрым Сергеем Николаевичем
 по Воле Божьей разошлись. Я страстно жаждала природного уединения для создания
 «Богородничного» цикла авторских песен, и ушла в прямом, не в переносном смысле,
 в музыкально-писательский затвор, и как, оказалось, навсегда уехала в Верейский
 Подмосковный лес за 150 км от Златоглавой и Первопристольной.

 Мужа моего удачно подобрали, он вскоре успешно женился во второй раз
 и стал жить в Орехово-Борисово, а святая икона Тихвинской Пр-Бцы осталась
 в квартире, наш сын Сашка не отдал её ни мужу, ни мне, сказав: «берите,
 родители, всё, что вам нужно – мебель, книги, картины, посуду, а икону
 я вам не отдам, пусть она тут будет при мне «на таможенном досмотре»!
 Юморист, однако, но не совсем, дело обстояло намного серьёзнее, а насколько,
 время рассудит!

 На старую лесную мамину дачку я забрала из квартиры кухонную мебель,
 с той лишь целью, чтобы та не мешалась, когда сын будет со временем
 делать ремонт, так же он с радостью отдал мне обеденный громоздкий стол
 из зала, стулья и второй большой бордовый диван с двумя раздвижными креслами.

 Себе же он оставил только миниатюрный раскладной диванчик, оставшись
 практически в полупустой квартире, выглядевшей теперь скромно и весьма
 прозаично. Тут всё располагало к умственной работе, необходимому отдыху
 для восстановления жизненных сил и молитвенному покою.

 Как ни старался сын, но он никак не смог привыкнуть спать на том большом,
 широком бордовом диване, хотя сам имеет рост 1м 96 см. Оба кресла из того же
 гарнитура его попросту раздражали, хотя он очень любит во время отдыха после
 утомительного спортивного матча расположиться в кресле, я видела!

 Возможно, что все эти лишние вещи, если бы они остались в вартире,
 предположительно указывали бы на некое присутствие, каких-либо посторонних
 людей в его жизни, а ему нужно было, по всей видимости, быть одному.

 Но, вот, что поразило меня в самое сердце, ведь мать не проведёшь: Сашка мой
 перетащил к иконе Тихвинской Пр-Бцы не просто изящный мой женский велюровый
 диванчик, хотя это было так. Он перетащил ни какой-нибудь там красный, зелёный,
 а обшитый ярко-голубым, небесного оттенка сочным велюром, как известно, такой
 цвет издревле прочно зарекомендовал себя и является строго «Богородничным».

 Так он стал хранителем нашего родового списка с досточтимого чудного образа
 Тихвинской Пр-Бцы, и всё поступательно системно приготовлял к этому.
 
 Не сразу он его обосновал, сравнительно долго, место под стеной в зале
 оставалось полупустым. Сын не ставил там ни кресел, ни журнального столика.
 Мы не вмешивались, а он ждал Воли Божьей и со временем под стену, где икона
 висела изначально, поставил (теперь можно сказать и так) «свой» диван,
 перетащив его в зал из детской комнаты, и спит теперь прямо под ней:
 святая икона ровно находится у него в изголовье.

 Да сохранит на многая лета Господь БОГ наш Иисус Христос и Пресвятая Пречистая
 Матерь Его, сего молодого мужа-хранителя дивного образа Пр-Бцы «Тихвинская».
 Аминь.

 С тех прошли годы…

 И, прочитав внимательно изложение Преподобного Льва Оптинского, которое я тут
 аккуратно привожу для вас, что образ сей, в последствие называющийся Тихвинским,
 ранее зарекомендовавший себя изначально олицетворением строгой скромности,
 обличает все бытовые правонарушения в плане излишеств: обжорство, винопитие,
 табакокурение и прочие зловредные привычки, вытесняя предвзятости, в том числе
 любое необоснованное роскошествование, ленность, а также запустение, загрязнение
 человеческого жилища. 

 Оттого Тихвинская икона и выбрала себе смотрителя, что сын мой Сашка с детства
 приучен к еженедельной влажной уборке, он не курит, не пьёт, помногу читает,
 никого не приводит в дом, не устраивает балаганы, время тратит с толком,
 с чувством, с расстановкой, постоянно занимается самообразованием, детально,
 с необходимо нужным анализом просматривает хорошие исторические фильмы,
 покупает одежду и еду готовит себе сам, осеняя крестным знамением абсолютно
 всю приготовленную им пищу, а новые вещи обрызгивает святой водой.

 В особые православные предпраздничные дни он в обязательном порядке проводит
 генеральную уборку: перед Рождеством Христовым традиционно выносит все ковры
 и палацы на снег, к Светлому Христову Воскресению моет окна, люстры, натирает
 полы, мебель, скребёт и чистит до блеска то, что осталось в его квартире.

 Он не допустит ничего лишнего, не купит ничего неполезного себе в обиход,
 не растранжирит и не возьмёт ничего непродуманного в магазине или на рынке.

 Если внимательно почитать историю явления первообраза Тихвинской Пр-Бцы,
 то можно уловить в нём некое сравнительное соответствие со скромной жизнью
 моего сына Сашки, ведь изначально доподлинная икона, в прямом смысле убежала,
 покинув свою прежнюю обитель, выбрав себе более подходящее и достойное место.

 Так и этот список, что хранится в нашей квартире, имеет столь же сильные
 детальные отличия, он сохранил свою природную умственную стать, задуманную ещё
 самим Апостолом и Евангелистом Лукой при написании иконы во время Всеславной
 Всезначимой Превеликой Жизни Спасителя. Аминь.

P.S.

Всем доподлинно известно, что Богоматерь выбрала Россию домом Своим,
куда вложила сердце Своё, и мне приятно и тепло на душе от мысли,
что сын мой Сашка не уронил перед Ней лица своего. 
 
«История явления Тихвинской иконы Божией Матери»

Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных
святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима была перенесена
в Константинополь, где для неё был построен Влахернский храм.

В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма
и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Рыбаки обомлели,
когда увидели пред собой необыкновенное сияние, исходящее сверху. Сияние
приблизилось, и перед ними предстала икона Богоматери, движущаяся над водою.

Икона и сияние скрылись на берегу, остановившись в тридцати верстах от озера.
Православные поставили для иконы часовню, но икона её покинула, не пожелала
оставаться на этом месте и выбрала другое – в 20 верстах от Тихвина.

И там построили часовню, а затем храм. Но икона снова переместилась,
на сей раз на гору, совсем рядом с городом. Она стояла над горою
как лёгкое облачко; люди, глядя не неё, истово молились.
И вот тогда икона спустилась им на руки.

Люди сразу же принялись за строительство храма в гористом лесу.
За день поставили три венца. Икону и венцы охраняла стража.
Но чудо продолжалось: утром народ не узрел ни иконы, ни венцов.
Кочующая икона объявилась лишь в двух верстах, за речкой Тихвинской.

На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы.
Позже усердием великого князя Василия Ивановича (1505 – 1533) вместо деревянного
храма – возведён каменный. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного
при храме основали мужской монастырь.

Обретение иконы в Тихвине совпадает по времени с исчезновением из Царьграда
иконы Богоматери, которая ранее пребывала в Иерусалиме.
Для святыни в Царьграде поставили необыкновенной красоты Влахернский собор.

В Тихвин икона переместилась за 70 лет до падения Царьграда под натиском
иноверцев. Икона Влахернская и Тихвинская – не одна ли это святыня?
Есть все основания дать на это положительный ответ!

Новгородские купцы, видевшие икону в Тихвине, были в Царьграде на приеме
у патриарха. И тот посетовал об исчезновении иконы Богоматери, покидавшей,
оказывается, и прежде собор, но возвращавшейся.

Купцы описали словесно патриарху Тихвинскую икону, и рассказали о чудесном её
обретении. Патриарх понял то, что Владычица повелела оставить Своей иконе пышный
Влахернский собор за грехи и несправедливости, творящиеся на царьградской земле.

В 1613 – 1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались
уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена.
Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать
из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть её с места.
Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту
Божией Матери.

Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного
превосходивших их сил противника. С хорошо обученными воинами справилась горстка
людей далеко не воинственного склада. Командующий шведской армией Делагарди был
этим унижен и приказал сравнять с землей монастырь и город. Всё население города
спряталось в монастырь. Люди давали врагу отпор и молились. А после обходили
монастырь с Тихвинской иконою Богоматери.

Вражеское войско внезапно обуял страх: наступающим шведам то представлялась
многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство,
и они обращались в бегство.

Через год после победы над шведами в монастырь прибыли царские послы.
Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово,
в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключён мир со шведами.

Главною порукою мира с русской стороны был принесённый список с чудотворной
иконы. Впоследствии этот список был принесён в Москву и поставлен в Успенском
соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами,
отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе.

Во время Великой Отечественной войны Тихвин был занят немецкими войсками,
и, спасая чудотворный образ, настоятель храма отец Иоанн бежал в Ригу,
а 1949 году – в США. В городе Чикаго, где священник был избран архиепископом,
он поместил икону в Свято-Троицкий собор. Умирая, подвижник отдал реликвию
на хранение своему приёмному сыну Сергию Гарклавсу, завещая вернуть икону России,
если Тихвинский монастырь будет возрождён.

8 июля 2004 года произошло знаменательное событие в жизни нашего государства.
Из США в Россию, в свою обитель – Тихвинский Богородичный Успенский мужской
монастырь – возвратилась православная святыня, Тихвинская икона Божией Матери.
 
21 июня чудотворную икону крестным ходом и торжественной литургией встретили
более тысячи православных в столице Латвии Риге.

23 июня 2004 года Тихвинская икона вернулась в Россию,
а 8-го июля её торжественно перенесли в Тихвин.

Всероссийское празднование Тихвинской иконе Божией Матери,
прославленной неисчислимыми чудотворениями, установлено Церковью 9 июля
в память Её чудесного явления и одоления врагов предстательством
Пресвятой Богородицы (Пр-Бцы) и Пристно Девы Марии. Аминь.

* Х *
http://www.stihi.ru/2017/07/11/6130
«Стоял священник у окна»


Рецензии
Правильно сын сделал, что не отдал икону.
Галина , а ты мне скажи кто тебя не любит. Тебя невозможно не любить Храни тебя Господь.
С теплом души Жизнелюбов.

Жизнелюбов   10.07.2019 16:49     Заявить о нарушении
наверно, ты прав!

Галина Храбрая   14.07.2019 20:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 49 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.