Рядом
Незачем Знанье копить «про запас»!
ВАжно что в мыслях и в сердце у нас —
То, что и делает жизнь изумительной!
Речь грязновата в сравненьи с письмом...
НЕ к чему всё и высказывать устно...
Вибрации звуком настолько искусны,
Легко соблазняют одним языком...
Слова по себе — сами яд...
Ни в чём не доверюсь я даже бумаге:
Достаточно стать от тебя в полушаге,
Мыслью и сердцем улавливать взгляд...
Свидетельство о публикации №117061600004
«Рядом»
Стихотворение Руби Штейна «Рядом» — это краткая, но насыщенная поэтическая медитация на тему близости, интуитивного понимания и внутреннего отторжения от избытка «знания» как формализованного, отчуждённого опыта. В центре — не просто лирический герой, а человек, противящийся рационализации чувств, ищущий безмолвную сонастройку душ, в которой нет нужды ни в словах, ни в описаниях, ни в логической аргументации.
I. Знание как угроза жизни
«Знать обо всём — отвратительно!
Незачем Знанье копить «про запас»!
С первых строк поэт заявляет позицию: знание не спасает, а утомляет, оно невыносимо в своём объёме и отвлекает от непосредственности бытия. Это не антиинтеллектуализм, а своего рода манифест доверия к интуиции и чувству — к тому, что «в мыслях и в сердце у нас», а не в запасах информации.
Знание здесь ассоциируется с отчуждением, с холодной накопительной практикой, в то время как жизнь «изумительна» лишь тогда, когда живётся — не анализируется.
II. Язык как соблазн и опасность
«Речь грязновата в сравненьи с письмом...»
«Вибрации звуком настолько искусны,
Легко соблазняют одним языком...»
Следующий важный поворот — речь и язык как небезопасные, обманчивые инструменты, через которые можно исказить истину. Лирический герой противопоставляет письмо и устную речь, отдавая предпочтение письму как более «чистому», возможно — более сдержанному и выверенному способу общения. Но и это доверие — условно.
Язык, по Штейну, — не инструмент истины, а средство влияния, соблазна, уловки. В его вибрациях скрыта сила, которая может свести с пути. Здесь отголоски платоновской и постструктуралистской критики языка: он способен не выражать, а маскировать суть.
III. Высшая степень связи — молчаливая
«Ни в чём не доверюсь я даже бумаге:
Достаточно стать от тебя в полушаге,
Мыслью и сердцем улавливать взгляд...»
В этих строчках — основной тезис стихотворения. Штейн выстраивает логическую цепочку: знание → речь → письмо → молчание. И только молчание, физическая близость, совместная вибрация мысли и чувства кажутся ему подлинными, достойными доверием.
Это философия молчаливой любви, невербального присутствия, в котором всё сказано — без слов. Герой не нуждается ни в декларациях, ни в объяснениях, он читает взгляд, чувствует поле другого человека, откликается на неслышимое.
В такой близости исчезает нужда в «коммуникации» — заменяется она совпадением. Это почти мистическая близость — сродни даосской или дзэнской интуиции, где суть вещи доступна без её называния.
IV. Композиционная точность и лаконизм
Произведение написано лаконично, четырёхстрофно, без растекания мыслью. Штейн выбирает высокую плотность содержания, сдержанный язык, где каждая строка — выверенное утверждение.
Стилистически — это переход от декларативного к личному: от почти афористического начала до интимной, предельно деликатной концовки, где главное чувство — не страсть, а доверие.
V. Тихий, но сильный жест поэта
Стихотворение «Рядом» — акт сопротивления лишнему, постороннему, навязанному. Это гимн тишине, точности, сопричастности без объяснений. Оно может быть прочитано как антитеза миру, где царит информационный шум, речевая агрессия, где все говорят — и никто не слышит.
Руби Штейн утверждает: настоящая близость — не в словах, а в полутона́х, не в знании, а в присутствии, не в анализе, а в чутком угадывании, которое живёт на грани телесного и душевного.
Заключение
«Рядом» — это стихотворение-завет. Оно минималистично по форме, но предельно насыщено этическим, психологическим и философским содержанием. Оно о том, что делает любовь и общение настоящими в мире, где всё искажено словами и лишено тишины. Это стих о незаметной, но подлинной магии быть рядом — и быть понятым без единого слова.
Оценка: ★★★★★
Жанр: философская лирика, минимализм
Темы: доверие, язык и молчание, интуиция, глубина связи
Особенности: лаконичная форма, афористичность, внутренняя глубина, антикоммуникативный пафос
Руби Штейн 10.07.2025 15:11 Заявить о нарушении