Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа

    «Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа» –

    именно с этой фразы, представляющей пример грамматической ошибки,  обычно я начинаю объяснения  о правильном употреблении деепричастного оборота.  Фраза эта была в записной книжке Антона Павловича Чехова,  который  очень  чутко  и  бережно  относился  к русскому языку  и  боролся  за его чистоту.   А  что же  здесь неправильно?  Да  получается,  что шляпа  подъезжала  к станции  самостоятельно,  а  потом  слетела.

Обращая  внимание  на повышение  грамотности, нужно изучать не только орфографические и пунктуационные правила.  Чтобы не извратить подлинный смысл данной фразы, можно  по-другому построить предложение, даже не одним способом.  Способ первый.  Когда я подъезжал к станции, с меня слетела шляпа. Способ второй. Подъезжая  к  станции, я потерял шляпу.

Правила  грамматики гласят:  деепричастие, которое  отвечает на вопросы:  ЧТО  ДЕЛАЯ? и ЧТО СДЕЛАВ?, должно  находиться в предложении ОБЯЗАТЕЛЬНО  в сочетании со  сказуемым (именно от сказуемого ставятся указанные вопросы).  Поэтому и сказуемое, и деепричастие  обозначают действия одного лица  или  лиц.

Слово  «подъезжая»  является  деепричастием,  а  деепричастие – это добавочное  действие,  которое  употребляется  в  предложении  ТОЛЬКО  вместе с основным  действием, выраженным  глаголом-сказуемым.

Подобные задания включены в тесты  ЕГЭ  и ГИА  по  русскому языку.  Далеко  не  всегда ученики  выбирают  правильный  вариант  из четырех  предложенных.

Предлагаю  вам проверить себя:  насколько правильно вы употребляете деепричастные обороты. Поучаствовав в этом задании, вы узнаете,  каково сдавать ЕГЭ по русскому языку, так как это один из вопросов первой, тестовой, части экзамена.

Задание №1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Став заведующим литературно-критической частью журнала «Современник»,

А) Белинскому  многое прощали.

Б) здоровье Белинского стало ухудшаться.

В) Белинским были критически разобраны многие произведения Герцена и Тургенева.

Г) Белинский опубликовал  в нем ряд замечательных статей.

 

Задание №2. Укажите грамматически   НЕправильное продолжение предложения.

Внимательно изучив правила,

А) Приступайте  к выполнению упражнений.

Б) Андрей  написал  диктант без ошибок.

В) нужно закрепить полученные  знания.

Г) этот текст не вызовет у вас затруднений.

Чтобы проверить, насколько вам понятно данное правило грамматики, кликните на слово ПРОВЕРИТЬ.



Источник: 


Рецензии
Правильные ответы:
1 - г
2 - г

О безграмотных предложениях (сам встречал, когда служил в милиции):
Из рапорта милиционера:
"Задержанный находился в состоянии сильного алкогольного опьянения со всеми вытекающими из естественных отверстий последствиями."
Начальник управления на совещании:
"Отразите в протоколе, чтобы белым по чёрному красной нитью проходило укрепление дисциплины".
"Я ещё разберусь, кто тут под меня зуб копает!"
"Тут вам здесь, а не Европа! Таких негодяев надо со службы выжечь поганой мтлой и расстрелять в сортире ржавыми патронами, как бещеных собак!"
Из материала служебной проверки:
"Лейтенант милиции К. находился в состоянии алкогольного опьянения в форменном обмундировании, оскорбляющем человеческое достоинство и общественую нравственность".
Объяаление участкового:
"В случае загрязнения жильцами лестницы кошками и собаками виновные будут оштрафованы".
Из приказа: "Сержанта милиции С. за недостойное поведение в быту согласно жалобы его жены лишить её его премии".

Чехов умер, но шляпа его летит!

С уважением и улыбкой.

Макс-Железный   09.07.2017 19:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Макс! Летит!

Педсовет   09.07.2017 19:44   Заявить о нарушении