Дед Сашка

Наступило лето, и мы поехали с семьёй в Кураки. Это деревня в Белоруссии, где родился мой отец, и названа она по фамилии наших предков, основавших её.
Меня папа тоже назвал в честь своего отца – дедушки Сашки. Его все в деревне так и звали – дед Сашка. Деда любили и уважали, мастер был на все руки. Но однажды случилось так, что он потерял зрение. Произошло это задолго до моего рождения.  Наверное, трудно жить слепым. Я однажды попробовал ходить с зажмуренными глазами, но постоянно натыкался на какие-нибудь предметы. А дедушка научился обходиться без света. Сначала он жил вместе с бабушкой, а когда её не стало, отец забрал дедушку к себе. Тот в городской квартире вскоре затосковал, попросил отвезти обратно. У сына хоть и хорошо, но на родину тянет…
Так он и жил в деревне долгие годы один. Приспособился  вести хозяйство. Первое время у него даже корова была, но потом отказался, хлопотно. Только несколько кур держал, чтобы яйца несли. Пенсия небольшая, но дедушке хватало. Сам по деревне с палочкой ходил – и за водой до криницы, и в магазин за продуктами.
 Дедушкин дом с большим яблоневым садом стоял на самом краю деревни. Дальше простирается луг до самой Чечёры, а  за речкой виднеется лес. 
Несмотря на слепоту, дедушка неплохо ориентировался, знал, где что в доме лежит. Однажды шли мы вместе по деревне, я за руку его держал. А дед идёт и рассказывает, кто, где живёт. 
– Дедушка, как же ты знаешь всё это, ты же не видишь? – удивлялся я.
– Да я здесь каждую кочку на дороге знаю, – смеётся дед.
Однажды мы даже в лес с ним ходили.
– Сашко, сходишь со мной в лес?
– Пойдем. А зачем, дедушка?
– Поможешь сосновый пень найти, надо запасти лучин.

Дедушка заткнул топор за пояс, и мы отправились в путь. Я уже знал, что лучины – это такие смолистые щепки, которые долго и хорошо горят. Их используют для растопки печи, а в старину, когда не было электричества, лучины использовали для освещения, вместо свечей.
Мы шли, держась за руки, по дороге дед рассказывал разные весёлые истории. Знал он их немало. В лесу нашли нужный пень. Дедушка присел перед ним на коленки, пощупал, а потом ловко наколол топором лучин. Я собрал их в мешок, и мы отправились обратно.
Я любил дедушку Сашку. Он был удивительным человеком. Несмотря на слепоту, он не растерял доброты и весёлости.
 Даже со смехом рассказывал случаи, когда кто-нибудь из нечестных людей обманывал его. Большинство  относилось к дедушке хорошо, помогали, чем могли. Но находились и те, кто поступал бессовестно. Как-то один человек вызвался помочь – сходить в магазин. Принёс продукты и сдачу отдал, сказал, что пять рублей с мелочью. Только потом оказалось, что вместо пятирублёвки там только рубль был…
Мы когда узнали об этом, возмутились страшно. Ведь каким бессовестным надо быть, чтобы с незрячим человеком так поступить! А дедушка только смеётся, ничего, мол, видно тому деньги нужнее. И в смехе ни капли злости или горечи! Не осуждал никого.
Вот такой замечательный дедушка Сашка. Я очень горжусь им.


Рецензии