Коэффициент спрямления цилиндра

ИЛЛЮСТРАЦИЯ : фотография из тех времён, любезно предоставленная мне моим согруппником,
Сергеем Ч.

Мы учимся в Харьковском Авиационном Институте, первый факультет, самолётостроение.  Из нас в процессе учёбы должны выковать авиационных инженеров. И процесс этот идёт. Нас – куют.
После второго курса, где были общеобразовательные дисциплины, пошла специализация.
Третий курс, летняя сессия. Сдаём аэрогидродинамику, которая на стенде расписания занятий, что висит возле деканата факультета, проходит как АГД.
 
Курс аэродинамики был разбит на 3 семестра.
В первом мы изучали гидродинамику, движение идеальных и реальных жидкостей и газа с замечательными лабораторными работами по ней.
Во втором – аэродинамику, науку, изучающую движение газообразных жидкостей и реакции, которые получаются на помещенные в них твердые тела.
С лабораторными работами на дозвуковой и сверхзвуковой аэродинамических трубах.
В третьем – прикладную аэродинамику,  науку, связанную с техническими применениями теоретической и экспериментой аэродинамики к теории самолёта, воздушных винтов, газовых турбин компрессоров, реактивных двигателей и тому подобное.
Каждый семестр завершался сдачей экзамена, оценки от которого попадали в диплом.

АГД у нас идёт вторым экзаменом, за давностью лет, не помню, что мы сдавали первым.
Но этот случай запал в память.

Наша группа на нулевом потоке – нулевая.
А потоки были – нулевой, А и Б.
Поток Б на 4-м курсе вылился в ракетный факультет.
Мы – самолётчики, - «жестянщики», как нас называли представители других факультетов.
Представителей авиамоторного факультета называли «токарями» за то, что внутри двигателей ВРД крутилось то же самое, что и на токарном станке.
Представителей факультета приборостроения называли «прибористами».
Представителей радиофакультета называли «радистами».
А вечерников так и называли «вечерники».

Особенности группы такие, что те, кто читал нам лекции, - проводил и практические занятия, а так же лектор принимал экзамен по своему предмету.
Гоняли нас, - мама не горюй ! Те же лектора и «практиканты», на практических занятиях и лабораторных работах.
Интересный факт, который нашёл отражение в студенческом фольклоре : на кафедре АГД доценты были с фамилиями Шаройко и Холявко.
Кто учился в тот период, знают их, труды, книги этих авторов. Экзамены они тоже принимали.
К Шаройко «на халяву» и не суйся, а к Холявко «на шару» – не пытайся ! – гласила студенческая поговорка.

После сдачи первого экзамена пошёл в соседнюю группу узнать, что, да почём и как сдавалось-принималось. Выяснились интересные факты для сдачи аэродинамики, а именно : наш лектор, доцент Меньшиков, мужчина среднего возраста, разменявший седьмой десяток лет, поддерживающий себя в отличной физической форме, автор множества работ по данному предмету и своих монографий, а так же в соавторстве с другими коллегами по кафедре, утром совершающий пробежки, строго соблюдает режим дня и обедает с 12 до 13 часов.

- Будет очень хорошо, если попадёшь в это время.
Мы сами не ожидали такого подарка.
Старосту ставит на двери, а сам на час уходит !
Прикинь, как здорово !
Выходили из аудитории, в открытую пользовались конспектами !
На «отлично» сдал !
Сам не ожидал такого подарка от нашего лектора ! – с восторгом рассказывает мой друг.
Такого никогда ещё с нами не было !
 
Между экзаменами 5 дней, выделенных на подготовку. Готовимся.
Писать «бомбы», как-то не было принято, да и слухи ходили, что вопросы в билетах меняются, учитывают смекалку студентов по этому поводу.
Нет, не писали мы «бомб», - готовые ответы на экзаменационные билеты.
«Шпоры» были. Писали.

В назначенный день, методом несложных вычислений, рассчитываю, что попаду в аудиторию перед
12-ю часами дня.
Сдаём рядом с деканатом, он в соседней комнате самолётостроительного корпуса на втором этаже.
Беру билет, кладу «зачётку» на стол и сажусь на свободное место, в ряду, где стоит стол экзаменующего.
А принимает экзамен наш лектор, доцент Меньшиков. Стрелка на часах медленно движется к 12-ти.
- Кто староста группы ?
Встаёт Владимир Щ. : Я здесь !
Он тоже занят процессом ответа на экзаменационные вопросы.
- У меня – обед. Никого не впускать, никого не выпускать. Не списывать. Надеюсь на вашу
 порядочность. Продолжим приём экзамена после. Всё всем понятно ?
Мы киваем головами, мол, всё ясно.
 Халява ! Шара ! Студенческое везение, которое не на каждом экзамене выпадает !
Экзаменатор выходит.

И тут, - началось !
Появляются конспекты, учебники, «шпоры»…
Дери, не хочу !
Халява ! Шара !
Даёшь сдачу аэродинамики вопреки всем её законам !
Пересдадим удовлетворительные знания на «хорошо» и «отлично» !

Сам достаю свой конспект, который вложен в носовой платок агроменных размеров, пришитый к
левой поле пиджака.
Дери ! Не хочу !
Деру ! Нет проблем !
Староста тоже списывает со своего конспекта.
Все списывают из своих источников !

Уф ! Содрано !
Пробегаюсь по ответам на поставленные вопросы. Надо отрепетировать.
Конспект убран и остаюсь один на один с билетом и вопросами, которые в нём. Их там четыре,
охватывающие пройденный курс.

Около 13-00 появляется экзаменатор. 
Часть публики в аудитории имитирует написание ответов на вопросы,  кто-то что-то зачёркивает в
своих листах, кто-то шуршит бумагой с ответами.
Но лица не выражают ничего.
Это – наша тайна ! Это наше студенческое счастье, подвалившее так удачно и негаданно.
Будут дополнительные вопросы, но и на них мы попытаемся найти достойные ответы.
Приём экзамена возобновляется.
Моя очередь подходит.
Процесс обучения был с элементами компьютеризированного учёта.
Экзаменующие имели полную информацию по каждому из студентов : количество
часов, которые посетил, на лекциях, на практических занятиях, количество пропусков лекций-
занятий, уважительные - не уважительные причины, средний балл по предмету.
Староста заполнял каждый день листы компьютеризированного учёта и сдавал с журналом
группы в деканат.
Эти листки обрабатывались на ЭВМ и перед экзаменом выдавались на руки экзаменатору.
Жизнь каждого была под всевидящим оком ЭВМ !
Вот они, плоды поголовной компьютеризации в те годы !

Отвечаю на три вопроса. Экзаменатор слушает, кивает головой, мол, всё правильно.
Четвёртый вопрос – подъёмная сила фюзеляжа.
Выкладки-выкладки, формулы-формулы, графики-графики, расчёты-расчёты…

- А вот тут, в формуле, окончательной, которая описывает подъёмную силу, создаваемую
фюзеляжем, спереди коэффициент имеется.
Коэффициент спрямления цилиндра.
- А расскажите мне о нём, - спрашивает доцент.

- Данные, полученные при продувках в аэродинамических трубах, являются одними, а вот на деле –
они получаются не совсем точными. В силу ряда причин.
При производстве, при клёпке конструкции и элементов фюзеляжа, невозможно получить данные,
рассчитанные при проектировании самолёта : деформация элементов фюзеляжа…

Ах, эти производственники !
Конструкторы считали-считали, а на серийных заводах, бац, и уход от расчётных данных за счёт не
совершенства процессов изготовления летательных аппаратов : гнётся, крутится, деформируется и
создать совершенно идеальный цилиндр нет никакой возможности. Нет, конечно, есть такая
возможность, но вот пока её нет.

Доцент оживляется. Думаю, всё верно рассказываю.
- Так…так… - произносит он. Молодой человек. Вы тут всё верно рассказали, но, понимаете, ошибочка у вас вышла.
Это не коэффициент спрямления цилиндра, как вы его здесь обозвали, а коэффициент сопротивления цилиндра…

Зависает нелепое молчание. Понимаю, что, ошибся и обратного хода уже нет.

- А ваша идея мне понравилась. Может быть, ещё одну работу напишу по данному поводу, - улыбается экзаменатор и продолжает :
- Так бы вам «отлично» поставил, а вот из-за этого самого коэффициента, - «хорошо».
Не против ?

Пора уносить ноги. Чудес сегодня больше не будет !
Если сказать «Против», то кто его знает, чем сдача завершиться может ?
Начнёт вопросы задавать дополнительные и каверзные, а там…

- Нет, не против ! – объявляю свой вердикт.
- И быть по сему !
Берёт «зачётку», записывает туда дисциплину, «хорошо», расписывается.
В экзаменационной ведомости, распечатанной на принтере, повторяет это трижды.
- Следующий !

По выходу из аудитории, вытаскиваю из потаённого кармана конспект…
Надо же !
Там моей рукой «коэффициент сопротивления цилиндра» выведено !
Бывает…

P.S. : Поводом к написанию рассказа, послужил комментарий Александра Миронова под одной из фотографий в группе АВИАТЕХНАРИ :  16 июня,  наконец, я, прослужив в авиации 25 лет, увидел настоящее АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ УЁ…


«18» июня 2017  года.


Рецензии