Шиваизм Бакунина
А. Блок
Индуистский бог Шива изображаемый с веревкой, на которую нанизаны человеческие черепа является божеством из верховной триады индуизма, наряду с творцом Брахмой и охранителем Вишну. Шива разрушитель, но разрушитель справедливый уничтожающий старое ради нового. Бог, обитающий на полях сражений и у погребальных костров.
Во истину, дворянин офицер и анархист Михаил Бакунин был русским воплощением этого арийского бога. Он был участником восстаний в Праге, Париже, Лионе и Дрездене, провел двенадцать лет в тюрьмах и ссылках в Саксонии, Австрии и России, где потерял все зубы, совершил фантастический побег из Сибири через Японию и Америку в Лондон. Александр Блок сравнивал его со «стихией огня».
Последователь Прудона, космополит, и автор идеи создания ныне осуществившегося Евросоюза Бакунин был сто процентным романтиком и идеалистом. Он видел будущее общество как : « … строй ни чем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей." Что на практике означало уничтожение государства, отмену всякой наследственной собственности, передачу земли общинам земледельцев, а фабрик — рабочим артелям, уравнение прав женщин с мужчинами, упразднение брака и семьи и общественное воспитание детей.
Шиваизм Бакунина проявляется и в отрицании, патриотизма, бога и семьи. Ему принадлежат слова: "У нас нет отечества. Наше отечество -- всемирная революция".
Да именно Бакунину принадлежит идея создания Евросоюза: «Всеобщий мир будет невозможен, пока существуют нынешние централизованные государства. Мы должны, стало быть, желать их разложения, чтобы на развалинах этих единств, организованных сверху вниз деспотизмом и завоеванием, могли развиться единства свободные, организованные снизу вверх, свободной федерацией общин в провинцию, провинций в нацию, наций в Соединенные Штаты Европы».
И жажда Троцкого экспортировать революцию и объединение Европы в единое государство, и современная ювенальная юстиция при которой у «недостойных» родителей государство отбирает детей, это все развитие идей Михаила Алексеевича.
Он родился после победы России над Наполеоном. Отец Михаила был высокопоставленным чиновником и дворянином, он большую часть жизни прожил за рубежом и сочувствовал декабристам. С 14 лет Михаил учился в кадетском корпусе и до 20 лет служил в армии, отсюда его боевой дух. Во время декабрьских событий Михаил был двенадцатилетним подростком,
В 1840 году Бакунин уехал в Германию, поступил в Берлинский университет и начал свой путь революционера сначала в философских кружках, а за тем на баррикадах. Судами Саксонии и Австрии Михаил Бакунин был дважды приговорен к смертной казни за участие в революции 1848 – 1849 годов. В 1851 он был выдан Австрией правительству Николая Первого и после 6 лет заключения в 1857 сослан в Сибирь откуда бежал через четыре года и вновь включился в западноевропейское революционное движение. В 1870 году вспыхивает восстание во французском Лионе, Бакунин снова на баррикадах он с Парижской коммуной.
Бакунину принадлежат знаменитые слова: “Свобода без социализма это – привилегия, несправедливость... Социализм без свободы это рабство и скотство”.
Карл Маркс учит русский язык, что бы читать Бакунина в оригинале, сам Бакунин ведёт отчаянную пропагандистскую войну против Маркса, за, что русского Шиву выгоняют из промарксисткого Первого Интернационала.
Маркс видит переходным периодом от капитализма к коммунизму диктатуру пролетариата, что бы отнять у буржуазии политическую власть и собственность, то есть по Марксу государство должно медленно отмирать.
Бакунин считал, это бредом, он ненавидел любую диктатуру и верил в то, что общество может сразу перейти от капитализма к безвластию, под которым Бакунин понимал самоуправлению трудовых, местных общин. “Если завтра будут установлены правительство и законодательный совет, парламент, состоящие исключительно из рабочих, эти рабочие, которые в настоящий момент являются такими убежденными социальными демократами, послезавтра станут определенными аристократами, поклонниками, смелыми и откровенными или скромными, принципа власти, угнетателями и эксплуататорами”. Любая власть по Бакунину создает привилегии для обладающих ею и стремится прежде всего увековечить себя. Утверждая во всём приоритет науки, учёных Бакунин тоже отстранял от власти: “Дайте им полную волю, они станут делать над человеческим обществом те же опыты, какие, ради пользы науки, делают теперь над кроликами, кошками и собаками”. Он сметал всё оставляя только веру в свободу, солидарность и самоорганизацию общества. «Свобода и солидарность, свобода и солидарность» из текста в текст повторял Бакунин словно мантру. Практически как человек идеалистического типа он их обожествлял.
Маркс называл Бакунина фантастом.
Из опыта войны с австрийцами, и споров с немцем Марксом, Бакунин вынес свой революционный панславизм и ненависть к немцам, как к насаждателям «казарменной культуры». В этом отношении он был пророком: “Они сосредоточат бразды правления в сильной руке, потому что невежественный народ требует весьма сильного попечения; создадут единый государственный банк, сосредоточивающий в своих руках все торгово- промышленное, земледельческое и даже научное производство, а массу народа разделят на две армии: промышленную и землепашественную под непосредственною командою государственных инженеров, которые составят новое привилегированное науко-политическое сословие”. “Они только враги настоящих властей, потому что желают занять их место...” – писал Бакунин о “доктринерской школе немецких коммунистов”.
Он считал, что сами славяне никогда бы не создали государства ибо прекрасно жили общинами. Он считал, что государство создают народы завоеватели такие как англо-саксы и особенно немцы, который Бакунин особенно не любил, по этому его главная книга называется: "Кнуто-германская империя". И в своей не любви к немцам Бакунин был отчасти пророк – именно Германия породила Гитлера забравшего у славян десятки миллионов жизней.
О Бакунине в книге «Русская идея» Николай Бердяев (1874 — 1948) писал: «Он делает жуткое предсказание: если какой-нибудь народ попробует осуществить в своей стране марксизм, то это будет самая страшная тирания, какую только видел мир. В противоположность марксизму он утверждает свою веру в стихийность народа, и прежде всего русского народа. Народ не нужно готовить к революции путем пропаганды, его нужно только взбунтовать. Своими духовными предшественниками он признавал Стеньку Разина и Пугачева. Бакунину принадлежат знаменательные слова: страсть к разрушению есть творческая страсть. Нужно зажечь мировой пожар, нужно разрушить старый мир. На пепелище старого мира, на его развалинах возникает сам собой новый, лучший мир»
Не любил немцев Бакунин за их педантизм и страсть к порядку, а следовательно иерархии и государству. Он полагал, что славяне могут стать очагом всеплеменной, социальной революции, потому, что в противоположность славяне не питают страсти к государственной дисциплине: “Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним ни являлись”.
Альбер Камю писал: «..у первых русских революционеров-декабристов понятия о добродетели еще существовали... «Наши отцы были сибаритами,— писал один из них, Петр Вяземский,— а мы — последователи Катона». К этому прибавлялось одно убеждение, дожившее до Бакунина и эсеров девятьсот пятого года,— убеждение в очистительной силе страдания».
Страсть к разрушению и вера в очистительную силу страдания, вот бакуниниский архетип.
Проблема в том, что учение Бакунина есть проекция его личности, мятежной, жаждущей приключения, свободы и справедливости, но неспособной к простой последовательной и нудной работе, без которой невозможно созидание. «Утверждают, что должно прежде всего научить народ, а когда он научится и поймет свои права и обязанности, тогда только можно его бунтовать. Тут сейчас же является вопрос, чему вы станете учить народ? Не тому ли, чего сами не знаете, не можете знать и чему сами должны прежде всего выучиться у народа?»
Только в начале 20 – го века анархисты в лице толстовцев стали пытаться «учиться у народа» - строить некое параллельное общество, используя коммунистические идеи в сплаве с христианством.
Бакунин не хотел ни какой нужной рутины, он считал, что всё уже есть и задача интеллигенции - не просвещать мужика , а поднимать его на бунт. А дальше всё сложиться само собою.
Главное, что:
1) вся земля, принадлежит народу, орошающему ее своим потом
2) право на пользование землёю принадлежит не лицу, а всей общине, которая её распределяет между своими членами
3) Государство долой. Даёшь общинное самоуправление
Бунт, разбой и революция, вот лекарства, которые предлагал Михаил Алексеевич, против «неметчины» - несвободы и эгоизма. Вот его погребальный костёр.
Яростный Шиваизм Бакунина возможно был лишь внешней защитной оболочкой его мягкой женской души несшей в себе семейные и армейские травмы.
Свидетельство о публикации №117060808694