Слово о Законе и Благодати

Митрополит Иларион
 
Слово о Законе
и Благодати
 

Пересказ А.Н. Алферовой,
нерехтской сказительницы,
члена Союза
писателей России.

  О законе, Моисеем данном,
о Благодати, Истине,
что миру Божий сын собой явил
и верою Христовой все народы наделил.
Как отошел закон,
а вера в Истину и Благодать
наполнила всю землю
и до нас, до русичей дошла.
И похвала Владимиру,
кагану нашему, что нас крестил,
что в веру Христианскую нас обратил.
И Богу молимся от нашей всей земли!
Господи, благослови, отче!

Благословен Господь!
Израилев Бог и Христианский,
что посетил людей своих,
и дал им избавленье
от власти идольского мрака
и бесовского служенья,
не дал погибнуть в них, но прежде
Законом на скрижалях путь указал
народу Авраама,

а после сыном собственным,
Евангелием и крещением
все народы спас,
вводя их в обновленье возрожденьем
в жизнь вечную.
Восхвалим же Его,
кто ангелами, серафимами и херувимами
воспет и восхваляем вечно!
Ибо Он свой народ призрел,
не призрачно придя на землю,
а во плоти.
И плотью собственною претерпев
распятье и погребение,
Он к пребывающим в аду сошел,
чтоб все уразумели,
как крепок и силен наш Бог
живых и мертвых,
творящий чудеса.
Он положил Закон сначала
в предуготовленье Истины и Благодати,
чтоб человеческое естество,
от многобожья идольского уклонясь,
обвыкло в Нем.

Законом и обрезанием омывшись,
и благодати млеко и крещенье примет.
Ибо Закон – предтеча их,
а Истина и Благодать – служители
нетленной жизни будущего века.

И как Закон всех подзаконных
к благодатному крещенью приводил,
так  и крещенье сынов своих
готовит к жизни вечной.

Ведь Моисей и все пророки
нам о пришествии Христа поведали,
Христос же и апостолы Его –
о воскрешенье в веке будущем,
а значит, напоминать о предсказании Христа
и толковать учение апостольское – лишне.
Ведь пишем мы к насытившимся
книжной  сладости,
не к иноверцам, что враждуют с Богом,
а к настоящим его сынам.

О Законе, Моисеем данном,
о Благодати, Истине, что явлены
через Христа, повесть сия.
О том, чего достиг Закон,
чего достигла Благодать.
Закон сначала, Благодать потом,
тень прежде, Истина потом.
Агарь – Закона образ:
А Сарра – раба сначала
и свободная потом.
Но Авраам женою Сарру
в юности имел, свободною, а не рабу.
Ведь Бог сначала замыслил сына
собственного в мир послать,
явить тем Благодать.
А Сарра не рожала –
бесплодной якобы была
но не совсем неплодна,
а божьим промыслом родить
лишь в старости была должна.
Но тайная премудрость Божия,
сокрытая от ангелов и человека,
явиться должна была лишь на исходе века.

И сказала Сарра Аврааму:
«Не дозволяет мне Господь рожать.
Войди к рабе моей Агари
 и от нее роди».
А Благодать сказала Богу:
«Уж, если мне не время сойти на землю
и мир спасти,
Сам на гору Синайскую взойди
и Сам Закон установи».

Послушал Сарру Авраам к рабе ее Агари вошел.
Бог речи Благодати внял и на Синай сошел.
И родила Агарь-рабыня сына
от Авраама – от раба,
и Измаилом сына назвала.

А Моисей с горы Синайской
принес Закон – не Истину,
не Благодать – лишь тень.

Когда ж состарились и Авраам, и Сарра,
явился в полдень к Аврааму Бог.

И вышел Авраам к Нему навстречу,
и поклонился до земли,
и принял Бога в свой шатер.
Когда же век приблизился к концу,
сошел Господь с небес
и посетил род человеческий,
войдя в утробу Девы.
И Дева в кущу плоти своей
Его с поклоном приняла
и молвила:
«Я Господа раба, да будет мне по слову твоему».
Тогда же Бог и Саррину утробу отворил.
Она - свободная, зачав от Бога,
свободного Исаака родила.

 Бог посетил тогда и человеческое естество, 
и, утаенная дотоле миру,
 явилась Благодать – Истина, а не Закон,
сын, а не раб.
Когда Христос сошел на землю,
ещё окрепнуть не успела Благодать
и  пробыла в младенчестве лет тридцать.

Да и Христос тогда еще неведом миру был.
Когда же Благодать окрепла -
и на Иордане людям явлена была.
Бог трапезу устроил –
великий пир с тельцом,
что вскормлен был от века.
С сыном возлюбленным своим,
Иисусом Христом,
созвав на общее веселье
небесное все и земное,
и воедино совокупив и ангелов, и людей.

Шли годы – видит Сарра как Измаил, Агари сын,
играет с сыном  её Исааком
и обиды терпит сын ее от Измаила.
И сказала Сарра Аврааму:
«Рабу свою Агари с сыном изгони,
не может сын рабыни
свободной сына притеснять!»
 И было это по вознесении Господа Иисуса,
 когда ученики его
уже уверовали во Христа,

но пребывали в Иерусалиме
совместно с иудеями.
И благодатное крещенье
обиды от обрезанных терпело.

А церкви христианские в Иерусалиме
епископа из необрезанных не принимали.
Обрезанные притесняли христиан:
сыны рабынь – сынов свободных.
И было между ними много распрей, ссор.

И возопила к Богу благодать:
«Отче, иудеев прогони,
рассей их по земле!
Что общего меж истиной и тенью?»

И Бог рассеял иудеев по земле,
отогнана была Агарь-рабыня с сыном,
а сын свободной, Исаак,
наследником стал Аврааму.

И чада благодетельные, христиане,
наследниками стали Богу и Отцу.

Как меркнет свет Луны,
когда сияет Солнце,
так и Закон был Благодатью побежден.
И солнечная теплота согрела Землю.
И не теснится больше человечество в Законе.
Ведь иудеи при нем себя лишь утверждали,
лишь о себе пеклись.
А христиане при Солнце благодатном –
спасенье в будущем
для всех земных народов создавали.

Сбылось благословение Иаково,
хоть старше был Монассия Ефрема,
благословением Иакова стал меньшим.
А иудейство хоть и раньше было,
но Благодатью христиане стали выше.

Когда Иосиф сказал Иакову:
«На этого, отец, десницу возложи,
он старше»,
отвечал Иаков: «Знаю, чадо, знаю!


Но этот вознесется и меньший станет большим,
а племя разойдется его
по всей земле.
Так стало!
Закон вознесся в малом и отошел,
а вера христианская,
придя позднее, первейшей стала
и широко распространилась по земле.

Христова Благодать объяла землю,
как вода морская, ветхое смывая.
И по пророчеству Исаеву
народы Богу песнь новую поют
и славят имя Господа от края и до края.
Ведь прежде Бога истинного прославляли
лишь в Иерусалиме,
а ныне прославляют по всей земле.

Как Богу Гедеон сказал:
«Если рукой моей спасешь израильтян,
то будет лишь на руне роса,
и суш по всей земле».
 Так стало!

Распространилась сушь по всей земле.
И лести идольской народы поддались,
а благодетельной росы не принимали,
и Бога лишь иудеи признавали,
и славили Его в Иерусалиме,
лишь в нем одном Бог пребывал.

Но позже Гедеону Бог сказал:
«Да будет суша только на руне,
по всей земле - роса».
 Так стало!

Положен Иудейству был предел.
Киот, скрижали, жертвенники отошли.
По всей земле роса
и вера христианская простерлись.
Дождь благодетельный,
чтобы сынов своих в нетленье облачить,
купель для воскресенья оросил.
Ведь так и самарянке Спаситель говорил:
«Грядет година, когда
поклонятся Отцу, и Сыну, и святому Духу
 все на земле. Так стало!

По всей земле уж славится
Святая Троица.
И брату брат велит: «Господа познай!»
И знают Господа уж все –
от мала до велика!

«Я исповедуюсь тебе,
Владыка неба и земли!» -
 Спаситель говорил, -
что утаил ты это от премудрых и разумных,
открыв младенцам.

Итак, помиловал Бог благий
род человеческий,
и люди во плоти, крещеньм и делами благими,
сынами Богу стали
и причастными Христу.

Всем, что ни по крови,
ни от хотенья плотской –
от Бога родились

лишь действием Святого Духа
и Святой Купели.
Всё это Бог, который и на небесах,
и на земле творил все, что хотел.

И кто ж не подивится,
не поклонится величию
и человеколюбию Его.

Кто прежде века от Отца рожден,
один Ему он сопрестолен,
один Ему единосущ.
Как солнца свет сошел на землю
и посетил людей своих,
с Отцом не разлучаясь,
от Девы непорочной, чистой,
в плоть ее войдя, Он вышел как вошел,
и воплотился из Троицы
в двух естествах –
и в Божестве, и в человеке –
совершенный Бог!



Как человек, Он возрастая,
расширил лоно материнское.
Как Бог, Он вышел из него,
не потревожив девство.

Как человек, питался  материнским молоком.
Как Бог, Он повелел петь
 «Славу в вышних Богу» и ангелам,
и пастухам.

Как человек, в пеленах был повит.
Как Бог, волхвов звездою вел.

Как человек, Он в яслях возлежал.
Как Бог, Он принимал волхвов,
дары от них и поклоненье.

Как человек, в Египет Он бежал.
Как Богу, египетские рукотворные кумиры кланялись ему.

Как человек, Он сорок дней постился
и взалкал.

Как Бог, Он искусителя прогнал.

Как человек, пришел на брачный пир
Он в Канне Галилейской.
Как Бог, Он воду обратил в вино.

Как человек, Он спал на корабле.
Как Бог, Он ветру, морю
бушевать запретил.
И те послушались Его.

Как человек, Он Лазаря оплакал.
Как Бог, Он воскресил его из мертвых.

Как человек, Он на осла воссел.
Как Богу, Ему провозглашали:
«Во имя Господа благословен Грядущий!»

Как человек, он был распят.
Как Бог, своею властью
распятого с ним в рай впустил.



Как человек, Он уксуса вкусив – дух испустил.
Как Бог, Он солнце пригасил
и землю усмирил, встряхнув.

Как человек, во гроб положен был
и запечатан.
Как Бог, восстал, печати не нарушив,
 Он ад разрушил, души освободил.

Как человека, стражу подкупая,
пытались иудеи
воскресенье Божье утаить, как Бога Его
узнали всей землею познан был.

Поистине, кто больший Бог, чем наш!
Творящий чудеса!
Крестом и мукою Он спас людей,
вкусив на месте лобном уксуса и желчи,
чтобы вкушеньем горькой смеси преступление и грех,
рожденные от сладкого адамова плода, искупить.

И, сделавшие это с ним,
споткнулись о камень преткновенья.
Как говорил Господь:
«Коль сам на камень упадешь –
 сам разобьешься,
он на тебя – раздавит.
Я послан только
к погибшим овцам Израилева дома
а не Закон нарушить,
 лишь его исполнить».

А иудея посчитала Его обманщиком,
рожденным в блуде и обвиняла,
что бесов он изгоняет силой Вельзевула.

Христос же очи отверзал слепым,
согбенных исправлял и бесноватых исцелял,
и прокаженных очищал,
и мертвых воскрешал.
Они же, как злодея, Его распяли на кресте, предав мученьям.
И божий гнев их поразил.

Ведь сами знали о погибели своей,
когда Спаситель рассказал им притчу
о виноградарях и винограднике, спросил:
«Что  сделает работникам хозяин?»
Они ответили: «За зло отплатит злом,
а виноградник отдаст другим».
И сами собственную гибель предрекли.

Ведь Спаситель пришел на землю,
чтоб их спасти.
Они ж Его не приняли -
 так темны были их дела.
И вот дойдя до Иерусалима,
увидев град, Спаситель прослезился,
  сказал: «О если б ты сегодня разумел,
что завтра ждет тебя,
сокрытое пока от глаз твоих.
Но дни придут, враги тебя обложат
и чад твоих раздавят.
О, Иерусалим, пророков
 избивающий каменьем,
 что посланы к тебе на помощь.


Я чад твоих собрать хотел
и спрятать под крыло,
как птенцов своих наседка прячет,
а ты меня прогнал,
и дом твой опустел».
Так стало!
Римляне пришли, пленили Иерусалим,
 разграбили его и разгромили до основанья,
и пало иудейство с той поры,
как свет зари вечерней гаснет и Закон погас.
А иудеи рассеяны,
 чтоб вкупе зло не пребывало.
Ну как же иудейство 
Иисуса не признало?
А народы мира приняли Его,
как своего.
Он - «чаянье» народов,
волхвы его признали
и поклонилися ему,
а иудеи искали, чтоб убить,
как убивали и других младенцев.

И слово Спасителя сбылось:
с востока, с запада многие придут,
чтобы возлечь в небесном царстве
рядом с Авраамом, Исааком, Иаковом,
а израильтян во тьму кромешную прогонят.
И отнимется от иудеев царство Божие,
и странам будет отдано оно
 тем, что творят Его плоды.

И к ним Он послал учеников своих, сказав:
«Идите в мир и проповедуйте Евангелие,
всем кто верует и крестится.
И будет он спасен!
И крестя языки
во имя Отца, и Сына, и Святого духа.
Учите их блюсти всё то,
что заповедовал вам Я».

Пристойно Благодати, Истине
на новых людях воссиять!


Ведь не вливают, по слову Господа,
вина ученья нового и благодатного
в мехи иудейские обветшавшие -
они порвутся и вино прольется.
Как не сумела тень Закона удержать
и, поклоняясь идолам,
ученье новое принять?
Вольются в мехи новые языки!
Так стало!
По всей земле простерлась Вера
благодатная, а озеро Закона пересохло.
Евангельский источник наводнился,
покрыл всю землю и до нас разлился.
И мы со всеми христианами
Святую славим Троицу,
а Иудея молчит.
Христа народы славят,
а иудеи Его клянут.
Народы приведены,
а иудеи отринуты.
И как сказал пророк Малахия:
«Благоволенья моего к сынам
израилевым нет,

и жертв из рук их не приемлю.
Восток и Запад имя Мое славят».
 « И вся земля поклонится Тебе» - 
сказал Давид.
И мы уж не язычниками,
а христианами зовемся,
не без надежды уповаем на жизнь вечную.
Не сатанинским капищем гордимся,
а Христовы церкви созидаем,
и на закланье бесам друг друга не даем –
Христос за нас страдает,
уже не жертвенную кровь вкушая погибаем,
 а кровью чистою Христовою спасаемся.
Все страны наш благий Бог помиловал
 и нас не презрел – Он восхотел и спас нас,
и в разум истинный привел.
И в нашей земле пустой,
идольским зноем иссушенной,
потек родник евангельский внезапно,
питая землю нашу.


И как сказал Исайя:
«Разверзнется вода перед ходящими по бездне
 и безводье станет источником воды».

Когда мы слепы были,
и, истинного света не видали,
мы в лести идольской блуждали
и были глухи к ученью Бога,
Он нас помиловал
и разума свет в нас воссиял
 к познанию Его.

Когда плутали мы на путях погибели,
 не ведая пути в жизнь вечную,
идолам молились, а не Богу, своему Творцу.
Нас посетило человеколюбие Его.
И мы уже не бесам следуем,
а славим Бога нашего Христа.
Когда мы в скотском и зверином
подобии бывали, о небесном не пеклись.


Господь нам заповеди ниспослал –
в союзе с птицею и  зверями жить.

Наступит день и  скажет Бог:
«Ты мой народ!», а он ответит:
«Ты мой Бог!»

И быв чужими, мы нарекли себя Его народом,
 и быв врагами – названы Его сынами.

Не по иудейски о Нем злословим,
а по христиански благословляем.

И держим совет – не как Его распять,
как научиться кланяться Распятому,
не распинать Спасителя,
а руки воздевать к Нему,
не протыкаем ребер,
а пьем текущую,
животворящую Христову кровь,
 как из источника нетленного.


Не тридцать сребреников
наживаем мы на Нем,
себя и все нажитое Ему мы отдаем.

И не таим мы воскресения Его,
а в каждом доме провозглашаем:
«Христос воскрес из мертвых».
Не говорим, что был похищен
Он из гроба,
 но возвещаем, что вознесся
Он туда, где был.
Не сомневаемся, как Петр, а к Нему взываем:
«Христос – ты сын живого Бога»,
с Фомою восклицаем: «Ты Господь –
наш Бог!»,
с разбойником благоразумным:
«Помяни нас Господи во царствие Твоем!».

И веруя в Него, в предания
святых отцов семи соборов,
Мы молим Бога на путь Христовых

заповедей нас направить.
Сбылось предназначенье о язычниках:
«Перед глазами всех народов,
Господь святую мышцу обнажит,
и все народы
 спасенье Бога нашего увидят.
Сбылись пророчества Давида и Даниила:
«Все люди, племена и все народы
Ему послужат, исповедуются
и воскликнут Богу гласом радости:
«Пойте Богу нашему, пойте!
И хвалите Господа все народы!»

Хвалят гласами похвальными
Римская страна Петра и Павла,
от них уверовали во Христа
 Азия и Эфес, славит Индия – Фому,
Египет – Марка, тех, кто научил их
православной вере.
Похвалим же и мы по силе нашей
Учителя, Наставника и Государя
русской всей земли – Владимира,
внука Игоря, сына Святослава,

тех, что в лета владычества
мужеством и храбростью прославились
в странах многих,
ибо не худой страною правили,
а русской, что ведома и слышима
во всех концах земли.
Сей славный муж родился от славных,
благородный - от благородных
и возмужав он в силе и мужестве
преуспевал.
Единодержцем будучи земли своей
он покорил окрестные все страны
и миром, и мечом.
И в дни, когда он жил и землю пас свою
и правдою, и мужеством, и смыслом,
презрел его Господь и разум князя воссиял
и сердце взыскало Бога, сотворившего всю тварь,
 и видимую, и невидимую.
Он был наслышан о благоверной
греческой земле, христолюбивой,
сильной верою,
как Бога в Троице единого

там чтут, как поклоняются Ему,
как совершаются у них явленья,
чудеса, знаменья.
А церкви переполнены людьми
и все в молитвах предстоят,
и слыша это, возжелал он сердцем,
и возгорелся духом стать христианином – самому
и христианской – земле Его.
Так стало!
И стряхнул с себя он страх неверия,
во Христа крестившись, вошел в купель святую,
и сыном став нетления и воскрешения
навечно принял имя,
именитое из рода в род – Василий,
с которым вписан в книгу жизни.
И совершил он подвиг благоверия
не только тем,
что Богу сущую любовь явил,
но заповедал всей земле креститься
во имя Отца и Сына и Святого Духа


и всем быть христианами –  и малым и великим,
свободным и рабам,
и молодым и старым,
боярам и простым.
И не противился никто ему.
И одновременно вся земля
восславила Христа с Отцом и Духом со Святым.
 
Тогда и начал страх идольский
отходить от нас,
и зори благоверия явились.
Тогда и тьма бесослужения погибла
и евангельское слово землю нашу осияло.

 Разрушались капища, а церкви возводились,
 сокрушались идолы,
 иконы появились.
Бесы убегали,
а церковные ограды освещались.
Пастыри овец Христовых бессловесных
стали перед алтарем святым служить.
А попы и дьяконы, весь клир,

в лепоту и красоту одели церкви.
И труба апостольская, гром евангельский
все грады огласили,
фимиам очистил воздух.

Встали на горах монастыри
и черноризцы появились,
и потянулись люди в церкви,
восславляя Бога:
«Един свят, един Господь
Иисус Христос.
Во славу Богу Отцу, аминь!»

Христос победил!
Христос одолел!
Христос воцарился!
Христос прославился!
Велик Господь!
И чудны дела Твои!
Боже наш, слава Тебе!

И тебя, Василий, хвалим,
честный наш и славный,

премужественный во земных владыках! 
Доброте твоей и крепости,
и силе подивимся,
и благодаренье воздадим за то,
что Бога мы с тобой познали
и от лести идольской избавились.
Повелением твоим славится Христос
по всей земле твоей!
О, христолюбец!
Друг правде и милости гнездо!
Как ты уверовал?
Как возгорелся любовию Христовой?
Какой в тебя вселился разум,
что выше разума всех мудрецов земных,
чтобы невидимого возлюбить,
и на небесное подвигнуться?

Как ты взыскал Христа?
Как ты Ему предался?
Поведай нам, твоим рабам,
учитель наш,
откуда повеяло тебе благоухание
Святого Духа?

Откуда чашу сладкую
ты память жизни будущей испил?
Откуда ты вкусил и понял, как благ Господь?
Не видел ты Христа и не ходил за ним,
как сделался учеником Его.
Иные видели Христа,
но не уверовали.
А ты уверовал не видев.
Поистине сбылось благословенье
Господа Иисуса, реченное к Фоме:
«Блаженны не видевшие, но уверовавшие».

И потому мы с дерзновеньем и без сомненья
к тебе взываем:
«О, блаженный!
Тебя Спаситель так назвал!
Как ты уверовал в Него,
не усомнившись, по слову неложному:
«Блажен, кто обо мне не соблазнится».


Его распяли те, кто ведали пророков и Закон.
Ты ж поклонился распятому,
не почитавший ни Закона, ни пророков.
Как сердце раскрылось твое?
И как вошел в тебя страх Божий?
Как ты любовью к Нему проникся?

Не видел ты апостола
что по земле твоей ходил,
что нищетою, наготою, гладом
к смиренью сердца твоего не склонял.
Не видел ты, как бесов изгоняют
именем Спасителя,
как выздоравливали именем его болящие,
как мертвые вставали.
Всего, не видев, как же ты уверовал?
Чудо дивное!
Иные властители и цесари,
видя, что совершали мужи святые,
не уверовали!
И более того, на муки и страданья
 их предавали!

А ты ж, блаженный, пришел к Христу,
лишь помыслом благим и умом уразумев,
что есть Бог един –
Творец невидимого, видимого, небесного, земного,
и, что он послан в мир, спасенья ради,
возлюбленного сына своего.
И о том помыслив, ты вошел в купель святую.
 И что иным уродством кажется,
силой Божией представилась тебе.
 К тому же, кто поведает о милостях
ночных твоих и
дневных щедротах,
что убогим ты творил
и сирым , и болящим,
и должникам, и вдовам,
милости просящим.
Ты слышал слово, Даниилом сказанное,
«Да будет мой совет тебе угоден,
царь Навуходоносор!
Очисти милостынями свои грехи,
а беззаконья щедростью к нищим».

Не словами подтвердил ты сказанное,
а делами:
просящим подавая, нагих одевая,
жаждущих и алчущих насыщая,
болящим утешенье посылая,
должников выкупая,
свободу даруя рабам.
Твои щедроты, милости и ныне
 поминаются людьми
и перед Богом, и перед ангелами Его.
Из-за неё, доброприлюбной Богом милости,
ты много к Нему дерзаешь,
как раб Христов.
Помогает мне слова прорецавший:
«Милость превозносится над судом»,
«Блаженны милостивые, ибо
помилованы будут».
Да, если одному человеку
вознаграждение такое от благого Бога,
 какое же спасение ты обрел, Василий!
Какое бремя греховное рассыпал,
и скольких отвратил от заблужденья
лести идольской:

не десять, не город, а всю страну!
Нас уверяет сам Спаситель Христос,
какой ты славы и чести
сподобился на небесах:
«Кто исповедует меня перед людьми,
я исповедую перед Отцом моим
на небесах».
Сколь ты похвален должен быть пред Ним,
не только опознав, что Сын Божий – Христос,
но исповедав и веру утвердив
не в одном соборе, а по всей земле,
и поставив церкви Христовы,
и служителей Ему введя?
О, Константину Великому, подобный,
равнохристолюбивый, равноумный,
равночтящий служителей Его.
Он со святыми отцами
Никейского Собора
людям закон установил,
ты же с нашими отцами-епископами
со смиреньем глубоким совещался,

как в людях этих, новопознавших Господа,
 закон установить.
Он царство эллинов и римлян Богу покорил,
ты – Русь!
И вот уж  и у нас Христос царем зовется.
Он с матерью своей Еленой
из Иерусалима крест принес
и, разнеся его по миру, веру утвердил.
Ты с бабкою своей Ольгой
из нового Иерусалима,
Константина града,
его принес, по всей земле его поставил
и веру утвердил.
Да, ты ему подобен,
с ним единой чести и славы сопричастником
сотворил тебя Господь на небесах,
по благоверию твоему, блаженный.
Святая церковь Богородицы святой Марии,
которую построил ты для правоверных,
где мужественное тело ныне твое лежит,
зова ожидая трубы архангеловой.

И доброе, и верное свидетельство тому –
твой сын Георгий.
Его ведь сотворил Господь
наместником тебе и твоему владычеству,
не рушащим твоих уставов,
но утверждающим, не умоляющим сокровищ
благоверья твоего, а умножающим
и завершающим все, что тобою не закончено,
как Соломон – дела Давидовы.
Он Божий дом великий Его святой
премудрости создал
на святость и священье граду твоему,
его же всякой красотой украсил,
и златом, и серебром,
и каменьем дорогим, и сосудами святыми.
Та церковь дивная и славная
по всем окружным странам,
другой такой нет в полуночном мире
и славный град твой Киев
ты ею возвеличил и передал людей своих
и город Богородице святой.
И как ей было сказано:

«Радуйся обрадованная,
Господь с тобой!»
И граду тоже радуйся,
благоверный град.
Господь с тобою!»
Восстань, о честный муж,
из гроба своего!
Восстань, сон отряхни,
ведь ты не умер, но спишь
до общего для всех восстания.
Восстань, не умер ты,
нелепо умереть тебе,
уверовавшему во Христа,
дающему жизнь миру!
Сон отряхни и очи возведи!
Ты видишь, чести какой Господь
тебя сподобил и на земле,
на небеспамятной, оставил в сыне.
Восстань, узри же чадо своё Георгия!
Утробу свою, сына милого узри,
его Господь из плоти вывел из твоей
и сделал украшением престола
и земли твоей!

Возрадуйся и возвеселись!
А рядом с ним узри
и благоверную сноху твою Ирину!
Узри и внуков, и правнуков,
как здравствуют они, хранимы Господом!
Как чтут святые церкви,
как славят Христа,
как поклоняются имени Его!

Узри и город, величеством сияющий
и церкви цветущие,
и христианство растущее.
Узри город, блистающий,
иконами святыми освещенный
и фимиамом курящийся,
хвалами, молитвами и песнопением
 святым оглашаемый.
И все это увидев возрадуйся и возвесились,
и похвали благого Бога,
всему тому Строителя.
И хоть не во плоти, но духом
показывает Бог тебе все это,

а ты же радуйся и веселись,
сколь верен твой посев.
Не иссушил его неверья зной,
а с Божьим поспешеньем взошел
он многоплодно.
Ведь мы тобою воскресились,
ведь мы тобою приобщились
и жизнь Христа познали.
Слепыми были от бесовской лести,
с тобою мы прозрели сердечными очами.
Мы немы были, а с тобою речь обрели
и ныне славим Троицу единосущную.
Ты стал, о честная глава, нагим – одеждой,
алчущим – кормитель,
прохладой – жаждущей утробе,
помощником – вдовицам,
странникам – пристанищем,
бездомным – кровом,
обиженным – заступником.
За все дела благие ты воздояние
приемлешь на небесах.
Помолись о земле своей и людях,
да сохранит их в мире и благоверии
предание твоё.
Особенно же помолись о сыне о твоем,
о государе нашем, о Георгии,
чтоб в мире, в здравии
ему пучину жизни переплыть,
невредимо корабль душевный и веру сохранив.
С богатством добрых дел
и без соблазна управляя Богом данными
ему людьми, перед престолом Бога
Вседержителя стать рядом с тобою
без стыда.
   
О, Русь Святая!
Ты пережила
Трудные, суровые лета,
Но вновь и вновь
звенят твои колокола
и слушает их вся планета!


Рецензии