О не поэзии

 Вступление.
  Эту статью считаю своим долгом опубликовать и на своейстраничке, настолько она ёко и образно обрисовывает наши общие интересы, настолько она актуальна.

 О непоэзии и стихах. ру
Афанасьев Алексей
                Любопытно, забавно и тонко:
                Стих, почти непохожий на стих.
                Бормотанье сверчка и ребёнка
                В совершенстве писатель постиг.
                Николай Заболоцкий.

Часто в переписке на сайте стихи.ру эту тему затрагиваю, теперь дошли руки написать развёрнуто и подробно.

Был недавно на стирушном золотом микрофоне. Осталось удивительно приятное впечатление! Свободная трибуна, без отбора, а каждый второй-третий стих очень даже достойные! Увы, лично чтецов знаю не очень, имена не запомнил, да и другим, думаю, больше запомнилась бабушка, которая даже пустилась в пляс :) Я сам на стихи.ру с 7го года, меня читают... До этого думал, как многие, что этот портал - сборище графоманов и что-то типа кружка любителей вязания :) Но взяла верх безысходность: увы, свободные трибуны у нас не везде, прежде пытался пристроить стихи куда-то в печать, да и теперь 3-4 раза в год по мейлу куда-нибудь предлагаю. Когда был пацаном, что-то брали (совершенно переделывая :), потом совсем глухо. Сетовать бы нечего, там не лежат золотые горы и не раздают слонов, поэтому прилагать какие-то сверхусилия к взятию этого барьера точно не буду... Хочется сказать о другом, о мотивах. Еще во времена перестройки одна влиятельная дама, которая и позвала меня на 'совещание молодых писателей', доверительно мне высказала: вы пишете абсолютно талантливо, только пишете НЕСТИХИ !! Кстати, дама заседала частенько в жюри 'поэт года' :) И так почти ВЕЗДЕ: нестихи, если стихи - то НЕПОЭЗИЯ! Если поэзия, то ненастоящая... То есть формулировки очень разные, но суть примерно: нам даже  нравится бы то, что вы принесли, но мы-то ждали подборку стихов! Не формат! Нет даже предмета для обсуждения :) Ещё интереснее сформулировал с печалью один бухой поэт, с которым мы болтали за жизнь и читали друг другу: "Опоздал ты, брат, лет на 10. Тебе б здравицы к съездам писать, цены бы не было!" Опоздал... Возникает вопрос, а как далеко ушла поэзия, ведь и публикуют же они что-то, и чтения устраивают?

Я сейчас, конечно, "сдаю" именно что литературную "кухню", человеку с улицы про НЕПОЭЗИЮ вряд ли расскажут. И автора ненужного спровадить можно гораздо более вежливо. Мне это объясняли именно как молодому, подающему НАДЕЖДЫ дарованию!! По молодости ведь, как дурак, участвовал в семинарах и обсуждениях. И обсуждения эти по сути сводились к поиску некоей пресловутой "оригинальности": ну что такого интересного сказал, например, Высоцкий, именно как ПОЭТ? За вычетом гитары, голоса и личного обаяния? Вот наши ребята - молодцы, одному удалось в стих вплести всхлипы, другому скрежет, третий неологизмы придумал интересные - хорошо, ребята, ещё, ещё ковыряем язык! Чем корявей, тем вернее! Эстетически искушенный читатель ребус с удовольствием разгадает и душевно насладится тонким винегретом образов и мыслей. Серьёзное искусство требует серьёзного понимания! Рассказывать этим людям, что солнце встало - просто возмутительно, это уже было, было, было!! Впрочем, особо оригинальным поэтам, например, Бродскому, подражать - считается тоже как бы оригинально :) Но в общем случае оригинальность возрастает, как энтропия и связный текст идёт вразнос. Сие подаётся как достижение современной словесности :) А содержание? Зачем? Поэзия свободна, кого любовь вдохновляет, кого морковь, почему нет? Мы с вами обсуждаем и оцениваем только литературный уровень...

Этого уровня произведения публикуют, они же звучат на поэтических мероприятиях. Некие странствующие поэты собирают в филармониях даже человек по 100. То есть круг этих людей (читателей и слушателей) узок, далеки они от народа, но этот круг СУЩЕСТВУЕТ. А народ потребляет попсу, пошлый юмор и легкое чтиво, как раз, наверно, эстетствующие противопоставляют себя такому легкому жанру и гордятся (и авторы и читатели) своей избранностью :) Дескать, вот как глубоко мы понимаем искусство! Представьте, вот идёте по музею, там на картине продолговатые пятна. А экскурсовод поясняет, что за художник, какие искания претерпел в творчестве, сравнивает с шедеврами других мастеров... Нравится или нет, а просвещением продвигается :) И каждому приятно чувствовать себя ценителем! ОБЩЕСТВЕННЫЙ интерес низок - практически стихами интересуется этот узкий круг сведущих лиц. Думаю, именно поэтому то, что для Заболцкого "не похоже на стих", в наше время сделалось эталоном! Ничего никому не запрещено, просто покривить языком - общепринятый хороший тон :) Без таких экзерсисов, вообще если сочинитель изъясняется понятно, если ничего не режет слух - это "гладкопись", проза, "рифмованная проза", итп... А заслышав четырехстопный ямб, разбежится, наверняка, вся филармония, словно черти от ладана :)

Шире того, во всех видах творчества гонимые "авангард", "формализм", ... ... ... вылезли из советского андеграунда и нишу "высокого искусства" (не только) напрочь оккупировали. Соцреализму "чёрные квадраты" были не нужны, творческие союзы пропалывали сорняки, клеймили декадентством, "сумбуром вместо музыки" :) А пресловутое "современное искусство" толерантно, оно никак не борется ни с сумбуром, ни с музыкой, просто выносит "музыку" за скобки, как вчерашний день или детский сад! Что можно возразить? Это точно не только в стихосложении, некий перевёртыш - андеграунд на витрине, а всё прочее - там, где был андеграунд :) Как раз и стихи.ру - андеграунд нашего времни...

Поэтому-то такому сочинителю, как я, вдвойне сложно: прежде чем прорваться к читателю, которому все, позиционируемое как поэзия, не очень интересно, следует еще пробиться сквозь эту особую поэтическую среду, абсолютно иначе мыслящую и  понимающую мир! Не берусь назвать их творения не-поэзией, почему бы нет, если есть слушатели и читатели? Однако же их почти религиозное и ревностное желание называть искусством только свое художественное течение меня шокирует :) Это напоминает начало ХХ века, когда каждый кружок сочинителей отвергал все художества, непохожие на свои, а все вместе и дружно ниспровергали классику. В наши времена эта среда тоже очень разнородна и склонна к кучкованию, но против нормального языка стоит заедино и насмерть! Обычный путь, журналы-сообщество-признание напрочь закрыт. И сам я, недостойный, не слишком стремлюсь продвинуть свои опусы, да и стремиться особо не буду: усилий много, а результат будет заведомо скромный. Например, сборник стихов уже есть готовый, заказать тираж - и обещают за 10 дней доставить по любому адресу.  Более того, при должном пиаре это сможет даже и окупиться! А вот пиар ни за что не окупится, ведь никакого чеса по стране или сувениров к этому делу не прицепишь :) Собственных усилий точно не хватит даже на скромный результат, необходим спонсор, да и влиятельный, чтобы подвигнуть профи на столь противоестественное дело.  Ковырятели языка тоже ведь существуют на поддержке и спонсорстве. Нимало не надеюсь на такой вариант, не тщеславен, и если потомки не произнесут моего имени - мне действительно все равно! Хождение по курилкам - дело, конечо, познавательное...

Поэтому - вот, стихи.ру, свободная трибуна, где  эстеты не отгоняют и издатели денег не требуют. Если высоким стилем, мой подарок Родине :) Просто даже глупо ещё к этому героически прорываться в какой-нибудь малотиражный альманах, который будет где-то пылиться. Один только стих удалили, над нашенским мракобесием слишком стебался. Конечно, тот самый литературный уровень всякий и разный, но так и я за это не держусь. Есть и никакие опусы, и очень достойные, хотя ни по рейтингу, ни по "рекомендациям" их не найти, только самому :) Андеграунд :) Но только потому и звучат живые слова, которые можно понять, не изучив прежде все наследие мировой культуры :) Всё наоборот, за понятность хвалят, а даже нарушение метра и размера вызывает вопросы, после кривоязычия просто смешно) И читают!! Ведь для того и придумывается. Возьмусь даже сказать, что здесь и обитает настоящая истинная поэзия нашего века, хотя, вот, придется поискать :)

Ведь и весь ХХ век признание доставалось вовсе не самым-самым. Да, обращали внимание, клеймили, запрещали, но советский народ жил-таки с голиковым и пешковым. В каждой первой же библиотеке! То, что ХХ век - это Цветаева, Пастернак, Гумилёв мы с удивлением узнали только в конце века. А сколько имен было потеряно, вытеснено, сколько рукописей сгинуло в выброшенных письменных столах и архивах гпу? Тогда не было ни стихов.ру, ни прозы.ру, а модераторы ходили в черных куртках и с наганом. Так что мы все должны еще возблагодарить свое время. Свободно творить и найти своего читателя... А "профи" пускай там сами по себе ) Пусть в истории искусства (а кто ее будет читать?) наш век останется эпохой шизоватых поэтов, сочиняющих ребусы :) Вот будет прикол...


Рецензии