Джон Сингер Сарджент... Забытые имена
На рубеже 19 и 20 веков самым блистательным и преуспевающим портретистом Англии
был Джон Сингер Сарджент (1856-1925) - "ещё один американец, похищенный Европой", как сказал о нем Александр Бенуа.
Чести позировать ему наперебой добивались самые именитые леди и меры Англии. Но
прошло более полувека со дня его смерти, а наследники все ещё не нашли ему определённого места в иерархии художников. Блестящее мастерство, удивительная вир-
туозность кисти заставляли большинство критиков говорить о нем с восхищением. Од-
нако модное светское портретирование влекло за собой некоторый компромисс между видением художника своей модели и видением модели самой себя. Возникает бесконечная галерея современников и современной Сарджента, в подавляющем большинстве случаев жеманных, атомных, вычурных, полных высокомерия и тщеславия.
Их лица, роскошные туалеты, шуршащие шелка, переливающиеся атласы написаны лёгкой
артистической кистью. Атмосфера богатства и довольства титулованного англо-американского общества переданы почти с документальной точностью. Умение передавать жадность, вульгарности и тщеславие своих моделей и при этом спокойно класть в карман их деньги - было предметом шуток его друзей.
Сарджент родился во Флоренции. Только двадцатилетним юношей он впервые приехал в
Америку, чтобы познакомиться со страной, чьим гражданином себя считал.
Невзирая на желание отца, филадельфийского врача, видеть своего сына офицером американского флота, Сарджент остаётся в Париже, где поступает в мастерскую Каро-
люса Дюрана. С тех пор Сарджент навсегда остаётся преданным Парижу, годам ученичества, своим друзьям и французскому искусству, пропагандистом которого он
становится в Англии. Первая же выставка в Парижском Салоне принесла ему успех.
следующий шаг на пути к успеху также удался: Сарджент проникает в то общество, где
выписывается репутация.
Вкус к путешествиям, привитый с детства, заставляет его обьездить Италию, Испанию, Марокко. Франс Хальс и Веласкес - два наиболее ярких впечатления, привезенных
им из поездки. Во французской живописи он тяготеет к импрессионистам, особенно к
Клоду Моне.
В Салоне 1884 года был выставлен его портрет "Мадам Готро". Сарджент был уверен в его успехе. Однако портрет вызвал насмешки и зубоскальство публики. Не выносящий
скандалов художник уезжает в Лондон.
С этого времени портретная живопись цепко и прочно овладевает художником. Его кисть изображала все, "что было в его времени самого видного, знаменитого, родо-
витого и богатого".
В 90-е годы известность художника достигла таких размеров, что быть написанным им считалось вопросом социальной важности. Его мастерскую осаждают толпы жаждущих.
Художник перестаёт принадлежать самому себе, вступив в эту непрекращающуюся по-
лосу успеха.
И, наконец: "Прикажите мне писать Ваши ворота, заборы, конюшни, я с радостью сделаю это, но только не человеческое лицо",- пишет Сарджент в ответ на очередной заказ. Такова обратная сторона успеха, к которому всю жизнь стремился этот феше-
небельный портретист.
@
Свидетельство о публикации №117061705046
Зофья Поплавская2 28.06.2017 21:59 Заявить о нарушении