Всему свой срок

Нося по морю груды хлама
Туда-сюда, туда-сюда,
Сдавая фарсам жизни драмы,
Истёрли днища о лиманы,
Где якорями рыли ямы,
Когда-то крепкие, суда.

Путями славы и порока
В потоках правды или лжи,
Лавировали курсом прока
И в узком устье... и в широком
Влача извечную мороку...
Служа за чьи-то барыши.

Всему свой срок и свой спаситель.
И вот настал заветный час:
И раб, и смерд, и повелитель
Приходит в смертную обитель...
А судный день - обычный зритель.
Он никого ещё не спас.

Заслуг былых не помнит время,
Равняя с прахом всё и всех.
И якоря вонзились в темень
Земной поверхности, в тандеме
С безропотностью преклонений
Перед расплатою за грех.

08.07.2017

Краткий анализ стихотворения
Тема
бренность человеческого бытия, неизбежность конца;
тщетность суетных стремлений и материального успеха перед лицом вечности;
судьба кораблей (метафора человеческой жизни) как путь сквозь испытания к финалу.
Основная мысль (идея)
Время стирает следы земных деяний: ни слава, ни власть, ни богатство не спасают от общего финала.
Жизнь — это движение сквозь противоречия («пути славы и порока», «потоки правды или лжи»), завершающееся равным для всех исходом.
Судный день бесстрастен: он не судит заранее и не спасает никого при жизни.
Композиция
4 строфы, каждая — законченный смысловой блок:
1;я: образ изношенных судов, символизирующих изнурительный жизненный путь;
2;я: движение по «путям славы и порока» ради чужой выгоды;
3;я: универсальность конца — все равны перед «смертной обителью»;
4;я: финальная констатация — время стирает всё, а расплата за грехи неизбежна.
Кольцевой мотив: начало и конец связаны образом разрушения и забвения.
Тип речи
рассуждение с элементами описания (образные картины морей, судов, якорей).
Стиль речи
художественный, с ярко выраженной философской направленностью;
лексика возвышенная, архаизирующая («раб», «смерд», «повелитель», «обитель», «преклонения»);
интонация скорбная, медитативная.
Средства связи предложений
лексические повторы: «суда», «путь», «время», «якоря»;
синтаксический параллелизм («туда;сюда, туда;сюда»; «в узком устье… и в широком»);
анафора («И раб, и смерд, и повелитель»);
местоимения и контекстные синонимы, скрепляющие образы моря, пути, конца.
Средства выразительности
метафоры: «груды хлама», «сдавая фарсам жизни драмы», «влача извечную мороку», «якоря вонзились в темень земной поверхности»;
эпитеты: «крепкие суда», «смертная обитель», «заветный час», «безропотность преклонений»;
олицетворение: «судный день — обычный зритель», «время не помнит»;
антитезы: «слава и порок», «правда или ложь», «узкое устье… широкое»;
символы: корабли — человеческая жизнь; лиманы, ямы — испытания; якоря — неизбежность конца;
архаизмы и книжная лексика для усиления трагического пафоса;
риторические конструкции: перечислительные ряды, инверсии.
Размер и рифма
свободный ритм с преобладанием четырёхстопного ямба;
рифмовка смешанная (перекрёстная, парная), рифмы преимущественно точные, мужские и женские;
звукопись: повторяющиеся звуки «с», «р», «л» создают ощущение шуршания, скольжения, усталости.
Общий тон и настроение
мрачное, созерцательное, философски;обречённое;
мотив неумолимого времени и равенства всех перед концом.


Рецензии
Мне близко очень как Вы пишите и о чём. Ольга Сергеевна, поправьте - третий катрен ,последняя строка "Он никого ещё на спас." "не" - опечатка. Хорошо написано.

Надежда Ивановна Тришина   09.07.2017 15:42     Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое, Елизавета.Я, как ни правлю, а от опечаток , ну, никак не могу избавиться. Крест мой(((
Бегу исправляь)
с благодарностью.Ольга

Ольга Сергеевна Василенко Красни   09.07.2017 15:45   Заявить о нарушении