Бренуэлл Бронте. К Лидии. По мотивам

По мотивам стихотворения Бренуэлла Бронте «К Лидии Гисборн (июнь 1846 года)».

На травянистых берегах близ Уз
Сидел я после Троицына дня,            
Восторг и страх в душе соединя,               
В порыве чувств «не ведающей уз»,

Любя, желая – рядом бьются пусть
Два наших сердца каждый новый миг,
Но опустился в сумрак солнца диск,
И где мечты, и разве мир не пуст?

Изменит небо синь на серый тон,
Моей улыбке срок до завтра дан, -
И, как стремился вдаль путь этих волн      

До Хамбера, - так, хоть в тот час обман
Мои надежды ждал, скользил их сонм
За остров Джой, в глубокий океан.               
21.06.2017
***

Patrick Branwell Bronte. Lydia Gisborne (June 1846).

On Ouse's grassy banks - last Whitsuntide,
I sat, with fears and pleasures, in my soul
Commingled, as 'it roamed without control,'
O'er present hours and through a future wide

Where love, me thought, should keep, my heart beside
Her, whose own prison home I looked upon:
But, as I looked, descended summer's sun,
And did not its descent my hopes deride?

The sky though blue was soon to change to grey -
I, on that day, next year must own no smile -
And as those waves, to Humber far away,

Were gliding - so, though that hour might beguile
My Hopes, they too, to woe's far deeper sea,
Rolled past the shores of Joy's now dim and distant isle.
***

                Однажды после Троицына дня.

Патрик Бренуэлл Бронте  (26 июня 1817 — 24 сентября 1848 ) – брат трех английских сестер-писательниц викторианской эпохи: Шарлотты, Эмили, Энн Бронте; младший сын Патрика Бронте, священника из деревни Хоэрт в Уэст-Йоркшире, в том краю, «где колышет ветер вереск». Бренуэллом Патрика-младшего называли в семье по фамилии рано умершей матери, чтобы подчеркнуть различие с отцом, поскольку у них были одинаковые имена.

Вероятно, у всех детей Патрика Бронте была одна фея-крестная – муза, покровительствующая творческим личностям, поскольку они все были талантливы, все занимались сочинительством, а Бренуэлл не только писал стихи, но и хорошо рисовал.

Сестры и брат получили преимущественно домашнее образование, достаточное, однако, для того, чтобы заняться преподавательской деятельностью (работать было необходимо, так как состояния у семьи не имелось). Однако на данном поприще закрепиться удалось  только Энн. У Бренуэлла дела вообще шли неважно, он не преуспел ни в качестве служащего, ни в качестве художника, а когда Энн устроила его гувернером в семью, где работала сама, все закончилось скандалом и потерей места для обоих.

В 1843 году Энн рекомендовала брата мистеру и миссис Робинсон, у которых было пятеро детей. Она обучала четырех девочек, Бренуэллу предстояло заняться мальчиком. Семейство Робинсон проживало неподалеку от Йорка в поместье Торп Грин. Вскоре между Бренуэллом и его хозяйкой возникла любовная связь. Ему было 26 лет, Лидии Робинсон около сорока – ее старшей дочери исполнилось 18. Бренуэлл работал в Торп Грине 2 года, после чего муж Лидии узнал о ее романе с молодым гувернером (похоже, что самым последним из окружающих), и любовники расстались.

Бренуэлл прожил еще 3 года в Хоэрте в отчем доме, пил, злоупотреблял опиумом и умер в возрасте 31 год. Добила его, видимо, чахотка, которая в те времена была частым гостем в домах людей самого разного достатка. С его уходом в семье началась череда потерь – вскоре от той же болезни умерли Эмили и Энн, а затем через 6 лет после Энн не стало и Шарлотты. Отец семейства пережил всех своих детей.

Последние годы Бренуэлла были смутными. В это время он уничтожил некоторые свои картины, где зарисовал себя с домашними, и стер с группового портрета, который создал 10 лет назад, запечатлев на нем себя в окружении сестер, свой автопортрет. Между изображениями девушек осталось вытертое место с контурами фигуры, нечто вроде тени. В 1847 году, предчувствуя свою скорую кончину, Бренуэлл набросал карандашом рисунок в стиле автошаржа – он лежит на смертном одре, а над ним склоняется смерть в образе скелета. В свои последние дни, сознавая, что не использовал свой творческий потенциал, он с горечью говорил о том, что не сделал за всю жизнь ничего «ни великого, ни прекрасного».         

Славу семье Бронте принесла старшая сестра, Шарлотта, автор романа «Джейн Эйр». Благодаря ей известность приобрели и стихотворения Бренуэлла, и книги, написанные ее сестрами (причем некоторые их произведения критики оценивают даже выше творчества Шарлотты). Дом в Хоэрте, где прошла жизнь семьи Бронте, хорошо сохранился, теперь в нем музей. На стенах можно увидеть картины Бренуэлла. 
***

Стихотворение к Лидии Гисборн (девичья фамилия миссис Робинсон) было написано Бренуэллом через год после разлуки, когда тоска по любимой женщине еще не улеглась.

Река Ouse (Уз или Уза) протекает через город Йорк, это те места, где находилось поместье Робинсонов.

Хамбер (Humber) – общее протяженное устье рек Уз, Трент и Халл, через которое они  впадают в Северное море; оно представляет собой широкую реку и имеет собственное название Хамбер. Во время приливов море входит в Хамбер, уровень воды становится выше, что позволяет подниматься вверх по течению морским судам. На месте впадения реки Халл в Хамбер расположен город-порт Кингстон-апон-Халл (старое название – просто Халл или Гулль). В настоящее время берега Хамбера соединяет огромный мост, также носящий имя Хамбер.

Whitsuntide - неделя после Троицына дня (летний христианский праздник с плавающей датой, конец мая – июнь; подобно июльскому Иванову дню берет начало в языческих традициях, которые придали этим праздникам особенный волшебный колорит).
21.06.2017
***

Интернет-ресурсы:

http://brontesisters.ru/sisters/museum
Музей сестер Бронте.

http://www.stihi.ru/2016/09/25/10172
«Своё лицо стирая прочь с портрета - Бренуэлл Бронте». Таня Зачёсова.
Публикации предпосылается коллаж с «вытертым автопортретом» Бренуэлла Бронте в кругу сестер, 1835 года, и восстановленная реставраторами копия этой картины.


Рецензии