Доля. А. Савостьянов. Философия

          Стихотворение "ДОЛЯ"  весьма необычная творческая работа автора АЛЕКСАНДРА САВОСТЬЯНОВА, на публикацию которой (7.01.15) на сервере "стихи.ру" я написала "от себя" вот такие строки:
"стражи генетического кода –
две переплетённые змеи..."
составляют суть и смысл НАРОДА
ненасытной матрицы Земли. (ЕГ

         И конечно же меня не могла не заинтересовать полемика, которая возникла по поводу прежде всего философской концепции стихотворения. С ней были согласны далеко не все рецензенты, хотя это, безусловно, авторское право пишущего Считаю весьма серьезной сентенцию со стороны Р.Круг-ой:  "Две переплетенные змеи как образ очень хорош и представим, но опять-таки, он просто упоминается вскользь и не развивается...
Ведь правда-кривда, борьба со злом и прочее существуют как общечеловеческие понятия, они шире, чем генетический код отдельного человека и даже отдельной нации (если это имелось в виду здесь)..."

        Признаюсь, мое внимание крайне затронула означенная претензия. И я попыталась вместе с автором - поэтом Александром Савостьяновым проникнуть в основы его представлений, пусть они и не бесспорны. Итак, начнем с первого катрена:
В этот мир приходят
и уходят
в мир иной
чужие
и свои.
Тайны сохраняют перехода
две переплетённые змеи.

        Прежде всего, что это за такой "таинственный переход", кем-то заказанный для всех нас?
        Савостьянов, опираясь на артефакты, учения времен и последние разработки в данном направлении, полагает, что "переход" безусловно был. То, что мы наблюдаем, как поглощение материи и энергии, на другой стороне Мироздания, или даже другой Вселенной, воспринимается, как своеобразное извержение, или своего рода Большой Взрыв, дающий начало новым Мирам. Причем, сжатие и взрывы вселенной происходят периодически, так как мироздание по теории относительности - замкнутая система, как раз состоящая из двух противоположностей - бытия и небытия.
         
         Автор имеет ввиду переход в мир иной, отличный от нашего. Дело в том, что и сама картина устройства Вселенной оказалась абсолютно иной, чем предполагалось раньше:  то самое вещество, из которого состоят галактики, звёзды, планеты и мы сами, составляет всего лишь крохотную часть мироздания – не более 1–5%. А всё остальное приходится на скрытую массу и тёмную материю, которую одни называют чёрными дырами, другие называют вратами в миры иные. Так что со временем всё звёздное вещество нашей Вселенной рано или поздно будет втянуто в эти пресловутые чёрные дыры, и она как бы вывернется наизнанку.

      "Опять конец Света?- восклицает автор и "успокаивает". - Но ведь ныне чёрные дыры обнаруживаются практически в центре каждой галактики нашей Вселенной. И чему удивляться?! Ведь даже по космическим меркам наша Вселенная отнюдь не молода. 15 миллиардов лет существования – это весьма приличный срок, заставляющий задуматься и о мире ином, весьма и весьма отличном от нашего… Другое дело, что никто до сих пор не смог внятно обяснить, как сам этот переход происходит".

       И философ сам объясняет, почему он написал: "тайны сохраняют перехода две переплетённые змеи". Змея считается символом древних знаний. .. Возможно, не все эти древние знания утрачены полностью и ещё есть люди, которые знают точно, как же всё это происходит на самом деле. Но нам "хранителям" сие запрещено, и лишь "звёздным смотрителям можно всё, ибо это наш внутренний наблюдатель".

                Но что же символизируют собой "две переплетённые змеи"? Не они ли в следующих двух катренах: "две сестрицы – Доля и Недоля"; "правда-кривда"...
Где удача
рядом с неудачей,
а добро сражается со злом,
счастье от несчастья
тоже плачет.
С колыбели так вот и живём.

              Тут не поспоришь! Память предков, традиции, обычаи, все это приходит к нам из прошлого, передается из поколения в поколения. Прошлое – это начало всего настоящего. В этом смысле и есть наша Судьба, то есть Доля. Без прошлого нет настоящего и будущего. "Поэтому, как мне кажется, - отвечает критикам Поэт, - не стоит называть архаизмами слова "доля", "недоля", "сестрица", "кривда" и многое другие. Это наша история".

          Это и "скрепы" к нашему коду в будущем. Причем, сам код автор считает генетическим.  "Знаю и то, что в алхимии, например, змеи на этом жезле символизируют мужское и женское… Ещё одна вариация на тему. Почему не стал развивать? Потому что змея света и змея тьмы – этого вполне достаточно, как мне кажется".  Но также приводит версии ученых насчет "исторических древностей", согласно которым символом шумерского бога Энки были две переплетённые змеи, явно имитирующие структуру генетического кода – древнее знание, позволившее создать библейского Адама, первого современного человека из пробирки – задолго до того, как современная наука овладела подобным знанием, а затем одарить Адама и Еву способностью к воспроизводству себе подобных.

          Интересно, что Кадуцей — жезл глашатаев у греков и римлян; название жезла Гермеса (Меркурия), обладавшего способностью примирять  ибо считается символом ключа, отворяющего предел между тьмой и светом, добром и злом, жизнью и смертью. Со становлением культа Гермеса Трисмегиста, кадуцей стал символом ключа тайного знания, скрещенные змеи при этом символизировали дуализм мироздания. Именно идеи культа в алхимии и средневековой фармацевтики послужили причной использования кадуцея как символа медицины.

          "Ну, согласитесь, - отвечает Александр Савостьянов, - библейская глина – это и есть тот самый генетический код, генетический материал. Так будет точнее. Но то, что наша доля-судьба заложена в самом генетическом коде, это я считаю нормальным…" И это не голословное заявление! Главная идея генной психологии — в том, что, оказывается, по наследству передаются не только внешность и характер, но и судьба.Это подтверждено научными экспериментами, за которые в 1992 году группа американских исследователей получила Нобелевскую премию. Их работа свидетельствовала, что геном человека можно изменить тремя способами: с помощью химии, лучевого воздействия и психологического.


           Каждое стихотворение имеет свою философию, иногда просто житейскую. В данном случае она более, чем мирозданческая, уводящая читателя в мир непознанного. Я же полностью разделяю мнение Поэта, что наша " правда-кривда и состоит опять-таки в очередном переходе – теперь уже от прошлого к настоящему и будущему. Борьба со злом происходит на всех уровнях – в бытовом реале, в сказках, фэнтези, вплоть до космических масштабов. Всё взаимосвязано по своей сути".
Остается искренне пожелать Удачи талантливому и многообещающему автору!

                июль 2017


__________________________

«Доля» (Александр Савостьянов) http://www.stihi.ru/2017/01/07/6154



Фото(из интернета): бог Меркурий, обладавший способностью примирять и его непременный атрибут - Кадуцей, символизирующий ключ или посредничество между мирами Людей и Богов.








 





       





 


Рецензии
Впечатляющий, даже, пожалуй, знаковый оригинал и глубина Вашего исследования очень впечатлили! И хотя я сам считаю, что в предписаниях судьбы заложены и девиации, и даже поливариантность, но прочёл с восхищением и огромным интересом, спасибо Александру за философские глубины стиха, а Вам - за очень впечатляющее исследование с изумительно глубоким проникновением в подтекст Стиха! С уважением и пожеланием всевозможных успехов,

Абель Алексей   09.07.2017 11:55     Заявить о нарушении
Искренне благодарю за глубокую и содержательную рецензию, АЛЕКСЕЙ.
С признательностью,

Мир Искусства Елены Грислис   09.07.2017 16:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.