Люди до сих пор не понимают смысл своей свободы

 А что они должны понимать, если мир, в которпом они живут, их объективно заставляет просто выживать. Ведь понятие "выживание" сегодня применимо ко всему. Прошел бурный, возбуждающий период перестройки, осмысленный в основном как "освобождение", свобюода, демократия,  где все, что освободилось, шло к утверждению своей власти с нескрываемой ненавистью ко всему прошлому. Долой социализм и его ужасы! Что это был за человек, кого социализм формировал за более чем семьдесят лет? Над этими вопросами не задумывались. И вдруг всех охватила жажда Запада, то есть свободного развертывания своей экономической сущности, быстро становившейся денежной. И наконец освободили деньги, а человек оканчательно растворился в них. Создавалось впечатление, что если отбросить социализм и облить грязью марксизм, как все станет на свое место и повсюду установится порядок и восторжествует долгожданная справедливость. И взволнованная народная масса успокоится, благодарная своим избавителям от социалистических ужасов. Мир никогда не переживал такого возбуждения в постсоветском пространстве! Это был уникальным случаем в истории, до сих пор не изученным. "Рыночная экономика" действительно явилась как освободитель людей, но для того, чтобы каждого втянуть в денежное рабство — положение, в котором пространство жизни человека для большинства людей сузилось. И теперь вот закрывается.

Поэтому вся эта длинная полоса излияния ненависти к нашему прошлому до сих пор еще не успокоила народную массу, привыкшую сначала хорошо поесть, а потом рассуждать и о своем прошлом. Ибо людей сегодня, как и сто лет тому назад, в гораздо большей степени беспокоят не злодеяния, ушедшие в прошлое и для них конкретно не существующие, а те, которые существуют и творятся в настоящем. Иначе говоря, не страх возвращения и повторения прошлого, а страх перед будущим, причины которого кроются отнюдь не в прошлом. Ведь каждый образованный человек знает, что прошлое никогда не возвращается и что наша жизнь движется только вперед. Но это движение всегда происходит в жестокой борьбе и противостоянии. Так начиналась борьба за денег, в конце концов, разрушившая всю общественную систему, которая ранее стояла над людьми и повелевала ими. И люди впервые были предоставлены себе и, сами того не сознавая, попали в денежное рабство.

По-моему, здесь нет ничего более уникального, чем это состояние парализации общества. Того общества, которое именно порабощало людей и на Западе и на Востоке? И люди, свободные от общественного контроля и государственного принуждения, впервые могли поступать так, как им заблагорассудится. И не случайно именно эту свободу обоготворял Запад и не случайно именно к этой свободе стремились люди бывшего Советского Союза: в них была скрыта вся загадка истории. И ее нужно было разгадать, чтобы люди могли осознать смысл подлинной свободы, которую каждый получил в этом крутом историческом повороте. И эта загадка была скрыта в деньгах. И если люди поймут, как их использовать, значит, они  поймут и свое будущее, к которому они шли совершенно бессознательно в СССР, подчиняясь воле государства. Использовать не индивидуально, а вместе.

Если речь идет о прошлом и злодеяниях, творившихся там, то вся история человеческого общества от первобытного состояния до сего дня пронизана насилием и жестокими проявлениями злодеяний, обусловленных борьбой различных общественных сил. Сегодня они еще более обострились, приняв индивидуальные формы и массовое проявление в преступности, терроризме, экстремизме, в борьбе за власть и т. д. И здесь наши бессодержательные рассуждения о «человечности» или «бесчеловечности» не вскрывают их корни и не способствуют их преодолению. Ибо социализм – отнюдь не человек, а политическая система, существующая совершенно независимо от сознания и воли людей, — система, которая держала людей в рамках определенных порядков, порядки, которые в них должны были породить нечто другое, чем ожидали и что и должно было перевернуть все кверх дном. Так все и произошло. Она до сих пор сохраняется как такая система, лишь изменив форму, и продолжает давить на людей как сила, чуждая им. И объективно Гегель был прав, рассматривая зло в качестве движущей силы истории, ибо вся история действительно складывалась и двигалась в борьбе противоположных сил, которые и в сознании Гегеля принимали форму зла и добра. А у нас — прямо дьяволские силы.

К. Маркс, осмысливший этот процесс с исторической точки зрения и доказавший, что пролетариат придет к власти и обобществит средства производства и что только в условиях общественной собственности будет созревать социализм, не мог знать современное состояние общество и ту свободу, которую здесь люди получили в деньгах, став владельцами денег. А о справедливости в социалистических условиях у Маркса  и речи быть не могло. А о какой справедливости говорят у нас, когда ни у кого нет понимания самого исторического процесса и тех преобразований, которые произошли за период распада. Ведь необходимо себе отдавать отчет, что с распада социализма начинается и мировой кризис капитализма.

Если в этой борьбе основное внимание сосредоточить только на проявлениях злодеяний и произвола, то мы получим просто темную сторону нашей жизни. Поэтому не случайно, что социальные утописты, философы, рассматривавшие жизнь с точки зрения морали или политики и подходившие к ней преимущественно с негативной стороны, лишь обличали капитализм, вскрывали его различные пороки, бесчеловечность, но не могли понять прогрессивное, поступательное развитие истории в ее закономерном движении. К. Маркс же этот вопрос разрешил иначе и в истории увидел прогресс, связанный с развитием капиталистического общества и ролью буржуазии. И он никого не отбрасывал, а каждому воздал должное, отмечал даже незначительные заслуги различных лиц, имевших отношение к предмету его исследования. И у него и в мыслях не было рассматривать развитие общественно-экономических формаций с точки зрения «справедливости» или «несправедливости», «человечности» или «бесчеловечности». Напротив,  он подчеркивал и доказывал, что история объективно идет к осуществлению человеческого общества как общества гуманистического, но что оно будет достигнуто в упорной и трудной борьбе как результат длительного исторического развития, как закономерный итог развития человеческого общества, в котором человечество перейдет к своей подлинной истории. И на этом Марс остановился.

Даже в советском обществе человеческая точка зрения была просто идеалом, и она должна была родиться как результат исторического развития. Да и социализм, по мнению Маркса, как первая фаза коммунизма, эту точку зрения не давал. Социализм не является «рассуждением индивидов», следовательно, он еще не является «свободным союзом людей». И если сегодня возникли эти идеи, и они влияют на общество, значит, эта точка зрения уже возникла, и она является как раз результатом распада социалистической системы как определенного  политического оразования, подавлявшего частно-собственническую психологию и обусловленного им определенного государственного объединения людей.

Разрушив социалистическую систему, люди были предоставлены себе. И они практически были свободными именно от тех сил, которые повелевали ими и где они не могли выходить за рамки стереотипного мышления. И каждый, предоставленный себе, сегодня действительно живет так, как ему хочется. И ничто им не мешает жить по-своему разумению. И "рыночная экономика" с самого начала заявила об этом. Но главная суть свободы, которая была добыта здесь, состояла в том, что люди были свободны и самостоятельно объединяться. И именно к этой идее люди должны прийти самостоятельно, страдая в одиночестве за отдельное существование.Что же происходило в этот период в мышлении образованных людей?

У нас с первого же дня освобождения ударились в морализаторство и поэтому занимались тем, что вскрывали различные пороки социализма, обличали его и обвиняли, творили над ним суд, выносили ему приговор, будто социализм был не обществом, развивающимся объективно, а конкретным человеком, совершившим преступление.  И объективный научный анализ социализма не осуществлялся. И все вдруг стали поклонниками "рыночной экономики".
И все так происходило потому, что, главным образом, исходили из «сознательных побудительных сил», «ошибок», сознательных действий индивидов, то есть здесь как раз улетучилась научная точка зрения, и мы имели дело просто с рассуждениями индивидов. Освободившиеся люди, люди, предоставленные себе, еще не знали, где они оказались и что с ними произошло. Они еще не понимали свою подлинную свободу, которую им впервые дала "рыночная экономика". И мир, воспроизводивший капитализм в индивидуальных отношениях и принявший чисто денежное проявление, только разрушалось и продолжает разрушаться.
И вот отсюда и судите!


Рецензии