Обзор весеннего лонга ЛФР

  Прошлым летом наконец-то впервые удалось собрать всю свою библиотеку под одной крышей. Из разнообразных ящиков и коробок книги перебрались на полки и в шкафы - некоторые впервые за 20-30 лет. Многие книги "пришли" в библиотеку во времена книжного дефицита, когда книги не покупали, а "доставали" по блату или "брали" в суровых схватках в букинистических отделах. Частенько самые редкие и любопытные издания становились хорошим поводом для дружеских студенческих пирушек. Вот, например, как эта - М.Майзель Краткий очерк современной русской литературы. М.-Л. 1931г.. На странице 41 очень показательная формулировка в отношении одного пролетарского поэта: "в его творчестве дают себя знать ремесленнические настроения, характерные для пролетария-одиночки, работающего вне широкого производственного коллектива". Каково! Шикарно сформулировано. Эх, вот бы этак пройтись по творчеству современных авторов. Без надлежащих оргвыводов, конечно. Кстати, самому автору оргвыводы были предъявлены. С последующей реабилитацией. Но остался М.Майзель в истории советской литературы как один из возможных прототипов барона Майгеля в романе "Мастер и Маргарита".
   Но в те времена ни об авторе, ни об изысках булгакововедения совсем не думалось - удачное приобретение в "Букинисте" (ул.Вайнера, 14) требовало демонстрации игр ума во время дружеского пивного гульбища. Чаще всего после последней "пары" отправлялись в "Маяковку" (ЦПКиО им. Маяковского), там рядом с кинотеатром находилась "пивнушка" под кодовым названием "Мулен-Руж". При общем дефиците пива в те времена, именно туда чаще всего  завозили пиво - всё же Парк культуры и отдыха...Но в "Мулен-Руже" история только начиналась, иногда пешком через Площадь Обороны (суровое уральское название) добирались всей компанией до т.н. "горсоветовских" домов - ул. Декабристов, д.16/18, через узкий и всегда тёмный проход, пробитый прямо в "теле" здания, попадали во двор: налево был угловой подъезд, где я тогда и обитал, а направо можно было взойти - другое слово трудно подобрать - туда, где собиралась (и думаю, продолжает собираться) литературная - поэтическая прежде всего - "тусовка".
   Там жила Майя Борисовна Никулина или как она попросила её называть при общении - просто Майя. А появлялись мы там изредка по очень простой причине - один из "наших" вдруг неожиданно оказался в качестве "бойфренда" (слово-то такое тогда не употребляли) её дочери. Прятался там от суровых бракоразводных реалий - Ольга С., его уже почти "бывшая", романы свои знаменитые ещё не писала, но характер был у неё истинно уральский. На знаменитой кухне мы оказывались, как правило, своей компанией, скорее всего, приятель сначала "прозванивал" ситуацию - можно или нет появиться с группой, возбуждённых пивом и разговорами, товарищей, так что тамошний поэтический "народ" почти с   нами не пересекался. Юрия К., в те времена аспиранта филфака и уже знакового уральского поэта, там точно не встречали, позднее довелось пересечься в легендарной "общаге" на Чапаева, 16 (вот она, магия чисел). Запомнился Александр В., по прозвищу "Кельт" - яркостью поступков и нетривиальностью идей.
    Наше сообщество, наверное, интересовало Майю как некий "срез" молодежной культуры, конечно, мы были не столь творческие личности, как местная "окололитературная" молодёжь, но начитанные, безусловно, и уж точно не апологеты режима. Кухня была увешана разного рода забавными табличками и объявлениями - от знаменитого "Не влезай - убьёт!"  с черепом и перекрещенными костями до строгого "Первый секретарь Белоярского райкома КПСС такой-то", на полках стояли всякие забавные фигурки и приспособления и всё это рождало ощущение лёгкого антисоветского стёба. Поэтому и говорили особенно не стесняясь в выражениях, с этаким интеллигентским "прищуром".   Как правило, разговоры "строились" вокруг книжных редкостей или литпроцесса в целом. Читали стихи - надо было продемонстрировать знание культовых тогдашних авторов, но о поэзии говорили редко. Проза была актуальнее и, как казалось тогда, гораздо глубже проникала в тайны мироустройства и самого человеческого бытия.
    Помню, как Майя Борисовна вдруг признала  "Золотую цепь" А.Грина лучшим романом на русском языке.  Наша компания была весьма ошарашена, ибо и  в  нашей среде, и в тогдашнем "интеллектуйском" (словцо того времени) сообществе на слуху были совсем иные имена и тексты. Сейчас уже не вспомнить всю цепочку обоснований высокохудожественности гриновского романа, но помню, что звучали слова о сложности и увлекательности сюжетного построения, о загадочности (в тогдашних советских реалиях загадочность была эстетическим феноменом, безусловно) некоторых событий и, главное, герой оказывался в состоянии инициации - проходя через испытания, обретал свою новую (взрослую) идентичность. Вот так всё пересеклось - лонг-лист весеннего ЛФР, книга, напомнившая о давно минувшем, и  "событие" разговора на маленькой советской кухне.
Но скорее, не просто лонг-лист как таковой, а первое стихотворение в нём, повествующее о кризисе идентичности - "чья ты...ты чей...чьи мы..."

1. Ольга Домрачева "время глухих снегов" http://www.stihi.ru/2016/12/22/4748

время глухих снегов, зыбучих ночей
зря воробей-беспризорник пытает чья ты
ты чей
мимо плывут человеки плотва плотвой
носят по силе боль и по слуху вой
под чешуёй холодны случайны

зреет на черной ветке
кромешный день
плачет по-детски
взбалмошный воробей
че;ййа чейчей
чейчеййа;

падает
тонет тихо созревший плод
только плывет куда-то
сумрачный город-плот
где поджимая лапки
под крышей глухой зимы
птаха канючит: чьи; мы,
чьи мы; чьи мы;
____________________________________________
   Поиски идентичности на фоне противостояния и взаимодействия человека и города. Вообще, лонг оказался богат на "городские" стихи, на разные оттенки "конфликта" и " сотрудничества" внутреннего (личности) и внешнего (городской среды). И замечательно, что самое первое стихотворение задало высокую планку и художественности, и концептуальной насыщенности.  Эстетически выразителен самый первый художественный приём - взять обычные определения и поменять их местами: "зыбучие снега" и "глухие ночи", превращаясь в "глухие снега" и "зыбучие ночи", подвергаются некоему "остраннению" (с двумя -нн-, по Шкловскому), создают новое пространство смыслов и делают осязаемым кризис идентичности. Воробей и испытание вопросами - "чья ты ты чей" -  воскрешает в памяти читателя образы знаменитого полотна П.Гогена "Откуда мы? Кто мы? Куда мы идём?" - разные возрасты человечества и, как завершение (картину, как считал сам художник, следует смотреть справа налево), в нижнем левом углу белая птица, которая, опять-таки по мысли самого Гогена, символизирует бесполезность любых слов. И, тем более, вопросов.
"мимо плывут человеки плотва плотвой" - в моём читательском восприятии тоже связалось с понятием идентичности, с поисками своей самости, а именно, вспомнил я роман, ныне забытый, но некогда бывший культовым - "День сардины" Сида Чаплина. Тоже роман-инициация с идеей преодоления своей "сардинности"(плотвичности"), обретения подлинности.
И снова "вечный", надоедающий своим вопрошанием воробей, и плод смысла (ответ) созревает и тонет в тихих водах, и город-плот уплывает... Гоген, попавший на Север вместо Таити - это уже образ моей иронии. Вроде и немного образов в стихотворении, но насколько они плотно увязаны и, главное, концептуально сильны.

Во втором стихотворении город-плот сменяется городом-лимбом...

2. Липа Липовая (Виктория Смагина) "беспочвенно врастают иногда"
http://www.stihi.ru/2016/08/27/3803

Беспочвенно врастают иногда
в мою тоску чужие города,
где окон монохромная слюда
в горчичный цвет окрашивает звуки.
А тучи сеют водное зерно
на каменные пажити давно,
на тонкие фигурки в домино,
на нищенски протянутые руки.
И всё течёт: невнятные слова,
слепые птицы в чёрном, дерева
с изломанными ветками, глава
о многобожье в древнем манускрипте,
скрип перьев, одиночество свечи
в задымленной каминами ночи,
в круженье обезумевших личин,
в оглохшей от молчанья старой крипте,
затянутой сетями паучат …
И ломкая сургучная печать,
и строки, что пытаются кричать,
но пеплом осыпаются бездымно…

…Взрываются клаксоны в пять утра,
томительная, нервная жара,
высотки и колодезность двора.
…И город-лимб примеривает нимбы…
____________________________________________
Город-аккаунт...Множественность селфи - город в контексте разных исторических периодов: "водное зерно на каменные пажити" (средневековая миниатюра), "тонкие фигурки в домино, на нищенски протянутые руки" (Сомов с Бакстом), "слепые птицы в чёрном" (Магритт) и т.п. Переизбыток образов и их необязательность в тексте напомнили мне высказывание  Мейерхольда о "тучных" пьесах. Конечно, говорил он о "тучности" в период революции, но "поджарость тела" (его же слова) хороши для всех времен и текстов (особенно конкурсных)).
"Тучные" стихи мы ещё отметим в этом лонге. Любопытен финал стихотворения - то ли над городом нечто апокалиптическое разворачивается (вырастает некое подобие нимбов ядерных взрывов), то ли город наконец-то из лимба начал движение в сторону рая, где ему навесят что положено. И чем же так важно вот это время - пять часов утра? "Во многой мудрости много и печали" (с).

3. Катя Солдатенко "около нуля" http://www.stihi.ru/2017/02/26/11434

Идёшь  сквозь дождь по кромке февраля -
а снег темнеет яблочным огрызком.
Зима сошла  - весна ещё не близко,
и всё, что в мире - около нуля.

Идёшь - скользишь. Флажками - от и до -
украшены опасные участки.
Коварный лёд не терпит свистопляски:
отдельно - свист, отдельно - пасодобль.

Петарды и морозы пережив,
вдыхаешь чутко точечность момента.
Притихший день спешит интеллигентно -
едва течёт желтком  за гаражи.

Идёт-скользит по слякоти народ,
шаги считая до тепла и суха:
скорей бы засветить окошки кухонь,
налить чайку, воздвигнуть бутерброд!

Не ради фарса, а триумфа  для
глядеть с высот на миронепорядки.

"...Без прояснений, пасмурно, осадки..."
И всё, что в мире - около нуля.
____________________________________________
Ещё одно городское стихотворение. Специфически "тучное" - разнобой в лексике и топтание на одном уровне смыслов. Первая строфа вполне имеет право быть и последней. А, может быть, и единственной. Но тогда жалко едва текущий за гаражи желток - образ вполне "слякотный", то бишь в духе стиха, хотя и рождающий вопрос - а почему интеллигентно? Последние две строфы совсем ничего не добавляют. Формула "не ради, а для" слишком заезжена, "миронепорядки" - неудачный неологизм. Температура самого стихотворения близка к нулю...

4. Клавдия Смирягина-Дмитриева "Хурма" http://www.stihi.ru/2017/01/01/3631

Пришла пора светящейся хурмы,
прозрачной до семян, до сердцевины.
Над городом предчувствием зимы
курсируют седые цеппелины.

Курсируют, касаясь куполов,
утюжат неба серую изнанку,
на мелкий дождик снег перемолов,
лениво сеют реденькую манку.

Торговец смуглый, прячась под навес,
ладонью нервно вытирая холку,
дары скупые северных небес
и север проклинает втихомолку.

Зато хурма! Сквозь сумеречный смог,
сквозь осени томительные страхи
она горит, как рыжий огонёк,
как пуговка на порванной рубахе.

Но рви не рви, в прорехах хмурых дней
белеет нежность завтрашнего света.
Чем снег светлей, тем будет холодней.
Чем холодней, тем жарче будет лето.

И где-то там, далёко-далеко,
в кисельных берегах неторопливо
стекает с гор парное молоко,
и пенится в чанах хмельное пиво.

А здесь, сейчас обнявшиеся мы
в промозглом ноябре, как на подлодке.
И капли сладкой солнечной хурмы
стекают по озябшим подбородкам.
____________________________________________
Признаюсь, хурма - не "мой" фрукт, но всем правит контекст: в моей семейной традиции у этого фрукта особая символика - символика прощания и ухода. Но все эти соображения оказались на втором плане, стихотворение вполне самодостаточно - в нём есть ощущение "вещности", хурма как медиатор в ритуале перехода, обретения единства героев, та самая пресловутая инициация, которая поднимает текст над обычным описанием и раскрывает подлинность поэтического как такового и, в конечном счёте, подлинность читательского "Я". Или не раскрывает последнее, но в этом повинен только сам читатель. Хочется про "Хурму" сказать также, как я порой говорю в рецензиях на сайте по поводу самых интересных стихов - роскошное стихотворение)...

Сказать что-то важное о каждом стихотворении лонга вряд ли получится, не всякий стих создаёт некое эстетическое или проблемное поле для размышлений, а, тем более, вот в этом важном контексте - кризис идентичности и его преображение (объяснение) в формах поэтического.

   Стихотворение №5 "Касаясь лица" (Владимир Сорочкинhttp://www.stihi.ru/2017/02/02/2) понравилось отдельными образами и с т.зр. техники тоже впечатлило, хотя не состыковались у меня в некоем геометрическом воображении тротуар и стёртая грампластинка, слегка напрягли эти любимые многими, но набившие оскомину,  "триады" предметов или состояний - "снегу, свету, снам" или "букли, бантики, цветы", и танцовщицы Дега в сникших снегах выпали для меня из предыдущей эстетики стихотворения.

   Стихотворения №6 "Ночь" (Александра Иванова Шурочка
http://www.stihi.ru/2017/02/01/1922)и №7 "Проснёшься утром – сыро и прохладно" (Марина Корсакова http://www.stihi.ru/2017/03/03/5211)словно части диптиха - в первой части царство неопределенности, вязкости, морока и  вопрошания, но настолько всё невнятно и запутанно прописано, что из-за "тучности" текста не ищешь ответ на вопросы, а погружаешься в исследование явно лишних "прилагаков" и встреча с "нашими" откладывается до второй части, то бишь, стиха №7, где всё наоборот тяготеет к банальности и только две последние строчки приятно озадачивают).

Стихотворение №8 "Сон Якова у подножия Потёмкинской лестницы" (Юлия Долгановских
http://www.stihi.ru/2017/02/10/5079)- одно из самых "тучных" стихотворений в лонге. Замысел понятен - Яков, лестница, соединяющая Землю и Небо, то есть мирское, реальное и нечто возвышенное и вымышленное по сути, пересечение с Потёмкинской лестницей, где в реальности не происходило то, что было снято впоследствии Эйзенштейном в "Броненосце Потёмкине". Потёмкинская лестница аки "потёмкинская" деревня, и ангелы явно не настоящие, скорее всего, ангелы Ж.-Л. Годара - это я вспомнил высказывание режиссёра:" Кино - это реальность со скоростью 24 кадра в секунду", и как воплощение победившего реальность кинематографа - изобилие тире, демонстрирующее энергию монтажа. Но стоит ли столько слов и энергии тратить на бутафорское? Вспомнилась идея самого Эйзенштейна - раскрасить в красный цвет флаг, поднятый на броненосце. Есть опасения, что даже Яков его не разглядел в этой суете.

9. Елена Анирусс "жизненное"http://www.stihi.ru/2016/09/10/2873

Дядя Миша с лета живет один...
А жена недолго была больна,-
Со стола не убран валокордин,
В пузырьке  так много еще до дна.

По другому жизнь день за днём идет,
То, что было раньше - почти обман.
Каждый вечер -  кофе и  бутерброд,
Под семейным фото  телеэкран…

Забредёт  соседка смотреть в глаза,
Опустив на блузочке декольте…
А теперь и можно… С чего – нельзя?
Ведь теперь-то что… Но глаза  - не те.

Притворится он, что и стар и  туп,
И за дверь отправит ее одну,
И картошку  молча закинет в суп
Словно Стенька Разин в волну княжну.

Для своей печали не ставя срок,
Он назавтра снова с соседкой груб,
И ему не страшно, что одинок...
И не знал он раньше, что однолюб.
____________________________________________
Вечный кризис идентичности - или сам что-то теряешь, или тебя кто-то теряет. И об этом можно сказать сложно, а можно и самыми простыми словами, как в данном стихотворении. Вроде бы и мало поэтического в словах и образах, но  само переживание ситуации и идентификация себя с лирическим героем эстетически вполне самодостаточны. У обыденного и привычного тоже своя мера выразительности, тем более, подчёркнутая самоиронией - "И картошку  молча закинет в суп, словно Стенька Разин в волну княжну."

10. Алекс Трудлер "города"http://www.stihi.ru/2017/01/01/6368

город Я встречает тебя собой
и ведёт по каменным узким тропам,
говорит - торопится, вразнобой,
как смешной торговец из конотопа.
чердаки, подвалы, разломы плит -
улыбаться пробует, улыбаться.
а внутри-то теплится? - говорит.
сколько лет? - наверное, всё же двадцать.
ещё полон хрупких ретортных дум,
разгоняет ветер до самой сути,
надевает свой выходной костюм
и выходит вечером - "выйти в люди".

город ТЫ встречает меня тобой,
и ведёт тайком к вернисажам, книгам,
говорит с припухлостью над губой,
вспоминая детство, фонтаны, ригу.
заслоняя вывески, тень для глаз,
улыбаться пробует, улыбаться.
что снаружи? - тёплое напоказ.
сколько лет? - наверное, девятнадцать.
ещё "эр" грассирует в слове двор,
и причёска сбита навстречу ветру,
что ломает замки и сущий вздор
и уносит шляпки и сны из фетра.

город МЫ встречает ревниво нас
и идёт за нами, виляя следом,
и молчит старательно битый час,
словно наш язык для него неведом.
обнесён стеною. там - ров. там - вал.
а внутри-снаружи - толпа народа.
узелок на память бы завязал.
сколько лет? - наверное, нет и года.
ещё редок утренний холодок
за мембранной гранью дверного скрипа,
и пытает золото оселок,
чтобы нас по мелочи не рассыпать.
____________________________________________
   Торжество урбанистики. И воспоминание о Ж.Пиаже и его стадиях развития интеллекта в давнишнем университетском курсе психологии. Хотя про Пиаже это скорее шутка, но вот эта диалектика взаимодействия "Я - Ты - Мы" фундаментальна для любой самоидентификации, добавить бы ещё "Они" и можно устраивать в Городе революцию. Звучащий в стихотворении рефреном вопрос - сколько лет? - тоже удачно формирует смысловой подтекст происходящих изменений. В первой строфе - в городе Я - конотоп, во второй - в городе Ты - рига, а вот третий город лишён имени, что обостряет, безусловно, чувствительность читательской рецепции и  приятно провоцирует фантазию)...Кстати, ещё лет десять тому назад был такой мощный тренд в гендерных исследованиях - деление городов по гендерному признаку, например, Москва, понятно - это женщина, Петербург - мужчина, хотя женский или мужской род имени не являлись определяющими в гендерной идентификации. Упоминаю об этом, дабы намекнуть читателям о множественности коннотаций, спрятанных в этом стихотворении. А для меня разнообразие и богатство смыслов и идей, явных и скрытых, всегда показатель качества поэзии. Наравне с прочими достоинствами)...

   Стихотворения №11"Семь фарфоровых слоников на счастье"
(Марианна Боровкова http://www.stihi.ru/2016/04/22/1817), №12 "Черноземный триллер" (Геннадий Акимов http://www.stihi.ru/2015/04/17/9310) и №13 "Репертуар" (Доктор Ноhttp://www.stihi.ru/2017/01/06/3781) обладают, бесспорно, своими достоинствами и я благодарен авторам за возможность восхититься их творческими усилиями. Но они, скорее, остались только необходимым фоном для тех стихотворений, которые заинтересовали меня по-настоящему своими поэтическими и концептуальными открытиями.

14. Сибирский Волк "Душа, щелкунчик, разгрызёт орех"
http://www.stihi.ru/2017/03/06/11023

Душа, щелкунчик, разгрызёт орех,
загадку смерти, что ведёт наверх
по лестнице, спускающейся вниз –
солдатик, не пугающийся крыс.

И крысы нет, остался только цвирк,
тень, место, полость, время, то есть цирк
отсутствия осмысленности и –
Стикс, помнящий зачем сюда мы шли.

Не больше и не меньше – не дыша
[теперь - совсем] плывёт внутри душа:
по кругу, ускоряясь, как тоннель
в воронку света, что и есть орех,

где утекает мёртвая вода,
у лиственницы взятая, как мзда –
щелкунчик тела поедает смерть,
чтоб сквозь тебя, чудесница, смотреть.
____________________________________________
   Вроде бы чем-то используемые в стихотворении приёмы напоминают "остраннение", но на самом деле это то, что именуется более наукообразно и модно - деконструкция. Деконструкция, в которой властвует механика, комбинаторика, где попытки обретения новых смыслов представляются потоком случайных комбинаций. Хотя идея, что Мир есть не Мировое Древо, но Орех - сегодня в тренде современного фэнтэзи. Понравилась вторая строфа, где набор понятий вполне соответствует поискам в рамках постмодернистского дискурса и выводит читателя к понятию и образу цирка во всей его многозначности. А вот дальнейший герметизм текста уже задерживает процесс восприятия, а, главное, не вовлекает в понимание, хотя возможно, это такой способ отсечения "чужих"). Во вступлении к обзору я уже указывал, что тексты - потрясающие маркеры социокультурных пространств.

Далее в лонг-листе идут подряд три стихотворения с говорящими названиями - "Московско-ленинградское" (15. Семён Кац http://www.stihi.ru/2013/09/06/2802), "Мартовское" (16. Электрическая Ящерка http://www.stihi.ru/2017/03/11/5223)и "Нарциссическое" (17. Татьяна Лернерhttp://www.stihi.ru/2017/01/10/7566). В каждом из них есть своя любопытная сюжетика и образно-смысловая система, но выделить их особо не получилось. Вот такие они "околошортовые"...

   Стихотворение № 18 "День деньской" (Светлана Тимашева http://www.stihi.ru/2017/02/27/6906) - типичный пример "тучного" стиха, хотя отдаю должное стремлению автора создать яркие метафоры быстротекущего времени и его конкретных качеств. Но на этом пути и большинство огрехов. "...и проливался жигулёвским пивом
янтарный полдень мимо пышных крон" - .это просто бесчеловечно вот так пиво да мимо, тем более, во вступлении я упоминал о важности использования пива в поисках новой идентичности). А финал - "и улица смотрела одичало глазами жёлтыми в сиреневую тьму" - прямо-таки  парафраз знаменитого "ночь, улица, фонарь...", ну и, видимо, там где-то же и аптека.

Стихотворение №19 "Крыжовина" (Юлия Александровна Михайлова http://www.stihi.ru/2016/06/12/6773) и №21 "Блюдце с малиной" (Александр Спарбер
http://www.stihi.ru/2017/01/31/7004) я бы объединил в некий диптих - и в том, и в другом случае "ягода" как метафора перехода в иное, только в первом стихе этой пары некий мужик, накурившийся того, что надо, телепортируется на небо, а во втором некое непознанное существо охотится за малиной - этакий триллер малой фауны, хотя как вариант - Грегор Замза осваивает новую идентичность...

20. Алёна Рычкова-Закаблуковская "Улитка времени"
http://www.stihi.ru/2017/02/23/10041

На нашем заливном лугу улитка времени в стогу
из рода ахатин.
Подвешен звонкий бубенец на влажный долгий рог.
По лугу ходит господин –
наш поселковый Бог.
Улитке дует на рога и бубенец звенит.
Пространство скручивает луг в спиральный аммонит.
Там –  в крайней точке бытия, где кончик заострён,
берём начало ты и я.
И тонкое дин-дон  –
литовка под рукой отца звучит подобьем бубенца,
пространство распластав..
Я вижу свет его лица,
на цыпочки привстав.
____________________________________________
Очень зримое стихотворение. И это правда, что бубенец звенит. Я бы это стихотворение назвал ещё и бытийственным, когда за малыми деталями обнаруживаешь сущностное понимание жизни и мира. Хотя всё это контекстуально.

   Стихотворения № 22 "Загадка" (Красноглиняный Големhttp://www.stihi.ru/2017/04/01/5587) и №23 "Письмо из Вологды" (Анна Харланова
http://www.stihi.ru/2017/03/17/2597) на разных полюсах поэтического: первое, нарочито усложненное по образам и смыслам, второе, уплощенное до состояния конверта, но как прочитаешь, то в памяти только и остается - "космополитка, говорящая как по нотам" или "безнадёжно окающие лебеди". Последнее замечание скорее предназначено автором обзора для самого себя и намекает, что половина лонга преодолена и состояние авторской идентичности пребывает в кризисе. Но в этом ничего нового)...

24. Александра Герасимова "встань затемно"
http://www.stihi.ru/2017/02/14/6710

      Б.К.

встань затемно до поезда пока
оконной тенью снег не зарешёчен
покуда дом не топлен и гудка
вокзального не слышится пощёчина

пересчитай свой быт по головам
такая-то глава
головка сыра
продрогли голословные слова
под головёшкой лампы
в доме сыро

и пристально -
глядится тишина
в твоё полуземное захолустье
поблескивает зеркала блесна
на сумерки натянута до хруста

здесь проходили жизни а потом
случались недосказанные смерти
и адрес искажался на пустом
прожжённом вящим штемпелем
конверте

с пометкой до востребованья
- там -
не ждут ни подаяния ни требы
ты проходил по тающим следам
на путь обратный не жалея хлеба

и возвращался всякий раз живым
к предметным очертаньям полумёртвым

пусть будет утро
паровозный дым
и воздух захолустный этот спёртый

пусть сделается всё таким как есть
чугун решётки заоконной вышит
на белом полотне крестом на крест
и в воздухе пороховая взвесь

оставь слова несказанными здесь
за амальгамой их и так услышат
____________________________________________
Тоже как и под  №14,  "герметичное" стихотворение, но насколько загадки его любопытнее и заманчивее.
"и пристально -
глядится тишина
в твоё полуземное захолустье
поблескивает зеркала блесна
на сумерки натянута до хруста " - эстетически обольстительный образ.
А вот предыдущая строфа слегка разочаровала нарочитостью обыгрывания "голо-головных" деталей. Хотя голее амальгамы трудно что-то ещё найти). Это я к тому, что ещё поразмышляю над своим выбором, да и об идентичности текстуальной и личностной тоже.

25. Зиновий Антонов "не можется любить так хоть полайкай"
http://www.stihi.ru/2017/03/25/6694

"не можется любить
так хоть полайкай
или хотя бы уж тогда облай" - прямо-таки готовый мем для соцсетей, а когда есть подобная фраза, то и нанизывать слова становится занятием ловким, но не продуктивным (с моей т.зр.) и появляется в тексте "трамвай", "пряник-кнут", "пойти направо-налево", и смыслы выгибаются "через колено". А дальше прямым текстом о том, что так всегда любопытно в стихах - о кризисе идентичности:
"там уже не ты
внутри лишь то
чего там быть не может
снаружи то что дОлжно быть внутри" - вот так вот соцсетевая "глубокомысленность" губит хорошую идею. Ну а фраза "и ни курка чтоб выстрелить в висок" заставляет заново переосмыслить устройство лёгкого стрелкового оружия и предложить автору обдумать роль шептала в процессе производства выстрела. И как попала правда на крыши, если нам хорошо известно, что "правды нет и выше")?
   №26 "Человек человеку" (Инга Сташевска http://www.stihi.ru/2016/01/24/4952) и №27 "маньяк" (Евгения Костюкова Для Конкурсов http://www.stihi.ru/2013/12/01/9156)
опять-таки удачно оказались рядом - тоже почти готовый мем из названий стихов. А по сути, №26 слишком насыщен расхожими образами (от слова "штамп" воздержусь). А про №27 скажу банально хорошо известной фразой от Льва Николаевича про Л.Андреева: "Он пугает, а мне не страшно".

28. Елена Наильевна "Про детство"http://www.stihi.ru/2017/04/20/2884

Там льётся в уши Лебедев-Кумач
весёлым ветром из радиоточки,
а ты, швырнув портфель, хватаешь мяч,
мелки, чтоб не испачкаться, в платочке,
и битку - крышка в крышке, в них песок,
скакать за ней по классикам. Бывает,
дурная улетит наискосок
и будто бы смеётся, как живая.
И вот, всё это похватав, бежишь
на волю, вниз, считая этажи.

Там, во дворе, качели в небеса -
садишься и летаешь полчаса,
чужих квартир рассматривая мебель.
Вокруг весна и тополиный пух,
и ты сильней раскачиваешь: "Ух!",
и трогаешь (захватывает дух!)
след реактивных самолётов в небе!

Там лестница, изогнута в дугу -
сначала ты боишься: "Не могу
по ней пройти", но может же подружка!
Потом за ней возьмёшь и повторишь,
соскочишь: "Алле-оп-па!" - крикнешь.
"Ишь!" -
вам крякнет проходящая старушка.

Пятнадцать раз отпрыгнешь от мяча,
пошепчешься с подружкой, хохоча,
и мотылька освободишь из плена -
из паутины злого паука,
и только разыграешься слегка,
как мама позовёт в окошко: "Ле-е-на-а-а!"
____________________________________________
Вроде бы "девачкины" стихи и  идентичность соответственно чужая, но цепляет. Ибо инициации только аксессуарами отличаются да набором процедур, а механизмы-то идентичны. Так что "девочку Лену" я понимаю, тем более, и ритмика симпатичная, и рифмовка в меру задорная).

29. Эса Милл "В уголке моей памяти"http://www.stihi.ru/2017/02/19/7156

В уголке моей памяти тихий таинственный пруд.
Глубина его тёмной печали похожа на вечность.
Потому что ни дальше, ни ближе, а именно тут
утонули в истории числа, события, вещи.

И людей потонула несметная тьма или две.
Им ни жарко ни холодно там в отрешённом забвеньи...
Но не очень спокойно живётся моей голове -
временами в пруду появляются вялые тени.

Как листы дневника, как ленивый расплющенный скат
возникают неспешно мелодии, улицы, лица.
И, почти уже пойманы, все ускользают назад
и махнут плавником перед тем как опять раствориться.

Поутру накануне случился чудной эпизод:
примерещилась комната старого финского дома.
Муж курил у окна, а жена оперлась на комод.
Показалось, что с нею однажды мы были знакомы.

Обернувшись ко мне, она стала бледней мертвеца,
по ошибке слегка отворившего дверь преисподней.
И сказала: "Борис, я сейчас увидала отца.-
И шепнула потом,- У него годовщина. Сегодня."

Может память не омут, а самый бездонный портал,
где уже не важны категории "был" или "буду".
И когда ты порою задумчиво смотришь туда,
обязательно кто-нибудь пристально смотрит оттуда.
____________________________________________
   Начало очень атмосфэрное - прямо-таки картина Борисова-Мусатова. Трепетание всех фибр души. Правда, опять эти "три прихлопа, два притопа" - всё объясняющие (с т.зр. авторов) "триады". Но хотя бы с загадкой, ибо тонут-то "числа, события, вещи", а потом вдруг всплывают "мелодии, улицы, лица", да ещё плавниками снабжённые. И вдруг перебивка кадра - опять курящий невесть что мужик и жена, сообщающая то ли ему, то ли автору о своём видении. И с претензией на философичность финал про смотрящих оттуда. Любопытно, а читал(а) ли автор А.Теннисона ст.50 из "In Memoriam":
- "Должно быть, мудрость в смерти скрыта,
И мертвым мы видны насквозь.
Они на нас взирают строго,
Пока идем земным путем;
Но снисхождения мы ждем
От наших мертвых — и от Бога."

"Всё сказано прежде нас" (с). И сказано зачастую гораздо лучше нашего.

Стихотворения №30 "Апрель" (Наиль Мелихановhttp://www.stihi.ru/2014/04/27/4838), №31 "Пёрышко" (Ирина Суворова 4 http://www.stihi.ru/2016/10/30/2726)и №32 "Дачные терцины" (Елена Албул http://www.stihi.ru/2015/07/23/5255) по разным причинам не стали "событиями" при прочтении. Используя постмодернистский лексикон, можно сказать, что они оставили свои "следы" и даже "царапины" в моём сознании, но это те "раны", которые врачуются быстротекущим временем и новыми текстами.

34. Дмитрий Ревский (Rewsky) "Оглядываясь"
http://www.stihi.ru/2017/03/31/12302

Нарисуй это красным, мальчик, нырни в закат.
В этом городе только закаты немного прежни.
При движении памяти слышится долгий скрежет -
словно эхо домов, что сложились колодой карт.
В этих джунглях бетона -- ни тигров, ни птиц, ни змей.
Заблудившийся маугли -- просто игрушка улиц.
Их ладони сегодня привычно к тебе метнулись,
и сомкнулись в горсти, и тебе оставаться - в ней.

Ночи ищут живое в обломках бетонных плит -
тени тянутся длинно, шаги их пустотно-гулки.
В чёрно-сером кино из сгустившихся переулков
в каждом кадре сегодня -- погасшие сны Земли.
Тёмный свет пробужденья -- разлитый в рассветах яд.
Красный мячик не тонет, а ты не умеешь плавать.
И руины с тобою сегодня не говорят.
Обтекают рекой без возможности переправы.

Ты и город — калеки,
таких не возьмут с собой
космонавты желаний,
ушедшие к звёздам, к маме...
Мячик стукнет о стену, как будто о звёздный борт...
И напорется боком на серый бордюрный камень.
____________________________________________
Автор неведом*, но известно время написания и почему в текст вставлен оксюморон. Довелось мне поучаствовать в судействе пятого тура Межпортального конкурса, где одно из заданий и предполагало написание стихотворения по картинке с апокалиптическими видами разрушенного города (финал городской темы)). Так что всё узнаваемо. Этого стиха не было в списке для оценки, уж не знаю почему команда не выбрала его в качестве конкурсного, а так бы оно получило бы у меня по тамошней шкале - 4/4**.
*Эксперт рассматривал тексты анонимно.
**Стихотворение включено в лонг по квоте.

Стихотворения №33 "Просто сон" (Ирга Рябинаhttp://www.stihi.ru/2017/02/17/11449), №35 "Нимфалида" (Валентин Емелин http://www.stihi.ru/2016/08/28/5913) и №42 "ловля стеклянных бабочек" (Аюна Аюна http://www.stihi.ru/2012/01/03/647)
 объединены самым животрепещущим (до попадания на булавку) - бабочками. Что может быть прекраснее лепидоптерофилии? Образно говоря, бабочки очень репрезентативный вид для осмысления проблемы идентичности - долгий путь они проходят до своего "эфирного" состояния, через невзрачность и монструозность до прекрасного как такового. И тут всё заканчивается.

№33 и №42 весьма "тучноваты", болезненные поиски идентичности в первом не вызвали сильных эмоций, во втором - о стеклянных бабочках Грета Оро можно было бы и поинтереснее рассказать, тем более переводя повествование о них  в метафорический план прозрачности всего сущего. Кстати по атмосфере, по поискам смыслов есть что-то в стихе №42 от романа Г. Далквиста "Стеклянные книги пожирателей снов". А так бы ограничиться 4-5 строчками и оно точно бы "прозрачно" зазвенело...

35. Валентин Емелин «Нимфалида» http://www.stihi.ru/2016/08/28/5913

Душный вечер. Особняк старинный.
Интерьер готический, солидный.
В кабинете, под стеклом витрины –
Экземпляр шикарной нимфалиды.

На булавку, словно кукла вуду,
Грудь её наколота покорно.
На камине – статуэтка Будды.
И немного пахнет хлороформом.

В воздухе спокойствие разлито.
Тишина – как будто кто-то умер.
Бабочке по имени Лолита
Расправляет крылья Гумберт Гумберт.
____________________________________________
А это стихотворение выделю. И не только потому, что про бабочек в нём короче, но и по силе выразительности. Вот тот случай, когда "циническое" обретает статус эстетического. Богато ассоциациями стихотворение и коннотаций несть числа. Жёсткое - безусловно, макабрическое - а то)...Но статуэтка Будды напоминает о бренности всего сущего и множественности реинкарнаций. И в иное время, и в ином мире Лолита, как искушённая любительница лепидоптерофилии, поможет Гумберту обрести свою идентичность при помощи энтомологической булавки.

Стихи №36 "первомайские" (Лукина Рина http://www.stihi.ru/2017/04/03/6876), №38 "Карусель" (Ирина Пахомова Викторова http://www.stihi.ru/2015/06/29/9336)
 и №39 "Большая Медведица" (Валерий Поландhttp://www.stihi.ru/2017/03/05/4162)
 наверняка нашли своих читателей. Вполне сложившиеся тексты. Но отсутствие "тучности" не выводит их в число самых интересных стихотворений в этом лонге.

40. Дмитрий Плахов "die Luft"http://www.stihi.ru/2016/10/15/1462

выпуская закрылки и прочие элероны
mon petit colonel мой похотливый кролик
в междуречии сены соммы луары роны
кавалер королевской крови

целовал изабели соски что пунцово-алы
разрывал батист по паркету стучали стразы
а теперь фон клейст попер осушив каналы
и фон клюге пускает газы

Messerschmitt возьму а не хлипкую этажерку
под капотом табун BMW или Daimler Chrysler
принимай баронесса сакральную эту жертву
фон барона в красном

антуан винсент отрывай лонжерон от грунта
от винта zuruck и vergeblich сюда приперся
зиговали шутя не чурались и зай гезунда
пели wessel horstа

но зачем [спрошу] легче воздуха невесомы
отбомбились вслепую на голую грудь матроны
в междуречии сены роны луары соммы
а еще гаронны
____________________________________________
Это даже не фон для остальных стихов лонг-листа конкурса, это сам по себе Лонг Лонгович. Перечитывал на днях "Дневник" Жюля Ренара и  наткнулся на запись от 2 января 1890 г.:
"Можно быть поэтом и носить короткие волосы. Можно быть поэтом и платить за квартиру. Хоть ты и поэт, но можешь спать с собственной женой. И поэт иногда может писать по-французски".
В этом стихотворении поэт может всё и вся. "Зазор", куда врываются  "ветры" [ die Luft (нем.) - воздух, дуновение, зазор] авторского воображения чрезвычайно велик, хотя лексический строй и намекает на конкретный временной отрезок 20 века. Но общее впечатление от прочтения напоминает и о вполне конкретном культурном явлении, даже точнее стиле уже конца века - chindogu - http://www.netlore.ru/chindogu-ili-durackie-izobreteniya . Оказывается, поэзии оно тоже вполне свойственно. Искомого духа инициации обнаружить не получилось.

Два "тучных", типично постмодернистских стихотворения №37 "Шекспир и Шолохов" (Алан
http://www.stihi.ru/2016/01/12/6692) и №41 "Дым" (Александр Крупинин http://www.stihi.ru/2017/03/22/12462).
Вот в первой же строчке №37 - "Шекспир приходит к Шолохову (или наоборот)"- автор принципиально (концептуально) ошибается. "Шолохов" бы по-другому пришёл и иной разговор бы получился: советская эпоха покруче елизаветинской будет. На восприятие стиха, конечно, повлиял мой культур-мультурный контекст. Я ведь не зря в воспоминания во вступлении "ударился" - именно в то время и запомнил знаменитую эпиграмму :
"Михаил Александрович Шолохов
для простого читателя труден
и поэтому пишет для олухов
Михаил Александрович Дудин".
Вот кто сейчас помнит о М.А. Дудине? А ведь Герой Соцтруда был и всяческий лауреат, и автор 70 книг поэтических. В прошлом году столетний юбилей и тишина...Но я не об этом. А о том, что искры-то между героями не проскочило, пересказ неких вех жизни и обыгрывание местной экзотики не составили эстетического события. Кстати, вместо Пильняка уж  надо было на футболке Федора Крюкова изобразить, чтобы Ф. Бэкону соответствовал). И про людей в виде букв не поверил (концептуально), они всё же или щепки, или тексты (с разным уровнем читаемости))...
Ну, а №41 не просто "тучен", но избыточен именами, названиями, аллюзиями. И тут вспомнилось мне высказывание А. Блока о том, что стихотворение - это покрывало, натянутое на острия нескольких рифм (А.Блок Дневники. - Соч. М., 1955 т.2. с 379.). Про рифмы ничего дурного не скажу, хотя слова "пузыри" переизбыток). Но вот "покрывало" местами избыточно раскрашено, где-то вышивка не нашего роду-племени, а то и просто шерсти от барбосика нацепилось немерено. Но читается порой с интересом - мы же, чай, тоже постмодерну не чужие.

43. Юрий Октябрёв "Дождит"http://www.stihi.ru/2017/04/02/11580

А за окном дождит, и ничего
не происходит нового в природе,
которой дела нет до одного
события, случившегося вроде,
а вроде и не сто;ящего быть
событием, достойным полуслова:
стоять, молчать и в форточку курить
давно и окончательно не ново.

И не нова преамбула любви
от «я люблю» до «завтра не свободна»,
она уже ничем не удивит,
ни шифром снов, ни сплином непогодным,
лишь полотенца розовый комок
дохнет в лицо твоим послушным телом,
да сухо щёлкнет челюстью замок,
переводя возможности в пределы.

Но даже если их не замечать,
взять с полки зонт и выбраться наружу –
там той же неизбежности печать
определяет форму каждой лужи,
и в строках дней – сплошной системный сбой
в давно уже наскучившем центоне,
и тот же дождь, приласканный тобой,
собачьим носом тычется в ладони.
____________________________________________
Последняя строфа понравилась. Финал шикарный. Но вот курящий (да сколько можно!) в форточку мужчина дело сразу и "повернул" мимо шорта. Но больше не понравился неровно дышащий "полотенца розовый комок". "Сплин непогодный" тоже не ахти...

Последнее стихотворение лонга №44 "Что стоишь боишься..." (Полина Синёва "Что стоишь боишься..."http://www.stihi.ru/2016/09/17/10532) прямо посвящено нелегкому труду эксперта -
"Что стоишь боишься тварей сиих несметных?" - это о стихах для обзора и тут же о самом эксперте - "Вышел прогуляться и был таков."
Ну,  а далее стих уже адресован авторам – через перечисление тварей разнообразных -  "всё было уже в веках, бывших прежде нас"(с).

Итак, какие же стихи оказались наиболее созвучны моей нынешней стадии кризиса идентичности? Стихи, которые я могу посоветовать тем, кто хочет ощутить полноценно энергию  инициаций разного рода -

1. Ольга Домрачева "время глухих снегов" http://www.stihi.ru/2016/12/22/4748
4. Клавдия Смирягина-Дмитриева "Хурма" http://www.stihi.ru/2017/01/01/3631
9. Елена Анирусс "жизненное" http://www.stihi.ru/2016/09/10/2873
10. Алекс Трудлер "города" http://www.stihi.ru/2017/01/01/6368
20. Алёна Рычкова-Закаблуковская "Улитка времени" http://www.stihi.ru/2017/02/23/10041
24. Александра Герасимова "встань затемно" http://www.stihi.ru/2017/02/14/6710
28. Елена Наильевна "Про детство" http://www.stihi.ru/2017/04/20/2884
35. Валентин Емелин «Нимфалида» http://www.stihi.ru/2016/08/28/5913


Рецензии