С-5КОмовский форс-мажор
С Нового, 1988, года приказом по училищу им.А.К. Серова назначен инженером учебного полка по самолётам и двигателям. Объём работ увеличился.
Ввёлся в строй, к самостоятельной работе допущен, старшим инженером полётов ставят, дежурным инженером. Постигаю азы и тонкости специфики должности.
Вот и сегодня в полку полёты, как обычно. С курсантами не летаем ещё, с апреля страда начнётся. Лётчики полковые мастерство оттачивают, на себя летают.
Сегодня – дежурный инженер.
Комиссия из округа заканчивает свою работу.
Приставлен к ней. Ходим по техническим домикам, они что-то высматривают, что-то пишут. Старший их, подполковник худощавый, в очках, даёт задание : на листах бумаги расчертил какую-то форму, надо её заполнить.
В инженерном отделе очень быстро заполнил бы.
А тут – формуляры надо открывать, где всё это записано.
Сначала эксплуатации наработка, после последнего ремонта на сегодняшнее число налёт.
Зачем ? Почему ? Для чего ?
Но приказы не обсуждают, надо, - значит надо. Хотя и форм таких нет.
Отсебятина какая-то. Рою формуляры самолётов, рисую данными клетки таблицы.
Всё. Самолёт за ними не прилетит, только диспетчер сообщил. И они уламывают нашего зама полка по ИАС дать им толкового прапорщика с машиной, чтобы их на «трассу» вывез, т.е. до города Тимашевска, а дальше они сами доберутся.
- Хватит на сегодня ! – это мне. Давай, то, что собрал.
Передаю таблицы возле одного из технических домиков, и порыв весеннего свежего морского ветра вырывает один из листов в стопке.
За ним начинается погоня. Лист коварно лежит на асфальте, но при попытке его поднять, снова улетает.
Азарт усиливается, не даётся в руки. В каком-то полушпагате, удаётся его прижать к влажному покрытию дороги правым ботинком.
Есть ! Пойман !
Но… на самой его середине, зияет огромная дыра, получившаяся в результате трения бумаги об асфальт.
Немая сцена, данные, практически, безнадёжно утеряны.
Пожимаю плечами, вот так, мол, вышло.
Подполковник кривится, а толку с листа уже никакого. Дыра !
Садится на заднее сидение «копейки», в которую набиваются остальные члены высокой окружной комиссии, уезжают.
И так сойдёт ! Какой-то «левый» учёт от подполковника, никакими формами отчётности не предусмотрен.
С чего бы задачи такие ставить ?
Как ставили, так она и выполнена. С печальным результатом на одном листе.
Но… баба с возу, - кобыла в курсе.
И делать здесь больше нечего, пешком возвращаюсь в инженерный отдел, который от домика далеко. Минут 25-30 ходьбы.
Пройдусь ! Погода весенняя, ветерок, солнышко греет. Красота !
Полёты в самом разгаре.
В инженерном отделе раздеваюсь. Машинистки сообщают, что никто не звонил, тишина. Отдел пуст. Пытаюсь заняться своими проблемами : отчёты, анализ неисправностей за месяц писать надо, журналы всевозможные заполнять.
Устремления на работу прерывает звонок «дальнего» телефона.
- Доложите обстановку ! По нашим сведениям есть погибшие люди, животные и имеются разрушения !
Чего ? Какие жертвы, какие разрушения ? Какая обстановка ?
Самолёты жужжат, значит всё в порядке.
- С кем разговариваю ?
Представляюсь, должность, звание.
- Вы не владеете ситуацией, жду доклада через 5 минут. Доложите лично ! Где наши инженеры ?
- Уехали на «перекладных» час назад и их вернуть не сможем.
Ничего себе ! Ситуация…
- Барышня ! КП инженера !
Попадаю на зама по ИАС полка :
- Пиши. Время хх-уу. Обстоятельства : при производстве полётов, на полигоне, при выполнении упражнения номер ХХХ согласно КЛПП Л-39 : учебные стрельбы по наземным мишеням из УБ-16 неуправляемыми авиационными ракетами С-5КО, произошёл несанкционированный сход 2-х ракет.
Причины и обстоятельства выясняются. Данные по самолёту, двигателю, блокам УБ-16. Пока всё.
- А жертвы ? Разрушения на земле есть ? Округ требует ! Сейчас звонок был. Сказали, что есть.
- Ничего не знаю, вертушка ПСС со старшим инженером по АВ туда пошла. Не докладывали ещё ! Всё !
- Барышня ! Дежурного инженера округа !
Училищные инженеры подождут. Через их головы. Приказ из округа выполнять.
Задача, - точнее, не задача – доложить о том, чего не знает пока никто.
- Сегодня, в хх часов уу минут при производстве полётов, на полигоне, при выполнении упражнения номер ХХХ согласно КЛПП Л-39 : учебные стрельбы по наземным мишеням из УБ-16 неуправляемыми авиационными ракетами С-5КО, произошёл несанкционированный сход 2-х ракет.
Причины и обстоятельства выясняются. Данные по самолёту… двигателю… блокам УБ-16...
Пока всё. О жертвах и разрушения информации нет. Вертушка ПСС ушла на место происшествия со старшим инженером полка по АВ. Доклад закончен.
- Звонили из местного сельсовета, по их информации есть жертвы. Будьте на связи, при выяснении обстоятельств доклад немедленно ! Сейчас к Вам вертолёт от нас пойдёт. Обеспечьте встречу инженеров округа.
- Есть !
Докладываю эту же информацию в училище.
На связи инженер по АВ :
- Держите в курсе событий. Сейчас выезжаю на машине. Кнопку пуска снять с РУС, к моему приезду обеспечить её рентгеновский снимок. Всё ясно ? Выполняйте !
Записываю данное указание в «Журнал полученных распоряжений и телефонограмм», который лежит под телефоном дальней связи.
Дозваниваюсь до зама по ИАС :
- Получено распоряжение от старшего инженера по АВ училища подполковника В. : снять с РУС кнопку пуска ракет, он выезжает на машине и к его приезду обеспечить её рентгеновский снимок. Хотя, время сейчас после полудня, а рентген-кабинет, как мне известно, работает до обеда, потом они пьют молоко за вредность и расходятся. Как обеспечивать будем ?
- Обеспечим. С помощью…
Минут через 15 в инженерном отделе появляется шеф. Он на взводе. Это и понятно.
Переодевается в повседневную военную форму и на своём УАЗике убывает в направлении районной поликлиники, где имеется кабинет с данной установкой.
Кнопка снята с самолёта и находится при нём.
В отделе никого. Машинистки печатают на своих пишприборах и вопросов не задают.
Не хотят попадать под «раздачу слонов и материализацию духов», но любопытство берёт своё.
- Жертвы есть ? Или…
Что им ответить ?
Время течёт медленно. Шума двигателей не слышно. Полёты прикрыли. Ещё бы...
Сел вертолёт ПСС, поисково-спасательной службы, который дежурит на аэродроме на вертолётной площадке во время производства полётов недалеко от штаба.
В отделе появляется старший инженер полка по АВ майор П.
- Замполит 4 АЭ капитан С. выполнял полёт на учебные стрельбы неуправляемыми ракетами С-5КО по наземным мишеням. Два захода, стрельба двумя ракетами в залпе. В блоках левом и правом было по две ракеты. После первого захода и выхода из атаки, после пуска первой пары ракет из левого блока, в нарушение инструкции, лётчик в воздухе переставил переключатель управление стрельбой на правый блок. Объяснительная им написана.
В результате залипания контактов кнопки пуска ракет на ручке управления самолётом вторая пара ракет сошла в воздухе из правого блока не над полигоном.
Место падения одной из ракет выявить не удалось. Вторая полетела по одной из улиц станицы. Попала в строящиеся ворота гаража, представляющие собой металлические трубы диаметром приблизительно 170 мм, в левую стойку, в тупиковом строении, в конце улицы, за которым находится лиман.
От взрыва осколки ушли в левую сторону, разбив листы шифера крыши на строящемся одноэтажном доме. Взрывная волна ушла вправо, разбив остекление окон в близлежащих домах. Жертв нет. За строящимся домом в огороде находилась престарелая женщина, которая сажала что-то в огороде. Гражданка была напугана грохотом и успокоена нами. Медицинская помощь не требуется.
После посадки самолёта произведена проверка работоспособности очерёдности схода ракет из блоков при помощи контрольно-проверочной аппаратуры. При включении аккумулятора без нажатия на кнопку управления стрельбой на РУС, КПА отработала сразу же, указывая на неисправность в цепях управления стрельбой. После снятия кнопки управления. Дефект исчез. Предположительно, произошло залипание контактов на кнопке управления стрельбой.
В предполётную подготовку была выполнена проверка работоспособности цепей очерёдности пуска ракет из блоков перед боевым применением. Замечаний не было.
Данный рассказ майор П. дублирует дважды, в округ и в училище, как первоисточник информации и очевидец событий.
Появляется зам по ИАС полка, у него 3 рентгеновских снимка средних размеров.
Один белый, с едва различимыми контурами кнопки.
Второй - так себе, немного лучше, чем первый, чуть темнее первого.
И третий - отличного качества.
- Персонал кабинета уже разошёлся по домам. Пришлось через главного врача вызывать обратно в качестве оказания нам технической помощи.
Перестроили аппарат. Они там выдержку с мяса и костей на металл, вот таким образом, подбирали.
И вот тут, на этом снимке, чётко видно, что контакты на кнопке залипли.
Снова шум винтов вертушки. Инженеры прилетели из округа. Шеф поехал встречать их на УАЗике.
В отделе появляется и инженер по АВ из училища.
- Кто дал команду снимать кнопку и везти на рентген ? – сразу и с порога.
- Он ! - показывает указательным пальцем в мою строну тот, кто отдал команду по телефону.
Далее пошли разборки : кто, зачем, почему ?
Могу предположить, что, возможно, весь сыр-бор из-за рентгена пошёл из-за пальмы первенства, то ли окружные решили показать прыть, то ли училищный инженер решил прогнуться и выявить причину раньше их, трудно сказать.
И пусть история об этом умалчивает.
Иногда, истории выгодно просто промолчать.
В ходе разборок, кто, и как, и кому, и чего отдавал, «Журнал полученных распоряжений и телефонограмм» исчез таинственным образом. Завели потом новый.
Подполковнику В. при встречах и его приездах к нам в часть честь не отдавал.
Возмущался он : чего и как ?
Да, вот так.
Карьеру на чужых кровях делать ?
Рост нужен был ?
Но это, - не наши методы.
Докажи, расскажи, покажи.
Не ублажи…
Свои, эСДэшные детали никогда на рентген не возили.
В полку такая установка по штатному расписанию не предусмотрена.
Проехали в очередной раз.
Разрушения на земле были восстановлены силами и средствами персонала полигона и нашего батальона обеспечения.
Пострадавшая сторона претензий не имела.
Отдали материалами с перекрытием ущерба.
В прессе о происшествии ничего.
Много лет спустя с инженером В. довелось встретиться на одной из улиц Краснодара.
Он уже был на пенсии и работал в отделе персонала турецкой строительной фирмы ЭНКА, которая строила посёлок имени Маршала Жукова для военнослужащих.
При разговоре выяснилось, его преследовали неудачи : сходили ракеты с СУ-25 на старте при зарядке и чуть-чуть до дачников, которые в створе высаживали что-то, не долетели.
Да и в ЭНКЕ случаи со смертельным исходом были при нарушении правил ТБ строителями.
Здоровье пошатнулось.
Всё, что написано в инструкциях и положениях, как говорят, написано чей-то кровью.
И нарушать эти правила, никому не рекомендуется, да бы…
Учиться лучше на чужих ошибках.
Не так ли ?
Информация для общего развития :
С-5КО - с боевой частью кумулятивно-осколочного действия.
Советская неуправляемая авиационная ракета, разработанная в НИИ-1 НКБ, совместно с ОКБ-16 НКОП и НИТИ(Б) (взрыватели), и предназначенная для уничтожения техники и живой силы противника.
На вооружение ВВС СССР поступила в апреле 1955 года.
Данными ракетами оснащались различные виды боевых самолётов и вертолётов. Пуск ракет производится из подвешиваемых на носителе пусковых устройств.
Пробивает броню до 170 мм.
Снабжен 11 стальными кольцами с надрезами для регулярности дробления.
При взрыве образуется до 220 осколков массой по 2 грамма.
«9» июня 2017 года
Свидетельство о публикации №117070905667