Стихополотно. Шаблоны

Мышление гениев
Оскар Хуторянский

Есть "латеральное мышление"
Для нестандартных ситуаций.
Так думают обычно гении
На удивление смертной братии.

Нас учат думать “вертикально”-
Простое - к сложному ведёт -
Нельзя мгновенно сделать “сальто”
Без подготовки, может год.

От аксиомы - к теореме
Доказываем каждый шаг…
То логика. Но ей на смену
Есть интуиция, как враг.

Наш мозг устроен не как здание,
Где этаж, ещё этаж…
Он весь в шаблонах, в распознании -
Его работа каждый раз.

Задача - исключить шаблоны,
Свернуть с привычного пути,
Забыть клише.  В сомнении полном
О всёи, что скажут “знатоки”.

Всегда ищите обьяснения
Альтернативной и простой.
Поверьте в новые идеи,
Где вход и выход есть другой.

Ищите смело аналогий
В других несмежных областях.
Всегда смотрите только в корень -
Причину всех проблем узнав.

Не только боги горшки лепят,
И может гений есть у вас.
Вам “латерально” мыслью светит -
Попробуйте, когда есть час.

3-11-17
 

Латеральное мышление (lateral thinking) — из области творческого, это метод нестандартного подхода и решения задач. Сам термин (описывающий принцип целой научной концепции) предложил в конце 1960-х гг. Эдвард де Боно, ныне один из самых авторитетных в мире экспертов в сфере креативности.

© Copyright: Оскар Хуторянский, 2017
http://stihi.ru/2017/03/11/11151




Рецензия на «Не проходите мимо» (Валентина Шеломова)

Никто не знает нашу жизнь
Так как мы знаем её сами,
Её мы видим изнутри
И жизни мы другой не знаем.

Другие судят по словам,
По жестам и по поведению,
Не мыслям, что приходят к вам,
Желаниям и сновидениям.

В глазах других мы - трафарет,
Так видимся мы все, поймите...
Не верьте мнениям о себе
В рецензиях, до и в граните.

С уважением
Оскар Хуторянский   30.05.2017 21:59   


Спасибо. Хоть стих и серьезный заставили меня улыбнуться. Спасибо.
Вспомнила пословицу: "Верю, верю всякому зверю, а тебе погожу, еще погляжу"

С уважением и теплом.

Всего доброго! Вдохновения!
Валентина Шеломова   30.05.2017 22:13   
http://stihi.link/2017/05/03/7713




Кому на пользу здравый смысл?
Оскар Хуторянский

Весь здравый смысл не результат
Чьего-то мудрого мышления,
А пережёванный экстракт
Того, в чём нет у всех сомнений.

Как безобидно поступать,
Как думать под одну гребёнку,
Чего нам лучше и не знать
И не рассказывать ребёнку.

Давайте взглянем вместе трезво -
Кому на пользу здравый смысл?
Для умников - ему не место
У них на всё своя есть мысль.

А дуракам - закон не писан
И здравый смысл им ни к чему.
Тому, кто верит - голос свыше
Даст указания к всему.

Тем, кто в строю - приказ лишь важен,
За здравый смысл есть трибунал.
В толпе - им что их вождь укажет,
А он на здравый смысл плевал. 

Кто в творчестве нашёл призвание,
(Не гимны я имел в виду)
Тому тот смысл, как наказание,
Ему б свою найти струну.

Для тех, кто пишет на заборе
Или похожие стихи -
Им по колено даже море,
Там смысла нет и не ищи.
 
В деревне здравый смысл помеха,
Сермяжной правдой там живут.
Ой, кажется уж не до смеха -
Неужто гегемона труд?

Он нужен тем, кто всем вещает
В эфир о том, как надо жить,
К себе тот смысл не применяет...
Так может нам о нём забыть?

3-10-17 ред.
© Copyright: Оскар Хуторянский, 2017
http://www.stihi.ru/2017/03/11/118



Рецензия на «Кому на пользу здравый смысл?» (Оскар Хуторянский)

Здравствуйте, Оскар. Прочла Ваши стихи «Кому на пользу здравый смысл?» и «Мышление гениев» (и многие другие про смысл, про толпу…), толпа, шаблоны, трафареты, и вспомнила старую сказку Николая Носова про Незнайку и его друзей, когда они, путешествуя на воздушном шаре, оказались в гостях у малышек Зелёного города. Художник Тюбик нарисовал пару портретов девочек и все остальные малышки, восхищённые сходством, наперебой просили сделать и их портреты. Одна поэтесса, писавшая поучительные стихи, которые кончались словами о том, что «надо руки умывать» или, что «надо полик подметать» или «надо платье зашивать», просила Тюбика нарисовать её также в синем платье, с большими глазами и ресницами с золотистыми волосами… «Кончилось тем, что глаза на портрете получились огромные, каких и не бывает, ротик — с булавочную головку, волосы — словно из чистого золота, и весь портрет имел очень отдалённое сходство. Но поэтессе он очень понравился, и она говорила, что лучше портрета ей и даром не надо… Бережно держа в руках свой портрет, Самоцветик сошла вниз, и её моментально окружили малышки. Все говорили, что её портрет по красоте гораздо лучше портретов Снежинки и Синеглазки, но по сходству он значительно хуже их. «Глупенькие, — сказала им Самоцветик. — Для вас что важнее — красота или сходство?» «Конечно, красота!» — ответили все.» И каждой малышке захотелось иметь такой портрет, всем обязательно хотелось быть самыми красивыми.

«И напрасно Тюбик доказывал, что каждый красив по-своему и что даже маленькие глаза могут быть тоже красивыми. Нет! Все малышки требовали, чтобы глаза обязательно были большие, ресницы длинные, брови дугой, рот маленький. В конце концов Тюбик перестал спорить и рисовал так, как от него требовали. Это было значительно удобнее, так как не вызывало никаких лишних пререканий, и к тому же Тюбик заметил, что может провести рационализацию в портретном деле.

Поскольку всем требовалось одно и то же, Тюбик решил сделать так называемый трафарет. Взяв кусок плотной бумаги, он прорезал в ней пару больших глаз, длинные, изогнутые дугой брови, прямой, очень изящный носик, маленькие губки, подбородочек с ямочкой, по бокам парочку небольших, аккуратных ушей. Сверху вырезал пышную причёску, снизу — тонкую шейку и две ручки с длинными пальчиками. Изготовив такой трафарет, он приступил к заготовке шаблонов.

Что такое шаблон, сейчас каждому станет ясно. Приложив трафарет к куску бумаги, Тюбик мазал красной краской то место, где в трафарете были прорезаны губы. На бумаге сразу получался рисунок губ. После этого он прокрашивал телесной краской нос, уши, руки, потом тёмные или светлые волосы, карие или голубые глаза. Таким образом получались шаблоны.

Этих шаблонов Тюбик наделал несколько штук. Если у малышки были голубые глаза и светлые волосы, он брал шаблон с голубыми глазами и светлыми волосами, добавлял немножечко сходства, и портрет был готов. Если же у малышки были волосы и глаза тёмные, то у Тюбика и на этот случай имелся шаблон.

Таких шаблонных портретов Тюбик нарисовал множество. Это усовершенствование очень ускоряло работу. К тому же Тюбик сообразил, что по трафарету, изготовленному рукой опытного мастера, каждый коротышка может заготовлять шаблоны, и привлёк к этому делу Авоську. Авоська с успехом закрашивал по трафарету шаблоны нужными красками, и шаблоны получались ничем не хуже тех, которые были изготовлены рукой самого Тюбика. Такое разделение труда между Тюбиком и Авоськой ещё больше ускоряло работу, что имело огромный смысл, так как количество желающих заказать портрет не уменьшалось, а с каждым днём увеличивалось.

Авоська очень гордился своей новой должностью. Про Тюбика и про себя он говорил с гордостью: «Мы — художники». Но сам Тюбик не был доволен своей работой и называл её почему-то халтурой. Он говорил, что из всех портретов, которые он нарисовал в Зелёном городе, настоящими произведениями искусства могут считаться только портреты Снежинки и Синеглазки, остальные годятся лишь на то, чтобы покрывать ими горшки и кастрюли.

Этого мнения не разделяли, впрочем, обладательницы портретов. Всем нравилось, что они получились красивыми, а сходство, говорили они, — это дело десятое. На все можно смотреть по-разному.» Так что, «кому на пользу здравый смысл?»
Ирина Петал   06.07.2017 11:52


Простите, если рецензия не по теме, но у меня сейчас в башке только сказка...
Ирина Петал   06.07.2017 11:53   


А здравый смысл есть усреднение, что думает мудрец и плут, и в результате уравнения выигрывает только плут.
 .
С благодарностью за напоминание классики,
Оскар Хуторянский   06.07.2017 13:03   


Уважаемая Ирина. У Носова речь идёт о моде, которая переменчива и здравому смыслу не подчиняется. В моём понимании - здравый смысл - нравственная категория и определяется комбинацией индивидуальных духовный ценностей и внешней средой - эпохой, страной, обычаями, религией, семьёй и понятие более устойчивое, чем мода.

С уважением,
Оскар Хуторянский   06.07.2017 13:48   


Нравственные и духовные внутренние ценности тоже подвержены моде. Конечно, не так быстро меняются, как внешняя мода. Спасибо, Оскар.
Ирина Петал   06.07.2017 14:30   


Рецензии