Разотождествление и Осознанность

Возвращаясь к Замечанию из моей предыдущей публикации “СТРАХИ”

(ФИШКА *** Ну а самый надёжный способ контроля над страхом – это с помощью осознания, то есть способности разотождествляться со своими страхами, которые не есть вы, разделившись на наблюдаемого, т.е. страх, и наблюдателя, т.е. вас. Кстати, так можно управлять не только страхом, но и болью, отделившись от неё.),

хочу уточнить, что разотождествление является  не только способом освобождения от страхов и болей тела, но и прямым путём к достижения осознанности, т.е. к воссоединению с собой истинным, что и является основной целью нашего становления. Поэтому я задержусь на этой теме.

ПОМНИТЕ! Все Мы Свет Присутствия, для которого осознанность важнее и глубже любых поверхностных мыслей и эмоций.

БЫТЬ СОБОЙ – ЭТО БЫТЬ ТЕМ, КТО ТЫ ЕСТЬ, И БЫТЬ СПОКОЙНЫМ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС.

Фундаментальный опыт самосознания (открытие “Я”) уже заключен в сознании человека. Именно это отличает наше сознание от сознания животных. Однако обычно са-мосознание скорее скрыто, чем явно. Мы ощущаем его как нечто туманное и искаженное, поскольку оно смешивается с содержанием нашего сознания и вуалируется им.

Постоянные, различные по характеру воздействия загрязняют сознание и приводят к ложному отождествлению личности не с сознанием как таковым, а с его содержанием. Если мы хотим достичь четкого и ясного самосознания, то первое, что нам предстоит сделать, - не отождествлять себя с содержанием нашего сознания.
Говоря более точно, привычным состоянием для боль¬шинства людей является отождествление с тем, что дает нам ощущение существования в этом мире, реальности или напряженности бытия.

Это отождествление с частью самого себя обычно взаимосвязано с ведущей функцией или ролью, которые мы играем в жизни. Оно может принимать различные формы. Некоторые люди идентифицируют себя со своим телом. Они слушают себя изнутри и часто говорят о себе в основном с позиции ощущений. Другими словами, они отождествляют свою деятельность прежде всего с деятельностью тела. Существуют люди, которые отождествляют себя с чувствами. Их опыт и его описание не выходят за этот круг.
Они полагают, что чувства являются главной и наиболее сокровенной частью их “Я”, тогда как мысли и физические ощущения воспринимаются ими как нечто более далекое и до какой-то степени не связанное с ними. Те, кто идентифицирует себя с разумом, скорее всего склонны говорить о себе с точки зрения интеллекта даже тогда, когда их спрашивают о самочувствии. Такие люди часто рассматривают чувства и ощущения как нечто второстепенное или вообще не осознают их. Многие из них избирают себе какую-то роль и действуют сообразно ей в качестве “матери”, “мужа”, “жены”, “студента”, “бизнесмена”, “учителя” и т. д.

Подобное отождествление с какой-то частью личности может до определенной степени удовлетворить человека, однако оно имеет серьезные последствия. Оно мешает осознать истинное “Я”, себя во всей полноте, то, чем человек является на самом деле. Такое отождествление исключает или значительно уменьшает возможность познакомиться с другими составляющими нашей личности и использовать их в полной мере. Таким образом, наше “обычное” выражение себя в тот или иной момент времени ограничено. Это лишь часть того, что могло бы быть продемонстрировано.
Более того, длительное отождествление с ролью или ведущей функцией часто и практически неизбежно приводит к опасной жизненной ситуации, которая рано или поздно за¬канчивается появлением чувства потерянности и отчаяния. Например это случается со спортсменами, состарившимися и потерявшими физическую силу; с актрисами, чья красота увяла; с матерями, дети которых выросли и покинули их; со студентами, окончившими учебное заведение и столкнувшимися с новыми обязанностями. Подобные ситуации могут вызывать серьезные и очень болезненные кризисы. Их можно рассматривать как частичную психологическую “смерть”. Любые попытки удержаться в прежнем, уходящем качестве обречены на провал. Единственным решением проблемы явля¬ется повторное “рождение”, т. е. новый и более широкий под¬ход к отождествлению. Это иногда требует ломки всей личности, что приводит к новому, более высокому уровню и состоянию бытия. Процесс смерти и возрождения представлен в символической форме во многих мистических обрядах и описан на языке религии многими мистиками. В настоящее время он вновь получил широкое распространение, но уже как трансперсональный опыт и реализация.

Данный процесс часто протекает без ясного понимания его значения и даже против воли и желания индивидуума. Однако сознательное, намеренное и добровольное сотрудничество может в значительной степени способствовать его развитию и ускорению.

Этого можно добиться путем выполнения упражнений, известных под названием “разотождествление” и “отождествление”, а вернее “самоотождествление”. Они помогают нам достичь свободы и права выбора любого аспекта личности, с которым мы хотим отождествления или разотождествления. Последнее зависит от того, что нам кажется наиболее подходящим в возникшей ситуации. Таким образом, мы можем научиться управлять всеми элементами и аспектами нашей личности и искусно использовать их для достижения всеобъемлющего и гармоничного синтеза. По этой причине упражнения играют главенствующую роль в психосинтезе.

Они служат средством, помогающим осознать свое “Я” и развить способность последовательно фокусировать внимание на каждом из основных аспектов личности. Оставаясь сторонним наблюдателем, мы получаем возможность познать и исследовать их.

Первый этап, состоящий из упражнения “разотождествление” (в том виде, как оно приведено далее), включает в себя три части, ведущие к осознанию физического, эмоционального и ментального аспектов. Результатом их выполнения является самоотождествление. После приобретения некоторого опыта упражнение может быть расширено или видоизменено, о чем будет рассказано ниже.

Упражнение на разотождествление.
Сядьте удобно и расслабьтесь так, чтобы под вашей спиной была опора, а стопы
максимально прилегали к полу. Это упражнение можно делать и лежа. Медленно сделайте глубокий вдох и выдох.
После этого постарайтесь прислушаться к своему телу и определить, где в данный момент находится центр вашего существа, ваше Ядро, ваше Я. Положите на свой центр левую руку, и, сосредоточившись и удерживая на нём своё внимание, медленно и осмысленно скажите в него следующее, мысленно повторяя за мной:

1. Я обладаю телом, но я не тело. Мое тело может быть здоровым или больным, усталым или отдохнувшим, но все это никак не затрагивает меня самого, моего подлинного "я". Я ценю свое тело как своего верного помощника, как инструмент познания и деятельности в окружающем меня мире, но оно не более чем мой друг и помощник. Я берегу его и стремлюсь поддерживать в добром здравии, но я – не оно. Я обладаю телом, но я не тело.

2. Я обладаю чувствами, но я не чувства. Мои чувства многообразны, изменчивы, подчас противоречивы. Они могут переходить от любви к ненависти, от спокойствия к гневу, от радости к горю, тогда как сущность моя, истинная моя природа не меняется. "Я" остается неизменным. Иногда меня может захлестнуть волна гнева, но я знаю, что со временем это пройдет, и поэтому я – не гнев. Совершенно очевидно, что мои чувства – это не я. Поскольку я могу наблюдать и исследовать свои чувства, постепенно учиться управлять ими, пользоваться ими и гармонично их интегрировать, совершенно очевидно, что я – не чувства. Я обладаю чувствами, но я не чувства.

3. Я обладаю умом, но я не ум. Мой ум – ценный инструмент исследования и самовыражения, но он не представляет собой моей сути. Его содержание постоянно меняется, обогащаясь новыми идеями, знаниями и опытом. Иногда он меня не слушается. Следовательно, он не может быть назван мною. Это не я, а мой орган познания внешнего и внутреннего мира. Я обладаю умом, но я не ум.

4. Я сознаю, что я – центр чистого самоосознавания. Я – центр волеизъявления, способный наблюдать ВСЕ свои эмоции, мысли, ощущения физического тела. Но я не они. Я могу сам выбирать те, из них которые считаю нужными. Я сознаю, что из своего центра истинной самоотождественности я могу научиться наблюдать, управлять и согласовывать между собой все свои психические функции и физические ощущения. Я хочу постоянно пребывать в этом центре, чтобы лучше осознавать то, что происходит в моей жизни и раскрыть её истинный смыл для себя и для мира.

Через неделю регулярного повторения первой стадии разотождествления можно приниматься за вторую, добавляя ещё два пункта.

5. Я обладаю желаниями, но я не желания. Желания порождаются физическими или эмоциональными влечениями и другими воздействиями. Нередко они изменчивы и противоречивы, сопровождаются чередованием симпатии и антипатии; следовательно, они не я. "Я обладаю желаниями, но я не желания". (Лучше всего поставить это высказывание между чувственной и умственной фазами разотождествления.)

6. Я вовлечен в различные виды деятельности и играю множество ролей. Я должен играть эти роли, и я хочу играть их как можно лучше, будет ли это роль сына или отца, жены или мужа, учителя или ученика, художника или чиновника. Но я не только дочь, мать или художница. Это не более чем роли – частные роли, которые я добровольно играю, будучи в состоянии наблюдать за своей игрой. Следовательно, эти роли – не я. Я – это я, и я не только актер, но и режиссер данного представления. Я могу создавать и выбирать для себя любые роли.

ПРИМЕЧАНИЕ. Широко используются еще два варианта фразы: «У меня есть …, но я не есть…» Они звучат следующим образом:
• У меня есть…, а я не есть …;
• У меня есть …, а я есть нечто большее, чем ….

Упражнение на самоотождествление.
Теперь начинается этап отождествления. Повторите медленно и вдумчиво:

«После отделения своего Я от ощущений, эмоций и мыслей я признаю и утверждаю, что я есть центр абсолютного самосознания, я есть центр воли, способный наблюдать все психологические процессы и свое тело, а также управлять ими».

Сконцентрируйте внимание на ведущем положении: «Я — центр абсолютного самосознания и воли». Попытайтесь по возможности глубже проникнуться этой мыслью и закрепить ее в своем сознании.

Итак, после овладения упражнением на разотождествление с усвоением результата:
«У меня есть тело, но я не есть мое тело. Я испытываю эмоции, но я не есть эти эмоции. У меня есть разум, но я не есть мой разум. У меня есть желания, но я не есть мои желания. У меня есть роль, но я не есть моя роль.»
Целесообразно несколько расширить и углубить этап самоотождествления, который будет выглядеть следующим образом:

«Тогда что есть я? Что остается после того, как я отделил себя от тела? Мои ощущения, чувства, желания, поступки? Остается моя сущность — центр самосознания. Это постоянный фактор во всегда меняющемся потоке моей личной жизни. Это то, что дает мне ощущение бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Я подтверждаю свою идентичность этому центру и осознаю его постоянство и энергию. (Пауза.) Я признаю и подтверждаю то, что являюсь центром абсолютного самосознания и творческой динамической энергии. Я понимаю, что, находясь в центре подлинной тождественности, я могу наблюдать за всеми психологическими процессами и своим физическим телом, а также управлять ими и гармонизировать их. Я хочу, чтобы осознание этого факта никогда не покидало меня в суете повседневной жизни, помогало мне и придавало ей определенный смысл и направление».

После того как вы научились концентрировать внимание на состоянии сознания, можно несколько сократить этап отождествления. Главная задача — достижение определенного навыка, позволяющего быстро и динамично пройти все стадии разотождествления, а затем оставаться в состоянии сосредоточения на своем Я в течение определенного периода времени, зависящего от вашего желания. Это даст возможность в любой момент отделить подлинное Я от переполняющих эмоций, навязчивой мысли, нежелательной роли и т. д. и оценить ситуацию, ее значение и истоки, а также наиболее эффективные пути выхода из нее.

Наилучшие результаты приносят ежедневные занятия, которые желательно проводить в самом начале дня, то есть непосредственно после сна. Таким образом, выполнение упражнения можно рассматривать как символическое второе пробуждение. Важно также повторять его в редуцированной форме несколько раз в день, возвращаясь в состояние разотождествленного Я.

14 Июня 2017 года, Сильвестра с надеждой на резонанс с читателем...


* В этой пуликации использован фрагмент книги Дж.Томас "Практика психосинтеза" http://albooking.net/book_32.html


Рецензии
спасибо, Сильвестра, за чудесные послания
***
с любовью

Наталья Глазунова-Моисеева   15.06.2017 05:57     Заявить о нарушении
Настройка на Поток Творца
http://www.playcast.ru/view/10772654/aef6e3f6ac1385cbc3faecc5461cee915ee34c90pl

Взаимно,

Рупор Маяка   15.06.2017 23:05   Заявить о нарушении