О чрезмерной жалости
http://www.stihi.ru/avtor/nzagumenov
* * *
Чрезмерно глубокое покаяние опасно тем, что (в силу периодического стремления
всех систем к равновесию) оно рискует со временем быть скомпенсированным своей
противоположностью – цинизмом и новыми проступками – мнимыми и настоящими.
Поэтому лично я стараюсь избегать едкого и болезненного раскаяния в том, что
не заслуживает его.
По-видимому, наряду с демонами уныния и печали существует и демон раскаяния. Их
главная задача – мучить и терзать человека, а при случае и погубить. Зная об этом,
гораздо легче отличать свои собственные движения души от паразитных.
Пройдя в своё время через фазу острой жалости к детям и старикам, я был вынужден
проанализировать её природу, уж больно нестерпимой она становилась моментами.
И я пришёл к парадоксальному выводу о том, что она является результатом (следствием,
проекцией и порождением) очень утончённого, скрытого высокомерия. То есть, она имеет
люциферическое происхождение, что объясняет её мучительную природу.
Сострадание всегда направлено сверху вниз. Раб физически и психологически не в
состоянии сострадать бичующему его надзирателю. Для этого он должен каким-то образом
возвыситься над ним, например, в моральном отношении, как Иисус Христос над Его
палачами. "Не ведают, что творят!.."
Но во многих случаях преступления связаны не с неведением, а с осознанной любовью ко
злу. Тонкой разновидностью этого зла является болезненная жалость к другим, которая в
известном смысле является преступлением по отношению к самому себе.
Помимо неосознанного высокомерия, она содержит и неведение о реальной расстановке
сил и достоинств между жалеющими и "жалеемыми". Немного нелогично рядовым жалеть
генералов. А ведь в моральном и духовном отношении таковыми "генералами" являются
те старики и старушки, которых мы жалеем, будучи духовными "рядовыми".
Поэтому я призываю к максимально возможной чуткости и зоркости во всём, даже по
отношению к тем движениям своей души, которые кажутся нам священными.
"Всё хорошо в меру!.." В том числе, и сожаления о "былом" и несбывшемся.
Если бы оно сбылось, мы бы обязательно нашли другой повод для страданий!..
(2017)
Свидетельство о публикации №117061005432
С уважением, Лариса
Лариса Ладомир 11.06.2017 09:48 Заявить о нарушении
Спасибо за интересное замечание! Хитренько замечу, что (в зависимости от взаимного
расположения сердец на шкале энергий) сострадание может приходить и свыше.
"От полноты сердца говорят уста". Так и от полноты сердца изливается, источается и
расточается вовне сострадание. Оно всегда связано с расходованием некоторой энергии,
которую можно назвать энергией любви или сострадания-милосердия. А поскольку тепло
может передаваться только от более горячего тела к более холодному, то и сострадание
всегда немного свыше - с точки зрения энергетического уровня его носителя.
Эффективно действующее, согревающее и исцеляющее сострадание не может идти "сниже".
Сниже идёт чувство противоположное состраданию - зависть. Если она белая, то желает
подняться до уровня, который вызвал в ней восхищение. Если чёрная, то пытается
понизить его до себя.
Есть три типа высокомерия - заниженное, завышенное и нормальное. Заниженное
высокомерие это чрезмерная скромность. Завышенное - это недостаточная скромность,
связанная с завышенной (высоко-) самооценкой (-мерием). Нормальное высокомерие - это
чувство собственного достоинства, соответствующее реальному энергетическому статусу.
Оно не имеет негативного смыслового оттенка.
Он окончательно исчезает при замене терминов "высокомерие" (гордыня) и "низкомерие"
(застенчивость) универсальным термином "мерие" или "энергомерие". В энергетическом
смысле сострадание это всегда нисхождение и даже снисхождение. Зависть - это всегда
восхождение и стремление ввысь, с целью овладеть или низвергнуть предмет своей
страсти. Поэтому не всякое стремление ввысь священно, и не всякое нисхождение грешно.
Жалость причиняет боль потому, что вместо расслабления, сопровождающего нисхождение,
она вынуждена постоянно карабкаться вверх, к той точке на шкале энергий, с которой
она себя ошибочно соотносит. Лучшее внутреннее лекарство от жалости - скромность.
Лучшее наружное, идущее извне - жестокость, потому что она быстро корректирует
завышенную самооценку, устраняя основную причину чрезмерной жалости.
По аналогии с высокомерием, можно выделить три типа жалости - недостаточную,
нормальную и чрезмерную. Чрезмерную мы уже обсудили, нормальная равна состраданию, а
недостаточная - безразличию, переходящему в жестокость. Здесь мы снова натыкаемся на
кольцевую или периодическую структуру, подобную той, которая была обнаружена нами в
"Антисадизме" (http://www.stihi.ru/2017/05/26/5107).
Настоящий "Корнеслов" - тот, в котором слова сгруппированы в такие "периоды" или
смысловые "спектры" (или "октавы"), содержащие весь набор значений некоторого
базового понятия, крайние точки которого являются антонимами.
С глубоким уважением, В.С.
P.S. Есть три типа уважения - недостаточное, нормальное и чрезмерное. Недостаточное
выражается в презрении, чрезмерное - в подобострастии. И лишь нормальное уважение
соответствует своему названию. Теперь понятно, как возникло понятие "видеть деяние в
недеянии, и недеяние в деянии", погубившее некогда могучую Индию. Это всё-равно, что
видеть уважение в презрении, и презрение – в уважении. С практической точки зрения,
это путь в никуда, в аморфное состояние.
Василий Слынько 11.06.2017 12:15 Заявить о нарушении
Лариса Ладомир 11.06.2017 15:14 Заявить о нарушении
выделять в речи не только пары антонимов, но и более общие триады понятий
(по указанному выше типу), которые являются выборками из непрерывных
смысловых спектров. Отдельные слова являются частными случаями СМЫСЛОВЫХ
СПЕКТРОВ, аналогичных солнечному.
Василий Слынько 11.06.2017 15:48 Заявить о нарушении