Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912

               
                Поначалу, объёмное — плоским!
                Цвет по глазам хлёстко!
                Цвет яркий, локальный!
                Контраст красок —
                усилить звучность каждой,
                вытолкнуть образ за плоскость
                и удержать в картине
                сим напряженьем пружинным!
               
                Контраст сгармонизирован.
                Классическое равновесье
                "цвето-формного факта" и содержанья.
               
                Возглас Молчанья молча!
                И всё же  —  возглас!
                Возвещенье о небывалом
                явленьи  Красоты  миру:
                Человека  (бога!?)
                на коне красном!
               
                Купание красного коня!  Купанье — огня!
                Пламени погружение в воду
                и утвержденье на тверди берега (или — неба?).
                Из зыбкости —
                преображенье в уверенность!
                Стихиями — мужской и женской — правит
                нагой Георгий-Аполлон!
               
                ... Ещё двое всадников в этом виденьи.         
                Иль то мгновенья (разные) мистерии,
                представшие перед нами в одном, —
                воды освященья ?..
                водою крещенья ?..
               
                ... На красном коне всадник!
                ... В воду собрался?
                Вышёл на берег?
                Иль, всё же ...
                застыл в небе?
               
                Копыто взнесено!
                Потоком силы
                буранит конь воду!
                Взбурлилась стихия!
                Корабль-конь — разрезает,
                длинные волны будто               
                отпущенные поводья — следом.
               
                ... И вот уже с усмирённой страстью
                вывел всадник на берег.
                Конь глазом зорким
                косит
                в нашу сторону.
                Конь — весь готовность,
                молниеносная воля
                Георгия-Аполлона
                от нападенья коварного змия
                — человечества —
                защитить
                (с любопытством и вожделеньем
                уставилось
                на обнаженного героя
                в просвет прямоугольника).
                Плавно вздымается стать
                мощной шеи коня
                между точёных ног
                юного всадника!
                Георгий-Аполлон !..
                в самом начале геройства,
                Георгий ещё без доспехов.
                Змий — где-то.
                В будущем
                войн,
                революций ...
                В будущем постиженья себя —
                бога,
                святого ...
                Себя — человека ...
                Сейчас же — солнечное дитя! —
                юношескую силу — в свободу простора
                земли и неба!
                Конь поднял копыто ...
               
                Всадник в себя погружён,
                отрешился от мира
                созерцаньем духовных глубин.
               
                Короткой уздою правит,
                лаской повелевает
                застыть на миг
                пред "объективом" глаза художника ...
                пока оттягивается тетива восторга,
                пока не устремила в вечность
                Стрелу Победы!
               
                19.2.97


Рецензии