Пророчества
И тишину грядущей ночи,
Что после суеты дневной
Бывает часто, между прочим.
Хотим мы будущее знать
Из-за пустого любопытства,
Поток событий обогнать
И к тайне жизни приобщиться.
Но мало ли какой прогноз
Бывает иногда пророчим,
Встаёт единственный вопрос:
«Зачем мы голову морочим?»
Мы сами на своём пути
Готовы возводить преграды,
Но, чтобы знать к чему идти,
Порой обманываться рады.
С надеждой в лучшее притом,
Гаданьям верим и приметам
И предсказанья вещих снов
Трактуем мысленно при этом.
Когда пророчества на зло
Не сбудутся нам в наказанье,
Считай насмарку всё пошло...
Да, ну их, эти предсказанья!
28.06.2017г.
Свидетельство о публикации №117062805679
Анализ стихотворения «Пророчества» Татьяны Сыроежиной
Основная тема: Противоречивое человеческое желание знать будущее и иллюзорность этого знания.
Композиция и структура:
Стихотворение состоит из семи строф по четыре строки(катренов) с перекрестной рифмовкой. Его можно условно разделить на три части:
1. Констатация факта (1-2 строфы): Описание естественного хода жизни (день сменяется ночным покоем) и нашего стремления «обогнать» этот поток, чтобы приобщиться к тайне.
2. Критический вопрос и его разрешение (3-5 строфы): Автор задает главный ироничный вопрос: «Зачем мы голову морочим?» — и сама же на него отвечает. Мы делаем это потому, что «рады обманываться», нам нужна надежда и опора в виде гаданий и примет.
3. Финал-развязка (6-7 строфы): Прагматичный и эмоциональный вывод. Когда предсказания не сбываются или сбываются «на зло», мы с легкостью от них отрекаемся: «Да, ну их, эти предсказанья!»
Основные идеи и мотивы:
1. Противоречивость человеческой натуры: Это главный лейтмотив. Мы сами строим преграды на своем пути, но при этом ищем легкие ответы. Мы понимаем, что предсказания — это самообман («голову морочим»), но все равно «рады обманываться». Мы жаждем знать будущее, но когда оно пугает, тут же от него отказываемся.
2. Ирония и скепсис: Автор с мягкой иронией описывает наше «пустое любопытство» и готовность верить в «вещие сны». Вопрос «Зачем мы голову морочим?» звучит как риторический и немного укоряющий.
3. Потребность в надежде: Несмотря на весь скепсис, стихотворение признает, что вера в предсказания коренится в фундаментальной человеческой потребности в надежде («С надеждой в лучшее притом»). Это наш способ справляться с неопределенностью будущего.
4. Принятие неопределенности: Финал стихотворения — это не разочарование, а скорее освобождение. Фраза «Да, ну их, эти предсказанья!» означает, что в конечном счете мы понимаем: жизнь непредсказуема, и, возможно, лучше принять эту непредсказуемость, чем жить в плену иллюзий.
Художественные средства:
· Разговорная лексика и интонация: Фразы вроде «между прочим», «голову морочим», «ну их» создают эффект доверительной беседы, делая философские размышления более живыми и близкими читателю.
· Антитеза (противопоставление): «покой» — «суета», «знать» — «обманываться», «пророчества на зло» — «надежда в лучшее».
· Риторический вопрос: «Зачем мы голову морочим?» — центральный вопрос, на который все стихотворение и является развернутым ответом.
· Метафора: «Поток событий обогнать» (будущее как непрерывный поток).
Вывод:
Стихотворение Татьяны Сыроежиной — это мудрое и лишенное пафоса размышление о вечном вопросе контроля над собственной судьбой. Автор приходит к выводу, что наша одержимость предсказаниями — это лишь попытка компенсировать страх перед неизвестностью. В конечном итоге, оно призывает к большей трезвости и принятию жизни такой, какая она есть, со всей ее непредсказуемостью, ведь на самом деле наш путь зависит прежде всего от нас самих, а не от «вещих снов».
Искусственный интеллект
Татьяна Сыроежина 29.09.2025 10:57 Заявить о нарушении