Важнее, зачем...
От глупых обид и заученных страхов?
В прощенье нуждается чей интерес?
Спроси у Христа, Будды, Яхве, Аллаха...
Хватает ли жмени насытить нутро?
И сколько для сытости необходимо?
Порою добро обращается в зло...
А, вдруг, изначально они побратимы?
Сменяется новым растраченный век,
Но все поколения учатся жизни.
И чтоб человечным созрел человек
Немало поборется совесть с харизмой.
Словами сорить - суета пустоты,
В молитвах не слово весомо, а вера.
До облака тянется взор иль звезды...
Важнее, зачем... никакой полумеры.
08.07.2017
Краткий анализ стихотворения
Тема: поиск духовных ориентиров и смысла жизни, противоречивость человеческих ценностей, соотношение добра и зла, роль веры и совести в судьбе человека.
Основная мысль: человек постоянно находится в поиске ответов на вечные вопросы; подлинная ценность кроется не во внешних проявлениях (словах, материальных благах), а во внутренних ориентирах — вере, совести, осознанном выборе жизненного пути. Важно не что, а зачем — осмысленность действий превыше полумер и поверхностности.
Композиция:
4 строфы, каждая — цепочка риторических вопросов и размышлений;
движение от глобальных вопросов о свободе и прощении (1;я строфа) к материальным потребностям (2;я), затем к осмыслению исторического процесса и внутренней борьбы (3;я) и, наконец, к выводу о приоритете смысла и веры (4;я);
кольцевая завершённость: начало и конец обращены к высшим ценностям (небо, звёзды, вера).
Тип речи: рассуждение с элементами лирического повествования.
Стиль речи: художественный (лирико;философская поэзия) с элементами публицистичности (обращение к общечеловеческим ценностям).
Средства связи:
риторические вопросы («Хватает ли неба…?», «И сколько для сытости необходимо?»);
анафора («Хватает ли…» в 1;й и 2;й строфах);
лексические повторы («прощенье», «вера», «совесть»);
синтаксический параллелизм (схожие конструкции вопросов и утверждений);
контекстные антонимы («добро» — «зло», «совесть» — «харизма»).
Средства выразительности:
метафоры («неба свободе сердец», «жмени насытить нутро», «растраченный век»);
эпитеты («заученные страхи», «растраченный век»);
олицетворение («сменяется новым растраченный век»);
антитезы («добро обращается в зло», «совесть с харизмой»);
символы («небо», «облако», «звёзды» — высшие смыслы; «жменя» — материальность);
аллюзии на религиозные традиции (упоминание Христа, Будды, Яхве, Аллаха);
афористичность («В молитвах не слово весомо, а вера», «Важнее, зачем… никакой полумеры»).
Свидетельство о публикации №117070800478