Поэма о Великом начале Одиннадцатая глава

Глава 11.  «  Абрамцево  »

Теперь на этой улице с дождём
Мне хочется всё рассказать подробно.
Но, может быть, здесь сыро, неудобно…
Промокла я, мы на вокзал идём…
Сторожка деревянная встаёт
И на столбах сарай, обшитый тёсом,
И мастерская сказочным утёсом
Вся светится и в сени нас зовёт.
Садовых ваз с чудовищем морским
Повсюду неземные изваянья.
А вот и сени – новое свиданье.
На галерею всходим – свет и дым…
Сверкает лампа – только без стекла.
И попугай сидит за кружкой чая.
Все курят, и никто не замечает,
Что ночь вокруг блаженна и тепла.
В полуподвале – ступы, верстаки;
Заваленное горно, бак железный
И много всякой утвари полезной
В гончарном деле мы не новички.
Всё вопиёт: разруха и разор!
Забрали филиал у ВХУТЕМАСа
Жильцы теперь – хозяева здесь, ясно.
Уж кто-то смотрит на меня в упор.
Какой-то скульптор, нет, он не в себе!


«  - Она со мной! »  -
Тут Равдель рёк железно.
 
«  - Простите нас!
Но вам же всё известно –
Отдел труда здесь будет по судьбе » .

«  - Пожалуй, знаю.
Отвечал Ефим, -
Да ночь, однако, Мезенцев, настала
А женщина  голодная, устала».

И  Мезенцев вдруг сделался другим:
«  - Хоть птицу заберите у меня!
Она же спать мне не даёт ночами –
Не наша птица – пусть воркует с вами!
Я проклял целый мир, её браня…»

Подходит тихо робкая Эсфирь,
Красавица,  протягивает ноты:
«  - Я их нашла; им, право, нету счёта.
Ведь пропадут… А в них такая ширь! »

«  - Уж если пропадут, так пропадут! »  -
Ефим махнул рукой, -
Кому охота!
А Врубель, А Серов – им нету счёта…
Якулова я видел что-то тут… -
Да! – лошадь; и подсвечник неплохой
В виде павлина….Жив ещё подсвечник?
Кронштейны живы? Это не навечно.
Свинец был в пломбах – тоже чей-то труд! »

«  - Пойдёмте лучше в Студию – ко мне, -
Эсфирь просила…  - Места не жалею ».

И мы пошли на улицу за нею
При полной и колодезной луне.

Жилое помещение в двери
Казалось сложным – то – одноэтажным;
Местами – вверх протягивалось важно
И было деревянное внутри;
Оклеено обоями слегка
И тоже с галереей, без подвала –
На цоколе на каменном стояло,
А крышей упиралось в облака.

Я видела, всю повесть осознав…
В покое дома было всё другое –
Конторка, стол, скамья, сундук, – Пустое! -
Глаза с прищуром. Серые до дна.

Не ожидала… Это был Ефим,
Которого несчастье не касалось.
В глазах мечта довольством закачалась.
Где боль? Где ярость? Он неповторим:

«- Санкт-Петербург… Мне бурных двадцать лет.
В Москве воды немного, но свободы…
Еврей крещёный – кто в душе? – Сюжет…
Любил смотреть я в ледоход на воду.
Куриный бог, зажатый в кулаке,
Чтоб выстрелить с мосточка непременно... -
Я выстрелил... Как весит неразменно -
Халёный камень юга вдалеке.
И лёд сдвигая, начинает плыть
Сиротство края или середины –
И целое пространство серой льдины,
Грядущему способно уступить…
И Петроград, и Царское Село!
На Выборгской, что флагами рабочих
От зарева мобилизаций ночи
Вся вспыхнула, я выкрикнул: «Долой!»
Сел на коня… Да, правда, на коня…
Куда скакать? Вокруг толпа, ворота,
Проспект пленён народом, словно соты
Горчайшим мёдом… Юнкера меня
С коня тащить… наверное со зла.
Не помню, как их люди оттеснили.
И было так. Ворота отворили
И двинулись  в бескрайнее с угла.
Фотограф снял…
               
Бурлящая Москва
Войну встречала даже пошловато.
А немцы под Москвой – два робких брата –
Глядели как засохшая смоква.
Студенты всё хотели изменить;
Большевики сказали - что изменят.
Им вкус  Подполья  – чёрный дым сражений!
А я роптал: чему и как служить.
От полноты сомнения язвил:
Кипела кровь солдатская, страдала…

« - Художники с Поволжья до Урала!
Уполномочен Равдель  заявить
О лучшем мире…
Нужно
воевать
За памятники наши и за вкусы;
Создать места рабочие и вузы,
Грядёт Спартак - бороться, уповать…»

В ночь на 19 июля 1914 г. – перед объявлением войны Германии – были мобилизованы около сорока процентов рабочих  Выборгской стороны Петрограда. Утром началась забастовка. В Выборгском районе 15 из 21 крупного завода приходилось на машиностроение (наиболее квалифицированные рабочие). Джон Рид назвал Выборгский район «Фобур Сент Антуан Петрограда» В 1918 г. Равдель уже был коммунистом. В 1918-1920 гг – особо уполномочен-  ным по делам  Госуд. Свободных Худож. Мастерских   Урала и Поволжья, в Пензе возглавлял подотдел искусств и губ. п/о по делам музеев и охране памятников искусства и старины. В Пензе – органи- затор выставок, курсов…; проскакал в образе Спартака  на празднике.

Ты помнишь, как сквозь крики началось:
Зачем они создали к производству
Втроём Бюро?
И это первородство
Кому-то не понравилось небось!
А Луначарский взял и поддержал,
И мастерские ширились по кругу.
В графической ночная смена – туго.
Ведь есть статья… И я ответ держал:
Для НЭПА, для того, чтобы опять
Нам выйти в плюс, а мы скользили в минус…
Я заложил пол ВХУТЕМАСа, кинул
Последнее слепой торговле в пасть

Валютным повышением долгов
Ответили  торговли обороты
Филиппов был с заказчиками кроток
А Лондон, видит Диккенс, к нам суров
И к чёрту Лондон!
Входит как заря
Григорий свет-Васильевич Федулов.
От золота мошну его раздуло.
Ему раздолья мало с сентября.
Три брата в роще Марьиной живут.
И фабрику один из них имеет.
А есть ещё Грязнов – он всех жалеет…
Они вошли и честно говорят:
«Сей магазин приятен нам, и вам…
Но ВХУТЕМАСу всё дадут вне спроса.
Вне очереди воля Наркомпроса».
И вот уже сказали: « По рукам!
Товарищество будет на паях.
Ну а Бюро пусть вносит пай товаром.
А за аренду, чай и самовары
Федулов платит…»
Уж Грязнов в слезах,
В объятьях душит, рыжая лиса,
И деньги за аренду вынимает –
Три миллиона…Консульт оформляет.
Всё сладили за добрых полчаса ».

В ноябре 1921 г. Вхутемас получил первые инструкции Гавпрфобра по участию в НЭПе, налаживанию у себя производства. В марте-апреле 1922 г. было положено начало работе.  Создано Производственное Бюро: Равдель, его заместитель профессор Б. С. Швецов и декан керамического факультета А. Филиппов. Первые приказы  производственного Бюро относятся к июлю 1922 г. Не было оборотного капитала и плана работы; надежды на издание книг не оправдались; в графической мастерской ввели ночную смену, за что ректора вызывали в суд по 132 ст. УК (нарушение законов о труде).  Неудачная попытка организовать торговлю в двух магазинах и по-прежнему убыточность производства…Бюро вступило на путь лихорадочного изыскания денежных кредитов, закладывало имущество Учебной части. Учитывая неспособность Бюро к производственной и торговой деятельности, вряд ли договор с Акционерным обществом «Аркос» (Лондон) на поставку керамики был целесообразен. К тому же выполнению заказа помешал внезапный, но недолгий арест Филиппова. Госуд. Полит. Управление таким образом искало следы дореволюционного  Общества по исследованию Памятников  Древности, которое уже передало своё имущество МГУ.
 Неудачная деятельность Производственного Бюро совпала с изменением в курсе художественной политики. Луначарский, целенаправленно поддерживающий во ВХУТЕМАСе левых профессоров, которые считались им аналитиками искусства, сдавал позиции… «Производственное искусство» уступало первенство «чистому» искусству.


Рецензии