И женственность берёз и оптимизм

                Во поле береза стояла,
                Во поле кудрявая стояла,
                Люли, люли стояла.
                Некому березу заломати,
                Некому кудряву заломати,
                Люли, люли заломати.
                Как пойду я в лес, погуляю,
                Белую березу заломаю.
                Люли, люли заломаю.
                Стану я старого будити,
                Люли, люли, будити:
                «Встань ты, мой старый, проснися,
                Борода седая, пробудися,
                Люли, люли, пробудися.
                Вот тебе помои, умойся,
                Вот тебе рогожко, утрися!"
                Отрывок(полностью ***) из первой записи
                русской народной песни 1790 год,сборник Львова—Прача.

                4 симфония П.И.Чайковского первая в истории русской музыки               
                психологическая драма, сопоставимая по силе с симфониями
                Бетховена. Музыка написана в 1877 году.
                http://mp3.classic-music.ru/music/tchaikovsky/symphony4-1.mp3
                Вторая и последующие части: ..-2.mp3,..-3.mp3,..-4.mp3

                «Анна Каренина» (1873—1877) — роман Льва Толстого.

А первая в России симфо-психодрама
должна была закончиться финалом
прекрасно-радостным и генно-узнаваемым.

Быть может это  скепсис над  ровесником-романом****
-трагедии Карениной (княжны Облонской) Анны:
когда нет выхода - нет смысла биться в грани.

Чайковский знал  с невероятной глубиной
о тайнах лирики российского народа.
Что Фрейд?-Он сын директора  горного завода!**.

И женственность берёз, и  множественность грёз,
и кожа  девичья (кора), и колыбель поэзии,
и девичьи обряды*, русалки..- чувственная   бездна.

«Берёза» не мотивчик, вставленный в финал
(Чайковский с темами проблем не знал)
-сарказм народный о глобальности проблем:
в народе - это быт с решением обыкновенным -
в безвыходности выход–не искать его бесцельно.

Когда река без края - против течения грести забавно.

Ах ,если б Пётр Ильич свою 4-ю пораньше б написал
быть может и Каренину - не к паровозу - в зал,
-4-ю симфонию Толстой её послушать отослал бы.

«Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли заломаю.»

23 июня 2017 г.
_____________________
Примечания.
(*)Выражение «белую берёзу заломати», вероятней всего, ведёт своё происхождение из древнего обряда, во время которого, в частности заламывали берёзу, нагибая её ствол к земле и переплетая с травой.
«Семичный обряд» кумления, связанный по некоторым предположениям, с совершеннолетием, состоял в том, что «в четверг накануне Троицы девушки гурьбой шли в лес, выбирали молодую берёзку и „заламывали“ её, то есть надламывали вершинку и украшали её венком. Вокруг украшенного деревца водили хоровод. Из веточек и травы делали чучело кукушки и сажали его на верхушку берёзки. Затем девушки „кумились“, то есть целовались через завитый на берёзе венок, и после этого обменивались нательными крестами. Считалось, что „покумившиеся“ становились друг другу близкими родственниками. А ссора между кумами считалась тяжким грехом, который нужно было долго замаливать. Празднество завершалось всеобщим пиршеством — кумы угощали друг друга пирогами, курниками, пряниками и другими яствами, приготовленными специально к этому дню. Семичный четверг считался девичьим праздником. А взрослым и парням-подросткам в этот день полагалось уже с раннего утра ехать на ближайшую ярмарку в город или большое село — людей посмотреть и себя показать. Учёные-этнографы отметили, что семичные торжества, хотя и приурочены к Троице, практически не имеют христианских корней: это почти целиком языческий праздник, связанный с поклонением древних славян духам умерших предков. Это для них ещё в дохристианскую эпоху юные девы заламывали берёзку, украшали её венками и оставляли в лесу угощение, которым, по поверью, ночью приходили лакомиться умершие представители рода».
Также указывают на существование обряда, связанного с тем же деревом, целью которого было обеспечение плодородия: молодую берёзу на краю поля срубали, с песнями носили по селу, а затем топили в реке либо же разрубали и разбрасывали по полю, передавая таким образом растительную силу дерева полю.
Восклицание «люли-люли» возможно, является свадебным, а также связанным с языческим богом любви и брака Лелем.
Береза считалась излюбленным местопребыванием русалок. В русальных песнях они представляются сидящими на зеленеющей или кривой березе.

(**)Илья Петрович Чайковский,горный инженер.В 1836 г. получил чин обер-бергмейстера, а в следующем году получил звание подполковника и был назначен начальником Камско-Воткинского горного завода, где занимался обустройством и реорганизацией железоделательного производства.В период его руководства (1836—1848) впервые в России было введено пудлинговое производство железа и началась постройка первых пароходов, начиная с парохода «Асхабад», который был построен англичанином Карром и спущен на реку Каму.
(***)
ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА СТОЯЛА
Русская народная песня
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли заломати.
Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли заломаю.
Срежу с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли, три гудочка.
Четвертую балалайку,
Пойду на новые сени.
Люли, .люли, на сени.
Стану в балалаечку играти,
Стану я старого будити,
Люли, люли, будити:
«Встань ты, мой старый, проснися,
Борода седая, пробудися,
Люли, люли, пробудися.
Вот тебе помои, умойся,
Вот тебе рогожко, утрися,
Люли, люли, утрися.
Вот тебе лапотки, обуйся,
Вот тебе шубенка, оденься.
Люли, люли, оденься".
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла.
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати.
Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю,
Люли, люли, заломаю.
Срежу с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли, три гудочка.
Четвертую балалайку,
Пойду на новые сени,
Люли, люли, на сени.
Стану в балалаечку играти,
Стану я милого будити,
Люли, люли, будити:
«Встань ты, мой милый, проснися.
Ты, душа моя, пробудися,
Люли, люли, пробудися.
Вот тебе водица, умойся,
Вот те полотенце, утрися,
Люли, люли, утрися.
Вот тебе башмачки, обуйся,
Вот тебе кафтанчик, оденься,
Люли, люли, оденься…"
Финал 4ой  https://clck.ru/BLfYj  ссылка переделана в короткую

(****)Эпиграмма Н.Некрасова:«Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом, что женщине не следует „гулять“ ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом, когда она жена и мать»


Рецензии
Здравствуйте, Егор!
Познавательно! Интересно.
Спасибо за информацию из глубины веков.
Тёплого лета, радостных дней.
С уважением,

Марьяна Акимова   02.06.2018 21:48     Заявить о нарушении
Благодарю за внимание.

Егор Ежаров   02.06.2018 22:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.