О суевериях, интуиции и случайностях

О суевериях, интуиции и разного рода случайностях…
(Из воспоминаний)
1.
Я уже как-то писала, что «по жизни» так случалось (иногда): не выучу один экзаменационный билет из всех – он обязательно попадался мне. Прямо по закону падающего бутерброда.
А началось всё ещё в школе, на одном из выпускных экзаменов. Вполне могу сказать, что до того была одной из лучших учениц нашего историка, читавшего нам года три, примерно, историю и обществоведение, З.С.Лохманлоса. Он мне всегда ставил «отлично», довольно «благоволил» ко мне и, видимо, был уверен, что я его в нужный момент не подведу.
Одним из выпускных экзаменов в десятом классе была история. Нам предстояло ответственно к ней подготовиться, а дней на то, помню, был минимум. Билеты у нас, наверное, были, во всяком случае, во всей программе я была уверена, кроме одного:  уже вечером, в канун экзамена я обнаружила, что забыла обзавестись газетой с материалами последнего партсъезда, который также стоял в билетах отдельным вопросом.
Я немного забеспокоилась, ещё разок просмотрела скудный конспектик на эту тему и поняла, что один вопрос я всё же упустила. Библиотеки уже закрыты, пора ложиться спать, а с утра экзамен – так что пробел в знаниях остаётся.  – Ну и ладно, - подумала я, - авось не попадётся, проскочу… -
Да не тут-то было. Моя не очень уверенная в себе судьба всё же захотела меня испытать.  И реально на экзамене одним из вопросов стоял именно этот – о партсъезде (каком именно – даже теперь не помню: последнем  на период 1968 года).
Я отлично ответила на другие вопросы экзамена, а на последнем стала запинаться, помалкивать, чего-то там бормотать-выкручиваться, чем очень, помню, расстроила, преподавателя: он, конечно, полагал, что я блесну не в пример другим. А я сбилась и мямлила, что придётся.
Захар Соломонович явно был разочарован, без особой, видимо, охоты поставил мне четвёрку. Таким было моё наказание за невнимательность дня накануне: следовало всего лишь посетить библиотеку, что я проморгала. Так я впервые столкнулась с тем, что позднее повторялось ещё раз-другой в моей жизни.
Небеса явно давали мне понять, что расслабляться нельзя нигде и никогда.
2.
Иногда я интуитивно предугадывала события, которые произойдут в моей жизни, и даже жизни людей, входивших  в узкий круг моей судьбы.
(Особые здесь случаи, когда этому предшествовали сны, так называемые «вещие сны», что тоже бывало, но в данных заметках речь о них не веду).
К примеру, когда я была очень влюблена в одного человека, по внешним даже параметрам не очень подходившему мне, я однажды на зимнем новогоднем балу нечаянно вычислила девчонку-ровесницу, к которой «мимохом-мимолётом» почему-то тут же приревновала моего красавца.
Самое интересное было в том, что они на тот момент даже не были знакомы меж собой. Он тогда порхал по залу с пацанами-ровесниками, я сидела с одноклассницами той девицы по одну сторону большого танцевального зала, она – напротив, по другую сторону, и какое-то чутьё осторожности ли, подозрительности подсказало мне, что она внешне очень подходящая пара предмету моего обожания.
Помню ещё - тогда нагленько так задала вопрос её бывшим одноклассницам, сидящим со мною рядом: кто из нас симпатичнее? Девчонки, видимо, удивились моему прямодушию. Помолчав, они нашлись, и сказали, что я милее. И на том спасибо.
Но самое удивительное было позднее, когда через год-другой эта пара реально поженилась. Как мне рассказывали – не от большой любви друг к другу, а весьма прозаичнее: их познакомили их родители (родительницы, скорее), которые на тот момент работали вместе и вот в нужное время составили такой союз…
Причём, по странным совпадениям, на тот момент парень, которого проводила в армию я, служил и хорошо подружился с парнем, которого проводила она, а мой любимчик служил где-то совсем отдельно, зато в момент его приезда в отпуск родители решили их судьбу, в то время как в иных краях мой парень решил мою и свою одновременно, изменив мне и женившись на какой-то новой подружке в краю службы…
По правде сказать, никто из них меня тогда ничем не удивил: была естественная развязка искусственных связей. И слава Богу…
В моём фотоальбоме до сих пор сохраняются куски от изорванных фото той поры с надписью «Любимчики юных лет». Фрагменты из жизни. Приятно было недавно узнать, что самый большой любимчик дослужился до звания генерала. Не знаю, сам ли устоял, или служил в местах, где были люди, которые «радели родному человечку», в любом случае – биография С.М. состоялась. Все интуиции оправдались…
3.
Теперь о случайностях. Их «по жизни» было безмерное количество, которые доказывали порою самые разные смыслы. В том числе и тот, что мир тесен, например.
Вспоминаю, как на предмере «Литературное редактирование» (в МГУ, на факультете журналистики) накануне одного из зачётов наша преподаватель с фамилией, по-моему, Непомнящая (либо Почтенная, я двух филологов со столь однотипными фамилиями постоянно путала), задала нам одну практическую работу, а именно: дала для редактирования очень путанные тексты.
Мы покорпели над ними, потрудились, сдали для проверки, а при следующей встрече преподаватель, помню, объявила: - Так, зачёты устно сдавать не будут Лебедев, Лефтерова, Калинина… У вас уже зачтено, вы свободны…
Признаться, мы были приятно удивлены. Ирина, Валера и я были из одной группы, в общем – знали друг друга, потому молча переглянулись, собрали вещи и удалились. Остальным предстояло ещё испытание.
(Признаться, теперь через годы, когда я вспоминаю этот маленький эпизод из жизни – я немного теряюсь: во-первых, я не могу вспомнить – а что вообще мы изучали по этому предмету «Литературное редактирование»?  Какою была теория? По какому учебнику мы учились?
Наверное, по пособию? – ибо никакого учебника я вовсе и не помню. Но, может быть, всё же что-то брали в библиотеке? Не помню ничего, кроме нашего маленького триумфа на том зачёте. А позднее я этот наш успех объяснила лишь одним: все мы трое на тот момент работали в практической журналистике, имели опыт редактирования, что и показал итог нашего письменного зачёта).
Интересно было другое. Через пару лет, ещё студенткой-заочницей, по собственному недозрелому легкомыслию и некоторой случайности окажусь в краях Ярославщины, в поисках работы – естественно, по специальности!
В Ярославле, обзванивая редакции, в одной из молодёжных газет случайно наткнусь с расспросами на девушку, которая задаст мне несколько уточняющих вопросов: -  на каком курсе учитесь? а какая у вас фамилия? – и неожиданно окажется, что со мной на проводе та самая Ирочка Калинина, сокурсница, наши способности с которой когда-то неплохо оценила филолог Непомнящая…
Однако же, не найдя вакансии в этом губернском городе, чуть позднее я - по чьей-то подсказке - выеду в уездный Рыбинск, где в городской газете такая вакансия была. Приеду, посещу редакцию, пособеседую с редактором Шатовым, недоверчивой роже которого я сразу не приглянусь, это я прочту по его физиономии, но который мне не сказал резкого «нет», однако же, а перенаправил в одну из многотиражек.
Я обратилась туда, и каковым же было моё удивление, когда там столкнулась с ещё одним моим сокурсником, а именно  - Валерой Лебедевым! Мы поприветствовали друг друга, разговорились, и оказалось, что он – тот самый человек, которому редактор Шатов уже несколько лет морочит голову, якобы держа его в резерве для своей редакции, но решительным образом так и не берёт в штатные сотрудники!
Оказалось, что мой случайный приезд реально ускорил эти перемены в дальнейшей судьбе Валеры: он в течение нескольких дней был переведён в городскую газету, а меня приняли в редакцию многотиражки именно на место сокурсника. Так интересно и неожиданно скрестились наши пути-дорожки.
Валера был серьёзным, доброжелательным человеком, семьянин. В дальнейшем мы с ним виделись раза два, не более, каждый был занят собственными делами. Но вот как-то судьба, тем не менее, довольно замысловато столкнула нас и в студенческой аудитории МГУ сначала, и позднее – в тесных стенах заводской  многотиражки…
Значит, зачем-то это было нужно? Пусть  - не мне, а Валере, чтоб подняться ступенькой выше, - тем не менее… Во всех этих случайностях есть нечто и объединяющее. Что именно – пока не ведаю.
19.06.2017.
(Продолжение, вероятно, следует…)
В.Леф

 


Рецензии