просто

ПРОСТО

книга лирики

(составлена из стихов разных лет, вошла в лонг-лист "Русской премии" 2017 года)




ПЕСЕНКИ ФАУСТА

* * *

все говорят «война» и я в солдаты
записан был и пулю в белый свет
пустил – она летит а смысла нет
но долетит куда-нибудь
когда-то

а зеркало состарилось со мной
состарилась вода что отражает
течение судьбы моей земной
а неземной судьбы-то – не бывает…
я спрашивал: никто о ней не знает

все говорят «любовь» и я любил
любил любил любил любил любил
любил любил и родину и море
у берега и небо на горе
и девушку которую люблю

теперь – остатний выдался бросок

от солнечного беспредела наискосок
лежу бездарный и без дела
и грею брошенное тело
и эта нега скороспела
и наг песок

* * *

опять зима - я кажется не рад
опять пойдут счета за отопленье
опять испорчу обувь - соль разъест
опять идти на рынок покупать
но греет осознание того
что жить осталось - несколько снегов
коль повезет - ботинок восемь пар
но может быть и пары не сносить...
тепло — несносно

* * *

мне нет числа и чисел нет во мне
беспочвенность безвременье безлюдность
наряженный в наружное - извне
тащу в себя духовную наружность
ей тут легко: она на высоте
в божественно-прекрасном окруженьи
невысказанных благостных идей
и мудрости еще не давшей тени -
кто вечно жил тот мальчиком умрет
не ведая расчетов и расплаты
так воздуху незрим его полет
и так закат своей не знает даты

* * *

жизнь - омут
а ты - мамонт
грузный и грубый
в рассоле груздь
памяти суть -
сердоточный камень
оба сотрутся когда-нибудь

но на плите
не резцом - мелом
вечность напишет:
"жил - был"
время дразнил инородным телом
а живородным - творил

* * *

развал страны происходил при мне
делилось все что видел я в окне
делились двор дрова делился дом
делились проживающие в нем
делились птицы в желтой синеве
делились рыбы в синей синеве
в семье сестер сердечных и братух
делился воздух и делился дух
сейчас живу предчувствием войны
за то что были все разделены
смотрю в окно на полевой гранит
который всех опять объединит

* * *

                "...Если только можно, Авва, Отче,
                                    Чашу эту мимо пронеси..."

                                                   Борис Пастернак

наверное я верю богу больше
чем тот кто в храме зажигает свечи
целует крест
и прочие дела...

наверное я больше доверяю
ему свое здоровье и удачу
без лишних о себе напоминаний
уверенный: увидит и спасет

наверное мой мозг не так устроен
чтоб докучать всевышнему молитвой -
набором слов в хроническом наборе
и аз к тому же ведает склероз

наверное душе моей уютно
в его нечеловеческих ладонях
тепло кружить меж линиями жизни
и льнуть причастьем к линиям любви

и оттого что бог не просто слово
я напишу его с обычной буквы
не стану рифмовать его с порогом
да и вообще не стану рифмовать

но главное - оставлю выше строчек
цитатой из любимого поэта
а бог прочтет мой стих и улыбнется
как солнце улыбается траве

* * *

                Тае

вы знаете
есть гениальные люди
слагающие гениальные верлибры
тоненькие и острые
как клинки звезд

входит такой верлибр в грудь
и ты теперь ранен
и с этим живешь

как небо
пронзенное светом

* * *

всего и делов-то проснуться подняться пойти
увидеть услышать (но в принципе можно не слышать)
забраться в трамвай пятерню над собой занести
держаться держаться за ветку сиротскою вишней

всего и делов-то не думать о жизни своей
а думать о маленькой смерти чужой и далекой
да косточку сердца не выплюнуть с возгласом "эй!"
попав под весенний каток пассажиропотока...

* * *

еще тревожен цвет сирени
и как ребенок на экзамен
еще сбегаешь спозаранок
сорвать заветную пятерку
еще в вишневое варенье
с его вишневыми глазами
влюблен и хочется признаться
в любви к вишневому варенью
еще нет умысла в обмане
расчета в неслучайных связях
еще от помысла до жеста
не надо слов - такая малость
еще по-прежнему осталось
начать одно стихотворенье
"еще тревожен цвет сирени"
и чтобы правдой показалось

* * *

кому я изолью печаль?
тому кто не умеет слушать
туда - в заоблачную даль
в бескровное пространство суши
где и железо и слюда
воды не видели с рожденья
и безответное свеченье
зовется богом иногда

* * *

какая-то засада - дом окружен листьями
ногу жалко поставить - наступишь на красоту
вот и вишу, словно солнце над шоколадом -
оба такие красивые, но одному другого жалко

у природы есть плохая погода, а ничего некрасивого нет
я как-то искал - не нашел
ужасное есть, то есть ужасно красивое
этим она отличается от бога, у которого есть все

заметили, я пишу одни и те же слова...
одни и те же скупые слова, одни и те же слова...
какая-то засада - слова окружены мною
рот открыть жалко - выпущу красоту, с чем останусь?

и отними у бога природу - с чем останется он?

* * *

мне кажется
что в слове верлибр
больше поэтического
чем в самом верлибре

как в слове растение
больше растения
чем в самом растении

как в слове человек
больше человека
чем в самом человеке

и только в слове беда
меньше беды
чем в жизни

и в слове любовь

* * *

вот я пишу: тоска и скука
и сразу вижу двух собак
они воскресной безделухой
с утра в глаза мои глядят
то лижут мордочки друг другу
то друг у друга ищут блох
а я пишу: тоска и скука
хотя хочу писать: любовь

* * *

но лучше ничего не говорить
вязать свой теплый шарф и слушать телек
сама собою длится жизни нить
и застывает в образе петелек
когда-нибудь она тебя убьет
затянется вокруг могучей шеи
ну а покуда пусть узоры вьет:
да будет шарф! с ним умирать — теплее

* * *

вооруженный рыбьей зевотой
фильтруешь базар в акватории чувств
не то что б святая не то что б работа
но долг долгожителя сферы искусств
исчо - украшаешь среду лаконичным
возвышенной цели речным пузырём
шевелишь простор плавником безразличным
а вместе с простором - крючок с мотылём
все тлен
все бессмертная сага о смерти
все дно ото дна - и вверху и внизу
и если поверхностно - каждому светит
звездец угасания в божьем глазу
речная ты тварь или в море селедка
беглец длиннорылая рыба-пила
пылится мука шебуршит сковородка
и бабушка масло уже пролила
ты божья ль раба или рыба от бога
что с миссией смысла явилась сюда -
все плен потому что ни стен ни порога
потоп потому что вода и вода

* * *

метеозависимым
назови меня
говори: в твоем теле - нет жизни
и смертью дышит каждая клетка
от того что - облако не такое как надо
ветер сменился
птицы умолкли
любви витамин - кратковременной химии лекарь

не спорю
голова забита фрагментами тел
с отпечатками пальцев убийственной памяти 

такое вот в целом
кислородное голодание

зимой
когда воздух тягуч и тонок -
замучаешься набирать

* * *

не верь не бойся не проси не
жди свою смерть - она придет
как паучок на паутине
сидит на боге небосвод

вне времени внутри пределов
ютится смысл - найди его
как знаешь делай иль не делай
и будь что будет - ни че го

* * *
ты скверный читатель природы
листатель бульварных вестей
господь неизвестной породы
заведует кухней твоей

пока на ошметках тумана
с утра припекает желток
он тянет из трубки кальянной
деревьев дымящийся сок

холодной кокосовой крошкой
какой посыпают эклер
он скоро бульвар припорошит
а после - завалит и сквер









ВРЕМЯ МЕБИУСА


* * *

(над данией нависла тень конца) 
принц разорвал с офелией в покоях — 
лаэрт рапиру точит (кла-ца-ца) 
а клавдий варит яд и всё такое 

гертруда маску делает с лица 
суспензия свисает огурца 
а в это время позднее сырое 
над гамлетом нависла тень отца! 
но не успела тронуть за живое — 

принц умер от испуга (всё такое 
над гамлетом склонилось) “бедный принц! 
ты на кого оставил нас в покое?” 

гертруда маску делает — с ресниц 
слеза скатилась капелькой алоэ — 
принц ожил! а гертруда долго жить 

с испугу приказала (всё такое 
и ахнуть не успело и завыть — 
над гамлетом уже склонились двое) 

“скажите, принц, кого ж из вас зарыть? 
зарыть иль не зарыть? уже достала 
семейка ваша! роем — вам всё мало! 
кто будет сверхурытые платить? 
как прежде — бедный йорик??!” 
всё такое 
взбесило йорика: 
“оставьте племя злое 
меня и кошелёк мой! нет отбоя 
от гамлета и всей его родни! 
сам лучше сдохну чёрт меня возьми...” 

(и умер) и упал на чью-то груду 
ещё напоминавшую гертруду 
чья маска бледности уже почти 
прошла (внезапно королева — ожила!) 
лишившись правда огурцовой свежести 

что было дальше — и ежу известно... 

как всё неловко в датском королевстве! 

скрипка и немного жёстко

гамлет зараза покинь авансцену сынок 
дай дирижёру сойти в оркестровую яму 
вечером фауст но альт как всегда занемог 
это ль не драма? 

гамлет опомнись есть время спуститься в буфет 
быть или нет представлению — что за вопросы 
вечером фауст но альта по-прежнему нет 
это ль не проза? 

гамлет изыди как бес или пробуй смычок 
как чесноком натереть канифолевым ядом 
быть или нет представлению? третий звонок 
публика рада 

гамлет играет на ощупь и ощупь верна 
херр дирижёр без труда доведёт партитуру 
фаустпатроном подорвана и сожжена 
публика дура... 

гамлет ты хамлет омлет ты и прочий памфлет 
завтра учи барабан завтра жанна да жарко 
будет поскольку ударника в оперном нет 
сдох от инфаркта

* * *

“мне скушно без... что делать? фауст”
(из телеграммы)

всё в рифму да в рифму не ряжен не сужен
подайте мне спелую нимфу на ужин

продайте мне дом из наждачной бумаги 
заставьте любить препинания знаки

назначьте редактором жёлтой вечёрки
набейте лицо мне и гильзу махоркой

я буду хлебать как болотную слякоть
стихи и смеяться смеяться и плакать

я буду беспечным бревном образцовым
готовым и в вечность и в печку готовым

о господи чем ты нанёс эту рану?
болит но не больно легко иностранно

вон там между этим ребром и вот этим
а впрочем я всё перепутал на свете

подайте на ужин мне спелую грушу
продайте шалаш с колоннадой наружу

заставьте беситься с погоды и с жиру
назначьте редактором нового мира

торпедный снаряд начините тортилой
мальвину намыльте малиновым мылом

а небо в небраске неброско лишь форс один
так чем ты нанёс эту рану мне господи?

вон здесь между этим виском и вот этим
ты всё как всегда перепутал на свете

всё в рифму да в римфу живу и живу же
а смерти не нужен а жизни не нужен

платок камень ножницы всё стало камень
когда ушла мама

* * *

вынь из сердца нож да положь
клюком соквенным истеки
чем-то на пьерошку похож
посвящал мальвинке стихи
знал что не растопишь фарфор
но дышал дышал на стекло
выл козлом что греческий хор
и тупил о кожу перо
жизнь прожил как поле прошёл
оказалась ноша легка —
вынь из сердца нож да на стол
положи его… и пока

* * *

она юна и у неё есть дар 
божественный и грация актрисья 
но будущее словно шаткий шар 
под начинающей эквилибристкой 

всего один неосторожный шаг 
а край картины так опасно близок 
я отвернулся чтобы не дышать 
в смешные паруса эквилибристок 

ей скоро покорится этот жанр 
и полным ходом солнце море трубы 
она юна под ней послушный шар... 
что ж я — на кубе? 

что же мне на кубе...

* * *

в вашем питере все смотрят поттера
из партера доносится портером
я узрел в туристическом постере
как весна облизала Тучков

о как хочется броситься с острова
петропавловки каменным остовом
в невозможную синь ваших господи!
небожительствующих зрачков

в вашем питере смотрят неласково
словно пушкин на оды Хераскова
мол откуда так много натаскано
неприлично возвышенных слов

допустите пиита до питера!
на литейном дома будто литеры
а вдоль мойки расставлены зрители
это ж рай-то какой для стихов!
...так думал пожилой повеса
летя в пыли на холке беса...

* * *

ты очень женщина а я на облучке: 
армяк да вожжи да сапог английский
сударыня поедемте пить виски
коль нет любви и нет её — вообще! 

вы видите насколько я — ничей? 
никем не занят никому не в радость
поедемте! поедемте пить гадость! 
я буду — мот слуга и казначей 

я вам куплю лимонное драже — 
сто кислых солнышек за каждою щекою! 
о — не просите бросить Вас в покое — 
какой покой на этом вираже?! 

сударыня... я ж лучший из вещей! 
окладист бородой и ворон оком 
а то что жизнь прошла и вышла боком — 
так всё же ж — вышла! и... ушла уже 

ты очень женщина! и это так жестоко


из остаточных явлений

1.

ах ты господи
да что ж я у тебя-то в горсти
да еще в горести!
дело ж не в пути
да не в гордости
а в том что крест нести
нет возможности!
отпусти
грехи не орехи – химера грех
разве ж грехом насытишьси?
если прощенья хватает на всех
что ж мы как мыси-то в колесе
горемыкаемси?
а еще – спаси
не паси – спаси
вне горсти спаси!
ибо нехристи
и на небеси –
тоже лю
ди...

2.

ой-ты гой-ты-гей-ты-гай-ты дай
ой илья-ты-ль я-ли он-ли все-ли вместе-ли
ой помять-на-память лапу-логос-лай
не-видал-подобных рода-песьего!

на-спине-шерсть ой да-на-спине-по-шесть
на-шестом-седьмой да-спиногрызы-все
вырастить-итить с-учить с-кормить с-огреть
ой да-в-леди в-ляди в-люди ой-да-вывести!

ой-ты-бой-ты-бай-ты-бул-ты-бил-ты-бог
ой-ты гой-ты гей-ты гай-ты добрый молодец
ой отрой-открой-отдай ключ-в-рай-в-барак-в-чертог
можно я погреюсь? очень холодно








РОДИНА

вавилон

                « О, Сад, Сад! »
                Велимир Хлебников, «Зверинец».



о! вавилон
где улицы заканчиваются не успев начаться а окна светятся огнями внутрь и потому напоминают китайцев...
о! вавилон
где лики бабушек печальны а святейшие без окладов и ездят на шестисотых...
о! вавилон
где русский подобен грузинскому вину голландского разлива - не тот вкус не тот запах и цена зато - упаковка...
а философы не получают пособие...
о! вавилон
где газеты подают на жидкое и ими не подтереться...
где море и сосны принадлежат народу их не видящему а немцы закупают дрова...
где стрелки часов смотрят на запад и потому солнце постоянно заходит...
а русские пьют пиво...
где сдвоенное С в слове ИСКУССТВО напоминает не мирное  прошлое а военное настоящее и повсюду запах жареных сосисок...
где голуби утратили прежний смысл и больше двух не собираются...
а бурый цвет флага тяжеловат...
о! вавилон
где скорость помноженная на массу равна нулю и это касается мысли...
где дорожная полиция цветет зеленью и дорожает...
а русские учат иероглифы...
где бизнес является народу с полотна Иванова и это есть обман зрения...
где президент как пионер хранит государственную тайну...
где главное качество гороха - серость...
где нет цензуры оттого что нет веры и писателей...
где улыбки продавцов действительно напоминают cheese но какой-то с тмином...
где журналистами не становятся а называются и это тоже свобода слова...
где у норвежцев длинные руки и волосатая лапа...
а русские играют в новус...
где с криком «саэйма» избиратели делают себе харакири – долго медленно верно...
где от Великого соседа ждут Великого потопа и ноют лодки...
где банкиры ближе Швейцарии и потому скучнее немца а русские - особенно...
где в уникальном эпосе автор разрывает пасть медведю с легкостью народа не ведающего что творит и это продолжается...
где дураки и дороги выступают клоунами в шапито а русские смеются и платят...
где дети героически колют наркотики и даже лечатся...
а старость проиграна как Ватерлоо...
где насильники любят младенцев и потому невинны...
где министр благосостояния хорошо знает свой язык и оттого держит его за зубами...
где поэты просят подаяния но как-то неубедительно...
где латыш это профессия а русский - древнейшая...
где понятие Родина необязательно как брюки у шотландцев...
а норвежцы торгуют водкой...
где в каждом из нас есть частица себя и она элементарна...
о! вавилон
где деньги подобны доспехам отчего все рыцари - псы или немцы...
где любовь линяет в теплые страны осенью и безвозвратно...
а сердце каменеет под ступней особенно русское...
где в легком акценте узнаешь москвича и слушаешь слушаешь...
о! вавилон
где все напоминает все и на том заканчивается

*

тут у меня каменный
узок узор оград
тут и живу - тамовый
западный шелкопряд

шьется ль деталь шороха
варится ль сталь в нить
тут у меня - плохо мне
узко мне тут жить...

дышишь со сна ль соснами
или назло - в зной -
в этой стране плоско мне
вот и узор - злой...

вот и пряду тутовой
русской души пядь...
алес зэр гут мутно мне
узок узор, ... .

*

где река расширяется и тормозит
упирается бедрами в местный гранит
удивляясь тому что тонка и легка
а теперь вот никак не проходят бока
а теперь тяжела и воды не поднять
и мутит и к соленому тянет опять
я живу... вижу море и вижу собор
выше крыши - простор ниже пирса - простор
я состарился в этом смешном городке
где есть место собору простору реке
где однажды забившись в свою конуру
я умру







УРОКИ РИСОВАНИЯ

1.

Художник Карло Маратти, "Портрет папы Климента IX"

о чём блистательный маратти
хотел поведать мне когда
климента в пышном белом платье
сажал на маркий трон холста?
ну жил – подумаешь! – в италии
сопровождал свой скушный век
не был замешан в вакханалиях
девятый божий человек
не жег костры не гнал в изгнания
как все жевал и пел псалмы
построил оперное здание
на месте городской тюрьмы
за христианский крит ответствовал
но тот последний бастион
профукал перед самой смертью он -
под турками ираклион...
о чём блистательный маратти ты
задумывал свое кино?
в его разомкнутых объятиях
вневременье заключено:
глядит лицо пустыноокое
в тюрьме обед – в театре сон
готовят турки жесть жестокую
поет псалмы ираклион...

2.

Художник Иван Никитин, "Портрет Елизаветы Петровны ребенком"

(он знал: она его спасет
о ангел! ангел краснокрылый!)

еще всевидящий синод
не трафит иноземной силе...
еще не в свите у петра
еще не признанный гофмалер...
венецианского двора
не заработан первый талер...
еще далеко до тюрьмы
но от сумы как прежде близко...
еще российские умы
питают соль земли российской...
иконописец и гравер -
отсюда лик оттуда тени...

(о ангел! но – глядит в упор
на мир сгибающий колени
пред нею...
ангел во плоти!)

– вернуть художника и амен!

ей предстоит произнести
уже не детскими губами

3.

Художник Фердинанд Боль, "Эгина"

да что тебе эгина хлопчик!
ну розов жемчуг во плоти
ну муравей упрямо топчет
в паху и трудно отойти
ну нежен взгляд да знал нежнее
но тень особенно легла
и тетивой коснулась шеи
животрепещущая мгла
да что тебе за наважденье
в ее воздушных телесах?
округлых облаков свеченье?
рукообразных крыл размах?

Импрессионизм чистой воды

и вот в конце дурного года
случилась странная беда
я как бессмертный дул на воду
но сдулся... выграла вода
и навалилась оголтелой
горячей массою своей
как накалившийся от гнева
рассадник ртутных пузырей
как мощный маятник торнадо
горящий штопор ашдвао
в еще живое сердце сада
вошла и - вышибла его!
эдем мой нем... в беде нет брода
в воде скворешен беглый ряд
и - наслаждение свободой:
пускай плывут - куда хотят!









СКВОЗНАЯ ТЕМА

1.

дворовый снег в каштановых листах
серебряная зелень на кустах
и воробей приклеился к карнизу

и это все чем я теперь богат
и рад тому что этому я рад

и чту за дар октябрьские капризы

2.

настурция! настурция! какое слово терпкое!
в нем приглашенье в турцию и унция сурепки в нем
как будто принял порцию и шляюсь по всем улицам:
настурцию! настурцию! кричу – а бог волнуется
за мой рассудок смешанный с осенней желтой пеною
того гляди – насупится и даст под зад вселенной мне
и выгонит и выкинет туда где все пакуется...
«Ну вот – твоя настурция... Цветок невзрачный... Куцый...»

3.

я только пару слов!
о том что зол
на золото украденное всуе
наверно ветром под шумок покуда
я десять дней болел – он крал и крал
по листику детальке самородку
он не гнушался поднимать с земли
и обдирать срывать...

еще одна сворованная осень

как после пьесы – номерок в руке
но сыро и пустынно в гардеробе

4.

с утра на улице сквозит
прощанием – трамвай плащами
демисезонными набит
как шкаф с прозрачными дверями...
вон и твое пальто висит

не возвращайся! гераклит
уже пролил на рельсы воду
но знай что будешь несвободна –
за тему взял тебя пиит...
все остальное – с кем угодно!

с утра на улице сквозит
как будто ты закрыть забыла
дверь за собой и тянет стылой
весной – от самых антарктид












ЧЕТВЕРТАЯ СТЕНА

* * *

в эту осень тяжело дышалось
медленно болезненно спалось
и казалось жить осталось – малость
много меньше той что довелось

и казалось окнам открываться –
незачем и переставить стул –
незачем и слуху напрягаться
и зрачком буравить темноту –

незачем...
когда бы ни примета –
предрассветный цокот каблучков
девушки божественной как лето
еле различимой без очков

* * *
то звезды на ночь нанизывал
то высыпал соль на скатерть
тоски городской провизор был
точен и каждой каплей
казалось чаша наполнится
того и гляди – зайдешь за край
прольешься такой бессонницей
что всех святых на слет созывай
казалось таким до утра дожить
труднее и путь короче чем
в окно – только вену отворить
ключом загодя заточенным

* * *

до свидания птица кoлибри
крибле крабле естественно бумс!
от меня уплывают карибы
и срывается в небо эльбрус

скарб волшебника: скатерть да шапка
сапоги да четыре стены...
до свидания рыбка и рябка
наши сказки уже сочтены

до свидания пик альтруистов
до свидания жизнь - ананас
судным днем дожидается пристав
крибле крабле естественно нас

смерть волшебника проще простого
загадал - и исчез в облаках
но сначала - волшебное слово
и ресницами взмах...

сказание о хрустальном башмачке

катилось лето медленно-медленно
шершавой тыквой - большой каретною
дежурный кучер с крысиной шеей
был плоть от плоти - улыбка феи

на диво странный набор подарочный
тебе придумал практичный сказочник -
когда под утро пробьют прощальную
уйдешь обута - шнурки хрустальные!

след не успеет остыть прелестницы -
лакей до блеска очистит лестницу
принц облюбует твою ровесницу
у феи много таких же крестниц

но ты не знаешь об этом девочка
здесь столько пыли что в тыкве семечек
ах осторожно помнется платьице!
а кучер щерится а лето катится

просто стих с эпиграфом в конце

в то время как лирический герой
(а буратино - ключик золотой)
искал в себе ответы на вопросы

на землю опустилась просто осень:

да – просто лист покинул пьедестал
и просто ветер дуть не перестал
и вот по льду естественных зеркал
его уносит

простительна любовь на склоне лет
особенно когда издалека
как будто нет

как будто просто черная река
а за рекою просто белый свет
и грусть легка

(в то время как лирический герой
несет в себе трагический настрой)

пронзительна банальная строка
и рифма не тревожит новизной
ни мостика ни зги ни челнока

и ритм хромой

вот так придут однажды за тобой
с огромным огоньком для мотылька

"На, Буратино, ключик золотой!"
(A.H. Толстой)


охота на бабочек

сачок ты ботаник прошляпил такую под самым...
и что там красоты иных на клею да на спицах
она пролете пронесла прогремела такими глазами
живыми глазами - не крылья - хлопушки в ресницах

закрой свою сумку повесь на забор свою сетку
разбей свою банку усохни сядь на кол и тресни
ты лабух ботаник и ладно бы кепочка в клетку
так клетка под кепкой а в клетке – причинное место

поехали вместе поехали что ли на эту
венеру ли? что там у них за семью небесами?
я тоже ботаник и тоже хочу на планету
где бабочки – сами...

* * *

и ван был гог да и тебе пора
отвлечься от пологого двора
а что там кроме птиц кротов и кошек
да черных прямо угольных окошек
и отражений в оных серебра
застывшего в безветрии с утра?

иное дело полный штиль — смотри:
под солнухом растущим из земли
такая зыбь что местный почтальон
как капитан идущий кораблем
таит волны и молний морзе ключ
а взгляд упруг и нежен как сургуч

вот женщина... мне кажется она
не дождалась заветного письма
и что? и зрели семечки в полях
и сохло масло на ее бровях
и вычернела глаз орлиных медь
ну а письму желтеть еще желтеть

вот комната дарующая свет
в ней никого тоскующего нет
уже давно придвинут стул к окну
и зеркало глядится в тишину
той вечности когда от нас удрав
здесь ван был бог... да и тебе пора б

* * *

кафе-каштан картавый азнавур
винилов ворон с норовом гасконца
горяч пером на оголтелом солнце
червлен золой от птичьего кутюр

мой двор с утра похож на авантюр
пристанище – придворные интрижки
еще юна но метит в помпадур
натурой не налившаяся вишня

еще в маркизы летние де сад
не распустился но уже шалят
шмели-шалавы под садовой крышей

и дикий виноград уже в крови
и вяжет рот предвкусие любви

никто не бог наедине с парижем!









ОСТРОВ СТРОК

* * *

уже летит не в глаз а в бровь
не пуля - божия корова
с далеких райских островов
по умозрительной прямой...

я вырос в лучшем из миров
за неимением другого
и выбрал лучшую любовь
за неимением другой

* * *

был день как подоспевший постовой
строптив – он шел в атаку: мол не с той
ноги я встал не в тот дурацкий возраст
вошел и штрафовать еще не поздно
и лучше б я вину свою признал...

я помню милая и знаю как любим
был черный твой котенок как над ним
твои кружили щеки терлись плечи
о мордочку – я сравниваю есть с чем
я стал ревнив к котам и стал раним

как та мишень ты помнишь в тесном тире
круги дышали порохом одним
но дырочки (как будто их сверлили
специально для тебя) мы находили
в одной – твоей... давно ли стал чужим

мой выходной – в лесу ли на диване
ли в дюнах ли хоть где ли наугад
ты смотришь – мимо в рощу ли в скрижали
твой взгляд то ловит мух моей печали
то зол то в кровь исхлестан как закат...

нет – день был тот и год был тот но ад –
совсем не тот а что-то больше ада
какая-то вселенская утрата
внимания – размером в полкивка
как нелюбовь последнего звонка
к учителю и гибель винограда
в вине – на радость местным босякам...

* * *

начитаюсь Ремарка пойду и куплю кальвадос
подмигну профурсетке (пусть верит что жизнь не напрасна)
и наверно влюблюсь и конечно немного всерьез
до немого такого смешного но все же – несчастья...

воздух дерзок и свеж да и мне-то всего сорок два
да и хвост пистолетом а значит и вечность на мушке
я еще расстреляю свой прикосновенный запас
как обычно пустив в молоко поцелуем воздушным...

я еще подберу к тебе свежую рифму, любовь!
но увы не теперь - потому что до одури падок
на чудесный напиток кальвАдос – зеленую кровь
из немного подгнивших прошедшею осенью яблок

говори акварелью...

1.

говори акварелью – мне нравятся полутона
и размытость отдельных фрагментов – когда-то любовью...
на хрусталике памяти – трещинка знаешь она
очень мило тебя искажает на фоне зимовья –
о еще бы! немного дефекта а столько тепла
излучает твой взгляд ненароком дровишки – с подтреском...

я тебя убивал в стародавних мучительных снах
я тебя забывал в каждом облаке облике жесте
я каленым железом тебя выжигал из листа
и на площади жег с колдунами и ересью вместе...
вот такой вот пейзаж... такова подоплека холста...
говори акварелью – мне нравятся губы с подтекстом!

2.

родная
в дымке розовой
над озером
возможны паруса
и даже – алые
(даль – тоник в юном плаваньи
а в этом – боль мой парусник
но ветер – стих
и парус – сник
я не пристану к гавани...)
ты жди меня
зови меня
гавайскими гитарами
пусть провода тебе звенят
о том что чувствам – нет преград!
(прощай
мы были парою...)

ты – молодость
твой мол на ось
земли нанизан
значит – врозь
отныне я с магнитными
потоками в твоей душе
и губ –
губительна уже
береговая линия
суденышку
чей хрип и храп
и крен и капитана сап
на суше – вычурны и пошлы!

прощай
я выучил устав
всех расставаний –
Беринг прав!

вернуться – невозможно!

* * *

долечу ли пухом дотянусь ли прахом –
где-то есть то деревце с фиговым листком
с бронзовою кожицей маслянистым запахом
на прелестном острове – знать бы на каком

нет его на глобусе нет в литературе и
кажется во времени нет координат
но цветут на деревце маленькие дули две
остренькие дули две в стороны глядят

и недосягаемый а не взор черешневый
манит птицу певчую бронзовый искус –
долететь хоть пухом! дотянуть хоть перьями!
эх тоска фиговая – фиговая грусть...

* * *

любовь моя – не пишутся стихи
хотя их автор жив и даже слишком
безрадостно живет листает книжки
о вечности и много водки пьет

любовь моя уже который год
он замечает что пустеют строки
как гнезда – видно выдохлись сороки
и некому подбросить новый ход
судьбы ему в ладонь
а смерть – не в счет

любовь моя наверно не живет
нигде теперь – ни здесь ни в аргентинах
ни на луне и оттого вдвойне
тоскливо автору

как лодкам на картине
Моне

* * *

все кричал анаэль! анаэль!
на лиане качался качал
то ли право на боль то ли хмель
но смотрел и смотрел на причал
то ли парусник ждал то ли бот
и кричал анаэль! анаэль!
год за годом годами за год

это я провожу параллель

это я говорю: острова
словно звезды господь разбросал
заготовил огонь и дрова
и зачем-то построил причал
и качай на лиане печаль
и качайся но знай наперед
что никто никогда в эту даль
не на чем уже не доплывет

потому что нарвется на штиль
или килем зацепит за мель
ну и что что на тысячи миль
я кричу и зову анаэль?
потому что господь острова
разбросал словно звезды в пруду
никогда никогда никогда...

это я подсказал долготу


* * *

все меньше зависти к целующимся парам
рассыпанным по парку как драже
я врал что никогда не стану старым...

уже











ПИСЬМА С СЕВЕРНОГО ФРОНТА

* * *
под старость страсть как хочется любить
не столько быть любимым сколько быть
тем донором что отдает избыток
но кровь уже тверда а разум жидок
янтарная но все-таки смола
страдаешь как шпион - из-за угла
и смотришься как страшный пережиток
как перечень ненужного добра

* * *

но быть французским коммунистом
носить замасленный берет
и по утрам ходить на пристань
встречая рыбу и рассвет

припоминать из заратустры
заглядывая в створки устриц:
еще открыт к свободе путь!

перебирая медь и никель
смотреть как опускает ника
в корзину замшевой клубники
свободно дышашую грудь
и сторговаться как-нибудь...

не в этой жизни? ну и пусть

* * *

вот – кот
желудок одетый в серебряный пух
глаза азиата чей дух
бессмертен

cидит в коридоре и метит
не в будды – следы траекторий
сожженных калорий
ведут в ресторан на буфете

соседи -
старушки (которая слева глуха
которую справа не видел пока
но из-за стены гремит музыка
она и сейчас на концерте -
трясутся вокалы в буфете)

хозяин
заходит раз в месяц когда меня нет
подходит к буфету и там под тарелкой
находит квартплату и плату за свет

вот – таблер и нэлька
мы с ними не виделись тысячу лет
зато – интернет

а Та Кто на фотке...

вот соль и щепотка
рассыпана на пол – оставила дочка
когда навещала любимого папу

вот телеведущий малахов и нуегонаху

вот томик прелестных стихов пастернака – кумир
и место пустое в буфете на полке где некогда высился кушнер...

интересно

кто первым из них догадается о том что я умер?

* * *

даже если наизнанку вывернусь я
не заметишь и подумаешь:
- дерево...

все медведи у тебя - ливерные
все сиянье у тебя - северное

...написал и - ручку отбросил
надо ль еще каких-нибудь слов?
дальше не я пишу

пишет про осень
мой борзописец и сторож орлов

"этот ноябрь пережить невозможно
будет поскольку и холод и злой
гном суицида забрался в сторожку
и не покинет пока я живой
мылит веревки мои бельевые
без одной ножки принес табурет
снял с крюка люстру и шарит на вые
маленький шар вырубающий свет
в общем - нет выхода!" пишет орлов

все что хотела ты знать про любовь?

...реют алея младенцы нагие
словно амуры
на реях

* * *

              Тае

на реке рассвет веет ранней весной холодом
да и летом та же вода не желает хранить тепло рук
я не друг тебе правда если долго морить врага голодом
может враг оказаться намного вернее чем преданный друг
разбежались враз разошлись как баржа и сволочи
неподъемный для сердца груз по реке пошел беглым мертвецом
ты могла бы быть мне ну очень плохой но безумно любимой дочерью
я бы мог тебе стать очень дряхлым но очень твоим отцом

* * *

ах мой милый августин
что же ты опять один
все прошло – все?

твой вулкан Эйяфьятлайокудль
отстрелялся и заснул -
спекся

вновь растить исландский мох
блох ловить в своем паху
лав иссяк

эх мой милый августин
все пустяк лишь наверху
пепел в облак

ах

* * *

когда освободишься от любви
поэзия окажется ненужной
вот банка с одиночеством внутри
вот бабочка с усердием натужным
в нее переместится и умрет
заполнив пустоту своею массой
и так легко что слов не достает
из некогда словарного запаса













ЮЛОВАЙ

* * *

как преступника тянет на место пре
красну девицу в терем на красный свет
пешехода к зебре дитя на свет
божий тянет меня к тебе

* * *

и хочется жить и колется смерть
и в окна с околицы пялятся раки –
им скоро краснеть и у каждого злака
в глазах очевидная тяга созреть...
безлюбье мое! не грызи не кори
за то что дряхлеешь со мной год от года –
я сам бы тебя придушил до зари!
но я и лягушку не в силах убить
а ты к сожалению тоже – природа

* * *

у вас наверное весна?
ликуют стекла
от их восторга белизна
уже оглохла
а полюбивший вас ручей
такой наивный
и он проводит до дверей -
не спросит имя
и вы не скажете ему
что у подъезда
не время в нежностях тонуть
да и не место
вы дверь откроете и - шмыг!
видали стольких!
а он туда
куда привык -
по водостоку...

* * *

это все ля-рошель дорогая моя это все ля-рошель
нам не надо спешить дорогая моя нам нельзя торопиться
это все алягер дорогая моя это все ж алягер
а на ком алягер есть всегда отпечаток убийства!

это все до зари дорогая моя до кровавой зари
и еще оттого что немного зарядов в мушкетах
это все за любовь дорогая моя это все от любви
и еще оттого что жестокие нынче поэты

это все от тоски дорогая моя от железной тоски
и еще оттого что ножи незаметно длинеют
доживи до утра дорогая моя достони дотерпи
эту жуткую ночь бесподобного! варфоломея...

* * *

белым наливом снега свежайшего хруст –
вот и поди докажи что зима лишь в начале!
ты не заметила? воздух разросся как куст
и снегири по нему как цветы разметались

тянет жасмином из проруби и садовод
тонкую нить отпускает в подлунную чашу –
чай не сорвется (того и гляди!) в небосвод
легким серебряным змеем подлещик блестящий?

вот и поди докажи что не к месту январь
это сухое прощание: цифры... итоги…
что-то такое хотел я сказать по дороге
теплое-теплое... ты не заметила?  жаль...

* * *

вновь карандашик волшебною палкой ползет по бумажке
буковка к буковке льнет как букашка к букашке
и запятую поставить не может не хочет рука
леность такая чудесная леность такая
что продолжалась бы и продолжалась
но

краем
глаза заметил, что вот и закрался за край,
и возвращаться пора из того заповедного рая,
где каждый звук сам себя под сурдинку играет
и затихает, как

ю
или лов
или ай...

* * *

я не люблю эпистолярный жанр
его витиеватые мотивы
письмо должно быть жутко торопливым
прямолинейным как бильярдный шар
как молоко бежавшее дышать
а не томиться жижицей бессрочно
отточено копье карандаша -
люблю тебя! и точка точка точка

* * *

я не помню до еды иль после
или вместо – но на материк
мне природой выписана осень
золотой таблеткой под язык

чтобы я бродил по сей натуре
и переворачивал листву
чтобы в пожелтевшей рецептуре
раскопал ответ – зачем живут

вне любви
вне знания итога
вне на то каких-нибудь причин

я лечусь тобою время бога
снадобьем просроченным твоим


я кажется чувствую (кажется)...

я кажется чувствую (кажется)
как ты дрожишь
когда эти строки читаешь
как каждою клеткой
исследуешь (кажется) древнее
право на жизнь
какой-нибудь птицы
вне
воздуха корма и ветки

я чувствую (кажется) то же что
чувствуешь ты
и кажется тоже дрожу
как над каждою строчкой
над темой (нет кажется телом)
твоей пустоты
которая каждою клеткой
заполнится хочет

...исследуя древнее право
(наверно) любить


Рецензии
Стихов волшебный сладостный нектар
Мне утоляет душу, окрыляет.
Вязать слова в стихи великий дар,
Пусть никогда он вас не оставляет!

Анна Дудка   19.06.2017 15:47     Заявить о нарушении
спасибо Вам, Анна!

Евгений Орлов   22.06.2017 01:31   Заявить о нарушении