Воспитание в русской дворянской культуре

    «Воспоминания о духовных ценностях
               Русской Дворянской Культуры –
             это Историческая Память Нации».
                В.Шафран


Тонкости это – «хорошего тона» -
Тот пресловутый – «B o n   t o n!»*
А р и с т о к р а т а   м а н е р ы:
 - Madam!...  - Господа офицеры!...

Но эти…Сегодня… Лица – химеры,
Без  "деликатного" чувства - меры...
Совсем не похожи. Какие – то рожи!
Фурсетки, гризетки, а туда же, и тоже!
____________
 * Хороший тон (франц.).

                * * *

Современного общества есть интерес
К дворянской культуре ушедшего века,
Отчего же у наших времён – человека
Вдруг появился культурный прогресс?

Развивались в дворянской среде
Лучшие качества для человека,
В идеале проникнуть им до'лжно везде,
Где прозябал «ныне дикий» от века!

...Чтоб нам представить дворянина –
В настоящем его  о б л и к е  живом,
Узрейте органичной связь в едином -
Его этических - и этикетных норм,
В прошедшей исторической эпохе!

Так, Пушкин, великий чародей,
Владея думами людей –
Писал: - «У каждого сословия –
Свои пороки, слабости, идеи…
У русского дворянства они тоже есть».

Но вспомним о хорошем, что было в нём.
Есть много в неразрывной связи –
        - Обычаев дворянских –
С ушедшим  б  ы т о м  тех времён…

Неизбежны утраты...- естественно были,
Но есть и такие, могло бы которых не быть!
И наши попытки - робки и  п о н ы н е –
Позабытых традиций - как нам возродить?

                I

Для хорошего светского общества -
Личных качеств - "норма" желанна…
Но потуги напрасны – «быдланов»,      
Её составляли –
Исключительно только - дворяне!

Признаем, мой читатель,
Что истинно воспитанных людей –
Да… и тогда было немного…
Так, Пушкин, замечает в дневнике
О смерти князя Кочубея:
«…Человек он был воспитанный –
    - И это у нас – редкость!»

Таланты из народа, хотя б из крепостных,
Кто б ни были они, -
В кружки радушно принимались, в семьи,
Правах на равных – дружески -  со всеми.
Талант, образование, художества заслуги –
 - Выше сословных привилегий… други!

Но ничего нелепей нет... и лживей –
                - убеждений «узких» -
О чванстве родовом -
                - Аристократии русской!

Для графа Соллогуба, например –
            - Аристократа, царедворца –
                - из «Большого света» -
Примером стал - князь Одоевский -
На редкость скромный, «истый светский»,
Потому что жил для пользы –
  - Интеллигентных и порядочных людей…

…«Хорошее общество» - может и будет –
         - не только в высшем кругу…
Но везде, где есть умные, честные люди!

                II
                «Служи верно, кому присягнёшь!»      

Российское дворянство …надцатого века* –
    - Сословие  высоких привилегий –
С л у ж и в ы м  было в то же время…
Это в душе рождало дворянина –
Чувство -  и з б р а' н н о с т и  -
     - О т в е т с т в е н н о с т и  бремя!

Отношение к воинской, или госслужбе –
В пониманьи дворянства – равной силы:
  - Как обществу служенье, -
                - И служение России!

Так, своевольный Чацкий восклицая:
«Служить бы рад, - прислуживаться тошно!»
Не то, чтобы за грош... Но
     - В виду имел лишь ту позицию:
Служа Отечеству, мы часто служим «лицам»:
 - Чиновникам, вельможам и иным… -
         - Служенье опошляя невозможно!

На каком же поприще возможно –
 - Как можно больше – п о л ь з ы –
          - Отечеству принесть? Что должно!
Но полон мир - "менялами"...
Не каждый сознавал гражданский долг,
Не соответствовал дворянским идеалам,
И потому – Отечеству – служить не мог.
____________
* Первая половина XIX века, (30-е – 40-е г.г.).
 

Отношенье ревностное к службе –
Совсем не то, что -  к а р ь е р и з м,
И  верноподданческие  чувства…
 - Анахронизм дебелый...
Так, адмирал Мордвинов дельный,
Являл в поступках – с м е л о с т ь
И независимость суждений…

Он был единственный средь разговоров
 - В комиссии по делу «Декабристов»,
Кто отменил бы смертный приговор.
В себе одном – с неистовою силой -
Он заключал всю оппозицию России,
И был он мужеством гражданским наделён!

               
                III

               «Я всякую себе могу обиду снесть,
       Но не стерплю такой, что задевает честь!»

В воспитании детей дворянских –
  - то главным стало, -
  - что не к  у с п е х у  взрослые вели,
Но -  к   И д е а л у!...
И потому им  д о л ж н о  б ы т ь  т а к и м и! 

Едва ль не главной добродетелью сословной -
Дворянская считалась  -  Ч е с т  ь !*
Но не даёт честь привилегий ровно -
Никаких. Даёт, напротив, - у я з в и м о с т ь!

Основным законом дворянина -
Являлась в идеале – Ч е с т ь,
Преобладая безусловно – сильно
Над выгодой, успехом, карьеризмом.

Граница между бесчестием и честью –
Чисто  у с л о в н о е  из правил…
Своё определенье чести –
Великий Пушкин нам оставил:

«Готовность жертвовать всем тем,
                - Что есть –
Ради какого – то условного из правил».

Светских людей, с присущими им -
Неких своих «п р е д р а с с у д к о в» -
          - Совсем непонятных другим –
"Дуэль" покажется чистым безумством!

Готовность – жизнью рисковать –
Чтобы не стать бесчестным…
В том надо храбростью немалой обладать,
И отвечать за Слово – повсеместно!

Для джентльмена свойствен образ действий:
 - Либо с врагом изысканно вежливым быть,
 - Либо стараться – «с ног его сбить»…
Это способ лучший – противодействий!

Обострённое чувство  д о с т о и н с т в а –
      - Дворянину внушается с детства,
На целой системе правил – покоится,
И применялось оно – повсеместно…
_____________
 * Point d’honeur.
               
                IV
 
                «Постыдней трусости – порока нет».

Для дворянской среды показательно
Значение физической храбрости…
Но главное в том – примечательно:
Тренируя врождённую смелость занятиями -
                - Можно волей её воспитать…

Нетерпимая мысль для доблести,
         - Не может простить одного:
Когда гадкое чувство – р о б о с т и –
            - Оскорбляет тебя самого…

.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .

                V

Невозможны – выносливость, храбрость
                - и прочие «тонкости» -
Без физической силы и ловкости…
И высОко ценились качества эти,
               - прививаясь старательно детям.

В кадетском корпусе - «П о р я д к и»,
И в институте - благородных девиц,
Жестокостью шокируют своей –
На грани истязаний – наказания детей!

Вспоминал однокашник по юнкерской школе:
«Имел тогда Лермонтов – силу в руках –
С силачами любил состязаться до боли…»,
   - Мятежная жизнь пронеслась «в синяках».

Славились всюду – «молодецкою удалью»,
   - Не только кадеты, - но где там?
        Сам император* – в любую погоду –
                - Зимою и летом,
В одном сюртуке, с серебром эполет,
В треуголке с султаном – муштруя фигуру,
Выходил ежедневно – в известный  Le tour.* 

Также и русские дворянки –
По зову первому трубы -
Готовы были примиряться –
К изменчивым превратностям судьбы.

                VI

         «Неприлично демонстрировать чувства,
                В нарушение норм поведения…».

Детям дворянским – упражненья различные
Формированью служили их личности,
И был это принцип  - э т и ч е с к и й:
Нравственные уравнять испытания –
И упражненья физические…

Трудность любую, удар ли судьбы –
Воспитанник должен сносить –
С достоинством, мужеством, -
                - Стойкостью духа!

Неудача любая переносится с мужеством,
И являет собой – благородное зрелище!
Но  м а л о д у ш и е – в происках ужаса –
Презреннейшее качество человеческое!

Где  ч е с т ь – есть стимул жизни,
Там важно  о б л а д а н и е  собой,
Уметь гасить в себе зов эгоизма,
Когда перечит  д о л г у  он порой!

Но как побороть  м а л о д у ш и е?!
  - Строгим сводом этических правил!
Выводя проявленья тщедушия,
Я б за рамки их правил – отправил!

Эти люди – совсем не герои… –
Страх приучены  п р е в о з м о г а т ь!
Претерпенье отчаянья, боли…
Как это трудно –  н е   п о к а з а т ь!

А для этого - кроме мужества -
Нужно уменье в л а д е н ь я  с о б о й,
Оно достигается трудностью -
            - Воспитания долгой порой… 

Держало дворянство знамя достоинства
На высоте…  Общий – давая тем  - тон.
И брали немало другие сословия,
Рождая в сознании те же наклонности.

                VII
                «Превыше всего человеку нужно иметь
                Открытое лицо и скрытые мысли».
                Честерфилд. Письма к сыну.

Что отличает светских людей?
                - Невозмутимо спокойны!
Вся жизнь их проникнута этой идеей,
Переносят спокойно - денег утрату, -
                -  родных и друзей,
Тогда, как другие -  орут непристойно!

Человек, у которого «светскости» нет –
Выглядит как сумасшедший…
Светскость же есть – хладнокровья портрет,
С дворянской культурой ушедший.

Приходится «светскости» часто встречать
Неприятности – н е п р и н у ж д ё н н о…
Казаться довольным, когда хочешь кричать,
Врагам улыбаться, тобой осуждённым…

Уметь скрывать от посторонних глаз –
     - Досады, огорчения, обиды…
Черта, недоступная многим из нас –
В ином может встречается, худшем виде.

Надо стараться скрывать свои нравы,
 - Чего приходится касаться…
Всегда уметь не просто – «Быть»,
Всегда уметь – «К а з а т ь с я!»

Эта особенность светских людей –
                - Часто предмет нареканий
За «фальш» и «притворство»,
                - И «лицемерие» -
Для неспособных к тому обладанием.

Пресловутая «светская скрытность» -
Этический смысл имела такой:
Поддавшимся чувствам излишне -
Оставаться способным владенью собой!

Сдержанность внешне - владенье собой,
Тесно связаны с личным достоинством,
Неприлично являть свою слабость порой,
Это весьма недостойно!

Терзания надежд обманутых для нас,
          - Задетых наших честолюбий…
Страданья те – не для сторонних глаз…
И выставляя чувства внешне – напоказ,
Глубинные - переживают не прилюдно!

                VIII
                «Отчего у нас не стыдно
                Не делать ничего?»
                Д.И.Фонвизин

Что же «делало» светское общество?
Явленье особое – жизни в быту…
Светские рауты, балы «Высочества»,
Как - бы по жизни – лёгкий “Le tour”.

«Быть светским» – уметь обратиться к другим.
У истинно светских – это степень искусства.
Это «театр», где зритель – актёр вместе с ним,
Друг от дружки скрываются в чувствах…

Эпох преданья тяготели -
Над светским обществом – всегда,
Кому и как поклон отвесить,
Что говорить и как подать…

Много личной свободы –
             - Было Для светских людей,
Под этой корою приличий,
Что сущность скрывала под ней…

И как Жуковский мудро замечает:
«Искусство приятно общаться» -
Достоинством важным – всякий то знает,
Для благосклонности света считается.

                IX
                «Быть можно дельным человеком
                И думать о красе ногтей».
                А.С.Пушкин. «Евгений Онегин».

Аристократа забота - о личной наружности -
Всегда сочетала выносливость с мужеством!

Лишь тот, чьё мужество бесспорно –
Себе – И з я щ е с т в о – позволить может.
Готовясь к битве - воин спорый -
Себя в порядок так приводит…

Цветаева - так образ генералов строит,   
Красавцам бравым вознося  хвалу -
  - «Цари на каждом бранном поле –
                - И на высоком том балу!»

Ведь российские светские щёголи –
Стиль одежды - «Дендизм» - переняли,
Сам - стиль поведения - был популярен.
 
Также и Пушкинский Онегин –
          - своих цветущих лет -
«Как dendi лондонский» одет…

Для русского дендизма –
                - Не то, что для «профуры»,
        - уменье сочетать –
«Блеск внешних форм –
И утончённость умственной культуры»,
Носило не тщеславный, -
                - но эстетический характер.

Норма «Правил хорошего тона» -
                - Неброскость!
Изысканный самый… богатый наряд,
Без вычур выглядел чтобы, -
                -  Но п р о с т о!

Дурным тоном считалось –
Слишком много носить украшений:

«Со вкусом» - она была одета…
Но лишь законодатель мод –
Мог бы заметить это:
Уж слишком много бриллиантов –
Было на ней надето!»*

В «хорошем обществе» считалась –
                - Непристойной –
Демонстрация открытая - богатства!

Как тонко заметил один «супермен»:
«Так одевайтесь, чтоб о вас говорили:
«Как хорошо он одет! -
                - Какой  д ж е н т л ь м е н!»
__________
*Лермонтов. «Княгиня Лиговская».

                X
                «Не подвергайте окружающих тому,
                Что может их унизить».               
                В.А.Жуковский. Дневник.

«Уменье нравиться»– одна из черт
Людей «Большого света»…
Сам Пушкин – с ранних лет –
Всегда был с дамами – приветлив.

Чтоб в обществе приятным слыть –
   - Не напрягало чтоб оно тебя,
В нём пребыванье дОлжно быть –
            - Весьма приятным для себя…

«Относитесь к другим точно также,
Каких отношений хотелось бы к вам!…»
Вот способ важный –
Избегания ссор, и не нужных нам драм!

                XI
           «Дом славится аристократическим радушием»
                В.Л.Соллогуб. Воспоминания.

Особенность изысканных манер –
   - «Держаться одинаково со всеми»,
Вот воспитания хорошего пример -
Одинаково с одними, и с другими теми.   

Разговаривать если с самим королём –
 - Держаться легко и – непринуждённо,
Видеть будто бы - «равного» - в нём,
Но почтение выразить – определённо!

Приём ненавязчивый – как обращаться: 
Разговаривать первым – не начинай,
Жди, когда к тебе обратятся…
Тему беседы -  легко продолжай,
Но самому выбирать – опасайся!

Собеседнику можно даже польстить,
Невзначай похвалив его свойства,
Но для этого многого надо достичь -
В том искусстве большого «филёрства!»

Отмечает Жуковский в своём дневнике:

«Не подвергайте… кто вас окружает –
Чему - то такому, что их унижает…
Тем удаляете их от себя…
«Превосходством неправды» себя унижаете!
Внушайте присутствием вашим достоинство,
Вместе с другими его разделя!».

Из наставлений Честерфилда - воспитаннику
общепринятых правил хорошего тона:

Не поддайся соблазну отдать напоказ
     - других недостатки и слабости…
Добрый сердцем – даёт им отказ,
«Превосходство» скрывая до малости.
      
Вот портрет яркого представителя
русской знати 1830-х  годов:

«Со всеми обходителен и прост,
Любезен..., весел… благотворен…
Товарищ добрый и приятный гость,
Как собеседник – не притворен…».

«Его неутомимая любезность –
                - совершенно
Ничуть не делалась банальной,
Не уступала места раздраженью…
Меж тем, все знали, несомненно -
Не была жизнь князя – беспечальной».

Можно умножить такие примеры…
Но очевидного – вовсе не скрыть:
Высокомерием, чванством всё мерить -
Аристократу – тоном дурным о том слыть!

                XII
                «Скромность – самый надёжный способ
                Удовлетворить наше тщеславие».
                Честерфилд. Письма к сыну.

Больше всего и при всех обстоятельствах
Не говори ничего о себе…
Природная гордость и наше тщеславие –
Лезут наружу у глупых людей…

Если придётся сказать о себе –
Не пророните -  н и  с л о в а,
Что напросится на комплимент,
В нём узнают  г о р д ы н и  основу.

Никогда не старайся казаться умней,
«Ученость» свою прячь в кармане…
Говорить можно часто, но не длинней,
Не утомить чтобы сказанным ранее.

Никогда не бери другого за руку,
Что бы слушал тебя тот другой,
Если не хочет он слушать ту «скуку»,
Свой язык придержи, дорогой.

Не старайся казаться - «таинственным»,
Не напускай на себя ту  з а г а д о ч н о с т ь,
Выглядеть будешь ты – «подозрительным»,
Тем проявишь свою непорядочность...

Не доказывай мнения с пылом и жаром,
Убеждён если даже, - в своей правоте,
Мнение выскажи – скромно – не даром
Убеждают единственно – способом тем.

Умей отстоять своё правое мнение,
 - Возражай против мнений других,
При этом твой вид, и стиль выражения
Учтивы, естественны были б для них.

Уметь себя поставить в обществе –
            - Не думай, что так просто…
Приняв рекомендации –
            - Не жди мгновенного их роста!

…Бывает свет покладист просто –
   - Легко поддавшийся  о б м а н у,
На цену соглашается… хоть странно…
Но от того ль зависят те вопросы,
               - К А К  свет о том попросят?!
               
                XIII

Рассуждал так Пушкин «тет – а – тет»:
Какую пользу нам несёт –
                - «Придворный этикет?»

«Где этикета нет –
Там опасения придворных в неприличии,
Нехорошо прослыть  н е в е ж е й  в свете,
И выскочкой услужливым – отличием».

Когда и как нам поступать –
                - Нам надо точно знать,
Не оказаться чтоб в неловком положении,
Хотя в чисто условных правилах –
          - Не стоит с о д е р ж а н и я  искать!

Ничего зазорного нет в том,
Чтоб с разными людьми –
                - по – разному общаться,
Не нарушая этикетных норм …
С любезностью беседовать с врагом,
И чувства истинные – скрыть стараться…

В том нет малейшей фальши,
Ведь это всё касается -  м а н е р…
Притворство не заходит дальше –
Излияний чувств, и дружбы заверений!

Иронию здесь Пушкина отметить надо:
«Хорошие манеры в отношеньях «нелюбви»,
Не бОльшая погрешность против правды,
Чем заверенья слов - «покорного слуги!»

Язык общения в высоком свете –
      - Это язык  ф р а н ц у з с к и й,
Помимо прочих функций –
Имел он  э т и к е т н о е  значение.

Упрекали светскую речь в лицемерии:
 - Непонятен условный её  э т и к е т...
Но фальшиво людское неверие,
А не вежливой речи букет.

Поверьте, что не знать, не сметь –
   - Куда, когда и как нам сесть –
   - Само мучительное чувство…
Оно в душе протест рождает, буйство!

Хранители   п р и с т о й н о с т и –
                - Хорошие манеры,
Служить должны достоинством –
                - Высокого примера!

                XIV
                «В гостиной светской и свободной
                Был принят тон простонародный».
                А.С.Пушкин. Евгений Онегин

Не отличался тон «большого света»
При всём вниманьи к этикету…
Каким – то ханжеством, жеманством…
Являли, - против -  свойства эти –
- «Опекуны», подделав «высший свет».

Чем выше положенье человека – он
Претенциозен меньше… горд…
Высокородный принц и герцог, лорд -
Живёт как все, но больше прост,
                - непринуждён.

…И то же Пушкин утверждает:
«Почём им знать, что в высшем свете - 
          - напыщенность, жеманство –
Нетерпимее ещё, чем «v u l g a r e t e»,*
И он – то обличает –
                - Это незнанье света?».

«Тон», принятый в светской гостиной –
Прежде всего –  р а з г о в о р н а я  речь,
Дворянин не гнушается простолюдином,
Находя в выраженьях – «такие словечки» -
Неприличьем считая для дамских ушей.

В быте салонном дворянской России,
Повторяющем Евро – этический стиль,
Были черты и народных традиций,
Что ему придавало живительных сил…

Дворяне любили и знали народ,
Средь народа и жили…
Интеллигент – разночинец – наоборот -
Желал тот народ «осчастливить»…

Патриархальный дворянский –
                - Семейственный быт
             - П е р е к л и к а л с я –
С патриархальной крестьянскою жизнью.
               
                XV
                «Дворяне - все родня друг другу»
                А.А.Блок. Возмездие.

Прививались правила нравственной нормы
Детям дворянским – в семейном кругу,
Объединял тот «ансамбль семейного хора» -
Слишком широкий семейственный круг.

Понятие «Родни» - людей включало –
Столь отдалённых узами родства,
Что нам сейчас не показалось бы…
И поводом знакомства бы не стало.

Дошли до нас свидетельства –
     - В различных мемуарах…
    (И верим мы им видите ль)
Шла жизнь детей – не странно ли?
 - О т д е л ь н о -    от родителей!

     «…Водили нас здороваться…
     Водили нас прощаться…
     И за обед благодарить…
     С родными целоваться…
     Почтительно держаться,
     И ни отцу ни матери -    
     На «ты» не смели говорить!»

Отношения часто – «Отцов и детей» -
Становились болезненно остры…
Уклад прошлой жизни этой, меж тем –
Подвергался во всём – пересмотру!

…  …  …  …  …  …  …  … 

Насколько можем мы судить –
(Воспоминанья… мемуары…)
Дворянство всё ж сумело сохранить
Хоть часть семейственных –
                - Традиций старых…

Кто родителей не чтит –
                - Тот не чтит Царя и Бога!
И не будет признавать –
                - Нравственного долга!

В русской мифологии –
Царь – всем подданным отец!
Строй по аналогии –
Отношения в семье, в государстве –
                - строгими!

Неподчинение воле родителей –
Демонстративно – нагло открытое
Для дворянского общества – это скандал!
Поведенье подобное – недопустимое,
Неприличное просто, я бы сказал…

Отношение к детям в дворянской семье
Нам покажется строгим и жёстким…
Недостатком любви не считайте к себе,
Воспитание – в норме традиции чёткой.

Во многих почтенных семьях дворян,
К малым детям применялась и розга,
В ходу был и ряд других наказаний
За проступки и шалости, грубость, обман,
Для усмирения «борзых»…

Родимый очаг для дворянских детей –
         - обитель семейного счастья…
Под властью любви этих лучших из дней
Воспоминанья приходят им часто…      

Семьи идеальные - редко повстречаешь…
В чём же состоял он – э т о т   и д е а л?
Принцип воспитания – чтили те дворяне,
Кто не «обожанием» -
С т р о г о с т  ь ю - Любовь к себе снискал!               

                XVI
               
Образец безупречных манер –
                - бесподобного вкуса –
 - Воспитанья прекрасного это пример!
Выделить можно тех качеств - приметы,
Описать невозможно – впечатление это:

«…Она вошла -  ни рано и ни поздно,
Ни скоро, и ни торопясь …
Движение – легко, свободно, грациозно…
Она прошла вперёд, не опустив глаза,
И не растерянно ища в толпе кого - то,
Но твёрдо так, спокойна и легка…»*

Или описание о леди Розвил:**

«…Её манера, более всего пленяла
Умением держаться в свете…
Но совершенно не похожая на то, -
Как дамочки другие в нём держались…
И даже в мелочах нельзя определить
В чём именно различие такое…
А это признак утончённый – воспитанья!»

Немало женщин есть вполне сложённых:
     - Красивые и милые черты лица…
Никем, однако, не прельщённых…
Другие, не красивые зерцалом –
- О ч а р о в а н ь е - для любого молодца!

Когда с Венерой - «Граций» нет,
Не может та прельстить мужчину,
Как «Грации» прельщают свет,
Когда Венеры рядом нет в помине…

Ничто не обретается с таким трудом,
И столь не важно так – н и ч т о,
Как обретаются хорошие манеры!

Умение держать себя –
                - Какой редчайший дар!
Определить его – сколь трудно тщиться,
К нему - трудней гораздо приобщиться!

Умение держать себя –
                - из тех умений,
Что обретаются лишь -  наблюдением,
И подражаньем той среды искусной –
Где то умение - на уровне искусства!

Неуловимое – «ЭТО» - особо в умении,
Обаянье людей из «хорошего общества»,
Непринуждённое, в простоте поведения,
Недоступное для подражания,
              - Недосягаемо для повторения…
___________
 * Из романа Бульвера – Литтона.
** Из черновиков Л.Н.Толстого
                «Война и мир».
 
                XVII

Непринуждённость, естественность –
                -  Светских людей –
Целевой результат воспитания,
Этических норм с тренировкой – в себе
                - С о ч е т а н и я…

Любезным быть, доброжелательным,
Знаки внимания дарить…
Приятное лишь только говорить,
Для этого в себе преодолейте –
                - Ложный стыд!

И почему бы вам не говорить
Учтивые, приятные слова…
Так же легко, естественно для вас,
Как вы спросили бы: «Который час?»

Нельзя держать хорошие манеры –
                - «Про запас!»
О днях, торжественных для вас…
Они должны сопутствовать вам –
                - Постоянно!
Не то – в ответственный момент
Они покинут вас  - нежданно… 

С ранних лет прививались привычек начатки,
Рядом с каждым дворянским ребёнком –
                - Неизменно была гувернантка,
Шаг за шагом следящая зорко:

          «Держитесь прямо!...И не смейтесь!
          Громко так не говорите!...
          Тихо – скоро - не ходите!
          Глазки ниже опустите…

          С хлебом ешьте… не спешите!
          По – французски говорите!
          Вилку правильно держите!»

…Это, что ни говори –
Гувернантки – гувернёры –
 - Все зануды… живодёры…
Как madam несносная – Мими!

Неблагодарная роль гувернёра –
Ежечасно следить, чтоб ребёнок
Соблюдал бы нормы хорошего тона.

Зато гувернёр избавляет, видите ль –
От заботы нелёгкой  - родителей:
Не досаждать своим детям «нытьём».

Зато, когда питомец шустрый
Из – под опёки вырвался – monsieur,
Он говорил свободно по – французски,
Держался в свете, как «мусьё!»

Уверенно играть ли свою «Роль»,
Держаться ли свободно, смело –
Любому светскому лицу – «актёру»,
Важно умение владенья телом.

Обучали танцам дворянских детей -
( - Основной элемент воспитания…)
Танцевать не умеющим было б меж тем
           - Нечего делать на бале…

Бал – в жизни светских людей –
                - Это не «вечер танцев»,
 - Социальное действо, форма идей -
В жизни сословной -  дворянства…

Почитал учитель танцев –
Дело – нравственным решая: -
«Вместе с выправкою тела –
            - Выправляется Душа!»

Молодым и «блестящим» из высшего света
           - Свойственным был тот -  «Кураж» -
   -Храбрость с оттенком дерзости это!
В своём обаянии – уверенность ваша…
Сочетала приветливость, сдержанность в свете.

…Неповторимым был  т и п  человека
          - П о з а п р о ш л о г о*  века…
Характер его  –  н е у л о в и м ы й –
          - ушёл навсегда вместе с ним…

                XVIII

                «Того, что модой самовластной
                В высоком лондонском кругу
                Зовётся vulgar…».

Слова - «простонародный»… «vulgaru» -
Обозначают облик «неприличия»:
    - Манерность, подражанье неуклю… -
Противореча светскости в отличие…

Человек вульгарный говорит при встрече –
     - О делах домашних… о соседях…
Произнося при том "любимое" словечко…
Противореча светскости –
                - На каждом необдуманном шагу.

…Его превосходительство –
                - Потомок княжеского рода
Твёрдо знает… видно:
                (В корень зри)
    - «Грязь убирать - совсем не стыдно!
Должно быть стыдно –
                - Жить в грязи!»

                XIX
                «…Не то, что совсем нигилист,
                Но знаешь, ест ножом…»   
                Л.Н. Толстой. Анна Каренина


«Хорошее общество» - малая часть
Бурлящего русского ж  общества –
               - протекала жизнь в ней…
В противоборстве различных идей!

Российская «Культурная элита» в корне -
        - не многочисленной была…
Она жила по внутренним законам,
В отличие от остального общества –
        - распространённых норм.

Переживания толстовского героя -
          - «разрыв между семьёй –
                - и гимназической средой» –
Особенности юноши дворянского сословья.
 
«Образование» – не то, что «воспитанье» –
    - Один из основных предметов спора
Между дворянством – демократом ранним,
И разночинцам была свойственная в пору
Борьба меж ценностями –
       -  М н и м о й - и   р е а л ь н о й.

Проблема «Формы» в русской жизни,
С её стихийным, мощным непорядком этим,
И частный спор «о воспитаньи – этикете» –
Всегда имела глубочайший смысл!

…И вместе со словом - «Л ю б е з н о с т ь» -
Из жизни ушла гамма чувств и полезность -
               - Т е х   о т н о ш е н и й -
        - Которых они  и  могли передать!

                XX
                «Мечтанье злое грусть лелеет,
                В душе неопытной моей…»
                М.Ю. Лермонтов. Весна.


«Как это трудно – в з р о с л е т ь!»
Незначительна с виду – о б и д а,
Но от отчаянья может душа околеть,
И тогда впечатленьем убитый –
Полон желания здесь – у м е р е т ь!

История о маленьком с а м о у б и й ц е –
                - Значенье символа несёт:
Не видит здесь - опоры на традиции –
              - Уклад семейный – наперёд!

Дворянская семья была тем островком,
В волнующемся море русской жизни,
Дающим обитателям –
                - спасительный покой,
Но захлестнул его –
                - Народной смуты – Призрак!

«Наша жизнь пребывает в хаосе,
В ней «Закона…» нельзя отыскать,
Вокруг нас «Новизну» жизнь привносит,
Разлагая жизнь старую, тут же –
                - на части…».               

                * * *

По внешним, зримым признакам –
Дворянский «Кодекс чести» –
 - И, видишь ли -
Те нравственные принципы,
Как предрассудки стали лишними,
Но что теперь на этом месте!?

Нам стоит попытаться…
Нам надо осознать:
Жизнь русского дворянства -
Как частью прошлого признать!

07.07.2017.




               


Рецензии