Неправильные ударения

5. Неправильные ударения

Теперь рассмотрим отклонения в ударениях, не связанные с устаревшими литературными нормами и не закрепившиеся, ни в обиходной речи, ни в народном посторечии, ни в местных или областных диалектизмах, явявлявшиеся вольностью какого-то, пусть даже и знаменитого поэта. 

5.1. Неправильные ударения стихах Ломоносова

ГАДОВ                [735]
     Превыше молний, бурь, снегов
     Зверей он видит, рыб, гадОв.
          «Ода на взятие Хотина» (1739)

Норма: гАдов.

ПРОГНАН

     Козацких поль заднестриской
     Разбит, прогнАн, как прах развеян,
     Не смеет больше уж топтать,
     С пшеницой где покой насеян.
          Там же.

Норма: прОгнан (8).

СБРОСИЛИ

     О как красуются места,
     Что иго лютое сбросИли
     И что на турках тягота,
     Которую от них носили;
          Там же.

Норма: сбрОсили.

5.2. Неправильное ударение в басне Крылова «Кот и Повар» (1812)

СТЕРЕЧИ
                [736]
     Какой-то Повар, грамотей,
     С поварни побежал своей
     В кабак (он набожных был правил
     И в этот день по куме тризну правил),
     А дома стЕречи съестное от мышей
     Кота оставил.
          «Кот и Повар» (1812)

Правильное ударение как в современной неопределённой форме стерЕчь (60), также должно было быть и в устарелой форме стерЕчи.

5.3. Неправильные ударения у Жуковского

ВОПИТ

     И вОпит: «Страшный враг, постой!
          Постой, готовы жертвы!»
               «Громобой» (1810)
               
     И с диким рёвом исступленья
     Пританов окружил народ,
     И вОпит: «Старцы, мщенья, мщенья!
     Злодеям казнь, их сгибни род! »
          «Ивиковы журавли» (1813)

     То силится бороться с ним,
          То скорбно вОпит к богу…
               «Вадим» (1814-1817)

Норма: вопИт (2,7).
                [737]
ПОПЛЫЛ

В переводе Жуковским баллады Шиллера «Рыцарь Тогенбург» (1818) наш поэт сместил ударение в глаголе поплыл на приставку:

     Зрит корабль – шумят ветрилы,
          Бьёт в корму волна –
     Сел и пОплыл в край тот милый,
          Где цветёт она.
             
Норма: поплЫл (2,7,8,344).

БОИ

     Вкруг уж пусто… смолкли бОи;
           Тихи Ксант и Симоис;
               
     И уже на грудах Трои
           Плющ и терние свились.
               Его же. «Ахилл» (1814)

  Норма: боИ (7).

ЗАПАЛЬЧИВО

В свободном переводе Жуковским баллады Людвига Уланда «Junker Rechberger» («Юнкер Рехбергер»), озаглавленном нашим поэтом как  «Рыцарь Роллон» (1832), читаем:

     «Трус! – на него запальчИво Роллон закричал…
                [738]
Норма: запАльчивый (60) и, соответственно, запАльчиво.

5.4. Неправильные ударения в стихотворениях Пушкина

ДОВОДЫ

     Недавно я в часы свободы
     Устав наездника читал
     И даже ясно понимал
     Его искусные довОды
          «Недавно я в часы свободы…» (1822)

Норма: дОводы.
               
Есть и слово довОды от глагола доводить, например что-то до ума, но в данном случае правильно дОводы, как обоснования, ведь это стихотворение Пушкина было написано по поводу вышедшей в свет книги поэта Дениса Давыдова «Опыт теории партизанского действия».

КОЛЕЦ

     Иные даже утверждали,
     Что свадьба слажена совсем,
     Но остановлена затем,
     Что модных кОлец не достали.
           «Евгений Онегин». Глава третья, VI строфа.

Норма: колЕц (7,8).

УКРАШЕННЫЕ
                [739]
    Вы, украшЕнные проворно
    Толстого кистью чудотворной
    Иль Баратынского пером,
    Пускай сожжет вас божий гром!
          Там же, XXX строфа.

Норма: укрАшенные (60).

СКЛЕЕНЫ

     Две жердочки, склеЕны льдиной,
     Дрожащий, гибельный мосток,
     Положены через поток:
     И пред шумящею пучиной...
         Там же. Глава пятая, строфа XI.

 Норма: склЕены (2,7,8).

5.5. Примеры в стихотворениях Лермонтова с неправильноым ударением в глаголе сорвать, в которых оно было смещено на приставку

СОРВАТЬ

Лермонтов ставил неправильное ударение на первый слог - приставку «со-» в глаголе сорвать    в прошедшем времени, а современная норма, как известно, требует его постановки на последующий слог (2,7,8,344):

     Я помню, сОрвал я обманом раз
     Цветок, хранивший яд страданья –
     С невинных уст твоих в прощальный час
     Непринужденное лобзанье…
          «Всевышний произнес свой приговор» (1831)   
                [740]
     Прощальный поцелуй однажды
     Я сОрвал с нежных уст твоих;
     Но в зной, среди степей сухих,
     Не утоляет капля жажды.
          «К Н. И......» (1831)

     И пали без жизни питомцы столетий.
     Одежду их сОрвали малые дети…
          «Три пальмы. Восточное сказание» (1839)
               
5.6. Неправильное ударение у Майкова

ЧАЩА

    Я вижу, кажется, в чащЕ, поросшей мхом,
    Дриад, увенчанных дубовыми листами...
          Аполлон Майков (1840)

Норма: в чАще.

5.7. Неправильные ударения у Некрасова

СЕЛО, СЕЛАМ

У Некрасова отметим следующие примеры неправильных ударений:

     По торговым селАм, по большим городам
     Я недаром живал, огородник лихой.
          «Огородник» (1846)

Здесь  вместо сёлам  (24) произносится селАм. На это отклонение от современной литературной нормы обращалось внимание и в главе I о буквах «е» и »ё».
                [741]
ВТРИДОРОГА

     Припрёт нужда, продашь его
     За сущую безделицу,
     А там — неурожай!
     Тогда плати втридОрога.
     Скотинку продавай.
          «Кому на Руси жить хорошо» (писалась с перерывами в 60-70-е годы ХIХ в.)

Здесь в слове втридорога ударение смещено с первого на второй слог (8).

ВЯЗОВАЯ

     Мужик ревет под ободом
     "ВязОвою дубиною"
     Ругает драчуна.
          Там же.

В прилагательном  вязовую ударение смещено с первого слога (23)   на срединный, что является отступлением от нормы.

5.8. Неправильные ударения у Никитина

ТОПЛИВО

     И отдал в кухню на топлИво
     Хозяйством грех пренебрегать.
     Он знал, что надо терпеливо
     И неусыпно собирать.
     ………………………………….
     Пришлось бедняге на топлИво
     Рубить деревья – крепко жаль…
          Никитин. «Кулак» (1854-1857)
                [742]
Норма: тОпливо (23,24,60).

НЕЖДАННЫЙ
               
В стихотворении «Последнее свидание» (1855) Никитин неправильно ставил ударение в слове нежданный:

     Но вот звенят бубенчики
     И слышен скрип ворот.
     Дверь настежь отворяется,
     Гость нЕжданный идёт.

Норма: неждАнный (60).

5.9. Неправильные ударения у Анненского

БЕЛОЙ

     А ты, котик, не блуди,
     Приходи к белОй груди.
          Колыбельная песня «Без конца и без начала» (предположительно 1906 г.)

Норма: бЕлой.

БЛАГО

     Или оно в дожде осеннем?
     В возврате дня? В смыканьи вежд?
     В благАх, которых мы не ценим
                [743]
     За неприглядность их одежд?
          «Что счастье?» (до 1908 г.)

Норма мн.ч. к слову благо: блАга и, соответственно, в блАгах (2,7,8,344,368).

5.10. Неправильные ударения у Брюсова

НАЙМ

     Как пристани во мгле, вы высились, дома,
     И люди знали вновь, отдавшись вашей власти,
     Все беспристрастие и купли и наймА,
     Паденья равенство и откровенность страсти!
          Из поэмы «Замкнутые» (1901), часть IV.

Норма существительного найм в род. пад. - нАйма (7,8).

ЛОМОВ

     Но при заревах, у плахи,
     На руинах всех святынь,
     Славь тяжелых лОмов взмахи,
     Лиры гордой не покинь.
          «Лик Медузы» (1905)

Норма мн. ч. от слова лом: ломЫ и, соответственно, ломОв (2,7,8,344).

5.11. Неправильное ударение  у Андрея Белого
                [744]
СНЕГОВОЙ

     Одна сижу меж вешних верб.
     Грустна, бледна: сижу в кручине.
     Над головой снегОвый серп
     Повис, грустя, в пустыне синей.
     Андрей Белый. «Весенняя грусть» (1907)

Норма: снеговОй (7,23,39,60).

5.12. Неправильные ударения у Северянина

ЕЛОВЫХ

    За двести вёрст от Петрограда,
     От станции в семи верстах,
     Тебе душа поэта рада,
     Селенье в Еловых лесах!
     .............................
     Давно я местность эту знаю,
     Её я вижу часто в снах...
     О, сердце! к солнцу! к морю! к маю!
     К Эст-Тойле в Еловых лесах!
           «Эст-Тойла» (1918)

Литературной нормой ударения в слове еловых является его постановка на второй слог, а не на первый: елОвых (7).

ДЕЯНИЯ

Деяние - церковно-книжное устаревшее слово, означавшее то же, что поступок, дело, действие (23).
                [745]
    Теперь, когда весь мир устал
     От шестилетней гнусной бойни,
     От глупых дЕяний и слов,
     Пора искусству стать достойней
     И побросать «хвосты ослов!»
          «Второе письмо» из цикла «Письма из Парижа» (1920)

Норма: деЯний (7,8,344).
               
ВЕТХИ

     Ново поколенье,
     А слова ветхИ.
     Отчего ж волненье
     Вызвали стихи?
          «Ночь на Алтае» (1929)

Норма: вЕтхи (2,7,8,344).

5.13.  Неправильные ударения у Клюева

ИНОЧЕСКИЙ

     Природы радостный причастник,
     На облака молюся я,
     На мне инОческий подрясник
     И монастырская скуфья.
          «Набух, оттаял лёд на речке...» (1912)

В устаревшем церковнославянизме иноческий, означающем монашеский, норма ударения требует его постановки на первый слог от существительного Инок (344): Иноческий (7,8).
                [746]
НЕМЫ

     Сенеют дымно перелески,
     насторожённы и немЫ,
     За узорочьем занавески
     Не видно тающей зимы.
          «Любви начало было летом...» (1908)
               
Норма: нЕмы (2,7,8,344).

СУЕТНЫЙ

     Здесь иной мир - покоя, отрады.
     Нет суЕтных волнений души;
     Жизнь тиха здесь, как пламя лампады,
     Не колеблемой ветром в тиши.
          «Широко необъятное поле...» (1904)

Норма: сУетный (7,8,344).

Ударение, использованное Клюевым, ни у какого другого поэта или в обыденной речи не встречается (8).

ЩЕКОЛДОЙ

     Над свежей могилой любви
     Душа словно дверь на засове, -
     Чужой не стучи щеколдОй.
          «Над свежей могилой любви...» (1933)

 Норма: щекОлда, щекОлдой (7,8,344).
                [747]
Кроме Клюева, иное ударение ни в поэзии, ни в обиходной речи не отмечено (8).

НАЙМИТ

     Мужицкая ныне земля,
     И церковь - не нАймит казенный,               
     Народный испод шевеля,
     Несется глагол краснозвонный.
          «Есть в Ленине керженский дух...» (1918)

Слово наймит, является устаревшим книжным словом, означающим наёмник (23,24,36,93).

Норма: наймИт (2,7,8).

5.14.  Неправильные ударения у Есенина

БРЫЗНУВ

     Но с лукавой улыбкой, брызнУв на меня,
     Унеслася ты вскачь, удилами звеня.
          «Подражание песне» (1910)

В словарях от глагола брЫзнуть находим форму деепричастия брЫзнувши (95,121). Вместе с тем, нормой является  также брЫзнув (391).

ПОРОША

В стихотворении Есенина «Гаснут красные крылья заката…» (1916), поэт поставил ударение в слове пороша с отклонением от нормы на конец слова:
                [748]
     Не с тоски я судьбы поджидаю,
     Будет злобно крутить порошА.
     И придёт она к нашему краю
     Обогреть своего малыша.

Норма: порОша (7).
               
ПУП

Разговорное слово пуп означает, во-первых «маленькую впадину на средине живота, остающуюся после того, как обрезана пуповина, связывапющая новорождённого с матерью», а во-вторых, в переносном смысле  это устаревшее, народно-поэтическое слово, означающее  «средину, средоточие,  центр чего-нибудь» (23).

В поэме  Есенина «Кобыльи корабли» (1919) неправильное ударение отметим в выражении «из пупа»:

     О, кого же, кого же петь
     В этом бешеном зареве трупов?
     Посмотрите: у женщин третий
     Вылупляется глаз из пУпа.
           Глава 3.

Орфоэпическая норма: из пупА (7).

ТЕНЕВОЙ

В стихотворении Есенина «Прячет месяц за овинами…» (1915-1916) отметим отклонение в ударении в прилагательном теневой, в котором он сместил его с последнего на первый слог:
                [749]
     На берёзке в роще тЕневой
     Серьги звонкие подвесила
     И с рассветом в сад сиреневый
     Мотыльком порхнула весело.

Норма: теневОй (23,60).
               
ПОМИН

В стихотворении «Нощь, и поле, и крик петухов…» (1917) Есенин поставил неправильное ударение в устаревшем просторечии и церковно-славянском слове помин, означающем то же, что поминовение (23 или поминание (24, 38):

     Но тревожит лишь пОмином тишь
     Из запечья пугливая мышь.

Норма: помИн (3).

5.15. Неправильные ударения у Маяковского

ЗАГИБ

     Опять влюбленный выйду в игры,
     огнем озаряя бровей зАгиб.
     Что же!
     И в доме, который выгорел,
     иногда живут бездомные бродяги!
          «Облако в штанах (1914-1915)

Норма: загИб (23,24,60,344).

ВЗРЫХЛИТЬ
                [750]
     В разливе зноя земли тихли.
     Ветров иззубренные бороны
     Вотще старались воздух взрЫхлить.
           «150 000 000» (1919-1920)

Норма: взрыхлИть (не взрЫхлить) (2,7,8,344).
               
5.16. Неправильные ударения у Пастернака

БЛАГОВЕСТ

     Достать пролетку. За шесть гривен,
     Чрез благовЕст, чрез клик колес,
     Перенестись туда, где ливень
     Еще шумней чернил и слез.
          «Февраль. Достать чернил и плакать!...» (1912) 

В церковном слове благовест, означающем звон колокола, оповещающей о церковной службе, ударение нужно ставить на первый, а не на последний слог: блАговест (2,7,8).

УТИШИТЬ

    Чем утешить эту ветошь?
    О, ни разу не шутивший,
    Чем запущенного лета
     Грусть заглохшую утИшить?
          «Mein liebchen, was willst du noch mehr?»* (1917)

*) Любимая, что тебе еще угодно? (Нем.)
               
Норма: утишИть (2).
                [751]

5.17. Неправильное ударение у Волошина в глаголе принять

ПРИНЯТЬ
               
     Тот, чья душа землей убелена,
     Кто бремя дум, как плащ, принЯл за плечи,
     Кто возжигал мистические свечи,
     Кого влекла Изиды пелена.
          «Corona Astralis» (1909)

Норма: прИнял (2,7,8,344).
Согласно правилу, ударение во всех формах прошедшего времени глагола падает на тот же по счёту слог, что и в инфинитиве, но здесь мы имеем дело с особым случаем: в глаголах, оканчивающихся на  «-нять», кроме формы женского рода (принялА), ударение должно сдвигаться на приставку (8).

5.18. Неправильное ударение у Хлебникова

УБЫСТРИЛ

     Их жизнь жестока, как выстрел.
     Счет денег их мысли убЫстрил.
          Хлебников. «Сегодня Машук, как борзая…» (1921-1922)

Норма: убыстрИл (2,7,8).

5.19. Неправильное ударение у Набокова  в слове чучело во множествеом числе

ЧУЧЕЛА
                [752]
     Где мир и названные розы,
     музей и птичьи чучелА?
     И смотришь, смотришь ты сквозь слезы
     на безымянные крыла.
          «В раю» (1927)
               
В соответствии с нормой, в слове чучело, во всех его формах, в том числе во множественном числе, ударение падает на букву «-у» в первом  слоге, то есть в данном случае правильно произносить: чУчела (7,344).

5.20. Неправильное ударение у Мандельштама

РЫСИСТАЯ

     Держу пари, что я ещё не умер,
     И, как жокей, ручаюсь головой,
     Что я ещё могу набедокурить
     На рЫсистой дорожке беговой.
          «Довольно кукситься, бумаги в стол засунем...» (1931)

 Норма: рысИстой (7,8).

5.21.  Неправильное ударение в наречии допоздна у Ахматовой

ДОПОЗДНА

 Ахматова в стихотворении «Царскосельская ода» (1961) отступает от литературной нормы в наречии допоздна, которое нужно произносить с

     Драли песнями глотку
     И клялись попадьёй,
     Пили дОпоздна водку,
     Заедали кутьёй.
                [753]
5.22. Неправильное  ударение у Вознесенского в слове средства
               
СРЕДСТВА

Вознесенский в стихотворении «Катёрка» (2005) вместо нормы – срЕдства во мн.ч. (2,7,8) поставил  ударение на последний слог –средствА:

     Вложь в теорию средствА.
     Все картёжные шестёрки
     группируются в сердца.

Ударение средствА отмечено в словаре Ушакова как неправильное( 23).
ударением на последний слог (2,7,8,344), а не на первый:

5.23. Неправильное ударение у Ахмадулиной в глаголе пригубить

ПРИГУБИТЬ

     Как ты любил?- ты пригубИл
     погибели. Не в этом дело.
     Как ты любил? - ты погубил,
     но погубил так неумело.
          «Прощание» (1960)

 Норма: пригУбил (8).
                [754]
Как отмечает Резниченко, «такое ударение в глаголах, образованных с помощью приставок (кроме приставок вы- и обез- (обес-) и суффикса -и- от основ существительных с ударным окончанием в начальной форме… имеют в инфинитиве ударение на суффиксе -и-».  Искючением из этого правила является как раз глагол пригубить (от губА), в котором правильное ударение падает на срединный слог (8).
               
5.24. Неправильное ударение у Твардовского  в слове правы

ПРАВЫ

Твардовский в поэме «Василий Тёркин»  (1942-1945) допустил отступление от литературной нормы в слове правы, означающем то же, что справедливый, содержащий правду и не сделавший ошибки (23,24):

     Из Рязани, из Казани,
     Из Сибири, из Москвы –
     Спят бойцы. Своё сказали
     И уже навек правЫ.
           «Василий Тёркин»  (1942-1945) Глава «Переправа».

Норма: прАвы, когда мы говорим, обращаясь на вы в вежливой форме к человеку, который, по нашему мнению, не совершает ошибки или выражает истину, или к людям, в  таких же случаях (2,7,8,23,344). 

5.25.  Неправильное ударение  в прилагательном озимых у Дудина

ОЗИМЫХ

У Дудина в стихотворении «Хозяйка» (1945) находим отступление от  нормы ударения в слове озимых:
                [755]
     Всё идёт у тебя по-хозяйски,
        Расчётливо, к месту.
     Не заметит никто
        Ни сомнений, ни страхов немых... 
         
     Ребятишек одела,
        Нашла инвалиду невесту,
     Раньше всех по округе
        Закончила сев озимЫх.

Норма: озИмых (7).

5.26. Неправильное ударение у Казаковой в причастии уведена

УВЕДЕНА

Отступление от литературной нормы поэтесса допускает и в деепричастии уведена от глагола увести в стихотворении  из цикла «Талая вода»:

     Люби меня уверенно,
     чини разбой -
     схвачена, увЕдена,
     украдена тобой!
          Казакова. «Люби меня!»

Норма: уведенА (2,7,8).




Примечание: Данный раздел эссе «О литературных нормах в русской поэзии»,  приводится здесь в обновлённой редакции с продолжением начатой нумерации страниц и сносок, содержание которых будет опубликовано в заключительном разделе.

СНОСКА К ДАННОМУ РАЗДЕЛУ:


391. См. «Брызнувший» на сайте:  https://kak-pishetsya.com


Продолжение следует.


Рецензии