Зеркало мира в душе поэта, учёного, философа

                Ум человека уподобляется неровному зеркалу,
                которое, примешивая к природе вещей свою природу,
                отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде.

                Френсис Бэкон



В XV веке Алишер Навои написал знаменитую поэму «Фархад и Ширин».  В ней есть строки, посвящённые всевидящему «зеркалу чудес», таящемуся в сказочном «замке-талисмане»:

                Не пиала, а зеркало чудес,
                Всевидящее око, дар небес,
                Весь мир в многообразии своём,
                Все тайны тайн отображались в нём.
                События, дела и люди, всё,
                И то, что было, и что будет, всё.
                С поверхности был виден пуп земной,
                Внутри вращались сферы, до одной.

В конце XX века, в 1979 году,  Константин Никольский написал песню, посвящённую «зеркалу мира». Песня стала хитом на многие годы:

                Сущность явлений, лет вереница,
                Лица друзей и маски врагов,
                Ясно видны и не могут укрыться
                От взора поэта, владельца веков.
   
                Свет дальних звёзд и начало рассвета,
                Жизни секреты и тайны любви,
                В миг вдохновения, солнцем согретый, 
                Всё отражается в душе поэта –
                В зеркале мира...
   
                В зеркале видно, кто и как жил.
                Видно, кто песню-неправду сложил.
                Видно, кто хочет, чтоб всё было ночь.
                Видно, я должен людям помочь.
   
                Зеркало мира есть у меня,
                Хочешь взглянуть – так не бойся огня,
                Этот огонь воспоёт моя лира.
                Пусть люди знают – есть добрая сила
                В зеркале мира.
   
                Новое утро – добрая весть.
                Доброе утро – новая песня.
                Ясен мой путь и послушна мне лира,
                Голос поэта снова зовёт вас заглянуть
                В зеркало мира...

В этой культовой песне душа поэта – «зеркало мира».

В отличие от восторженных пиитов у сухарей-учёных на роль «зеркала мира» претендуют скучные и малопонятные обывателю научные теории, основанные не на буквах и словах, а на цифрах и уравнениях. Как говорят в Одессе, язык поэта и язык физика – это две большие разницы.

Но, как оказалось, несмотря на все выдающиеся достижения науки, язык современной физики, которая претендует на роль точного, «зеркального» отражения действительности, для этого мало подходит. Прекрасно описывая «физику в ящике», некие малые, локальные подсистемы Космоса, ни одна, подчёркиваю, НИ ОДНА, физическая теория не способна охватить своим научным взором всю необъятную и нелокальную Вселенную. Чего-то в научной теории не хватает, как и в недоваренном супе: то ли соли, то ли перцу. То ли Времени, то ли сознания.

Вот что пишет по этому поводу знаменитый американский физик Ли Смолин в своей недавней книге «Возвращение времени» [1]. 

«Мы готовы пересмотреть предположения, которыми руководствовались физики со времен Ньютона. Прежде мы думали, что такие теории, как механика Ньютона или квантовая механика, годятся на роль фундаментальной теории (если бы её удалось построить), ИДЕАЛЬНОГО ЗЕРКАЛА МИРОЗДАНИЯ, так что все явления соответствовали бы посредством математики этой фундаментальной теории. Сама структура ньютоновой парадигмы, основанной на вневременных законах, действующих во вневременном пространстве конфигураций, считалась необходимым элементом этого построения. Я утверждаю, что эта метафизическая фантазия гарантированно приведёт нас к путанице, лишь только мы попытаемся применить её ко всей Вселенной».

То, что доступно взору поэта, ускользает от взгляда физика и математика. Как оказалось, без фундаментального Времени в науке – никуда. Тем не менее наука Время упорно не замечает. Мол, не царское это дело.

Это восторженному пииту доступно, как сказал Уильям Блэйк:
 
                В одном мгновенье видеть вечность.
                Огромный мир – в зерне песка.
                В единой горсти – бесконечность
                И небо – в чашечке цветка.

А в науке всё не так. Фундаментальное Время в фундаментальной науке, увы, отсутствует. Нет фундаментального Времени – нет «зеркала мира». Не увидишь ни времени, ни вечности, ни бесконечности, не познаешь «небо», не узришь  огромный мир ни «в зерне песка», ни в целой «сахаре» цифр и уравнений.  Ох уж эта наука!

А вот в далёкой от науки, но близкой к мудрости восточной философии, как и в поэзии,  тоже есть мистическое «зеркало мира». Оно появляется не с помощью букв или цифр, не посредством слов или уравнений, а путём трансформации, преображения сознания.  На смену науке и технике Запада приходят йога и психотехника Востока. Научные опыты и эксперименты с «внешним миром» уступают место медитации и созерцанию внутри себя, которые и ведут к обретению недоступного современной науке «зеркала мира».  Это «зеркало мира», которое таится не в учебниках по физике, не в сказочном «замке-талисмане» и даже не в душе поэта, но в сознании Будды, буддисты называю «нирвана».

«Наконец разум Сиддхартхи достиг четвёртого уровня сосредоточения, и перед ним засиял свет нерушимого покоя нирваны, Великого Освобождения. Здесь Сиддхартха вошёл в состояние транса (самадхи) Океанического Отражения, когда его сознание уподобилось безграничной поверхности мирового океана в состоянии полного штиля, когда зеркальная гладь неподвижных вод отражает в себе все феномены. В этот момент Сиддхартха Гаутама, царевич из клана Шакьев, исчез, и в мире появился Будда (Buddha) — Пробуждённый, Просветлённый» [2].

Великое Освобождение сознания дарует сознанию Будды «зеркальную гладь», которая отражает в себе все феномены Мира, «весь мир в многообразии своём»:

                События, дела и люди, всё,
                И то, что было, и что будет, всё.

Этот миг называется в буддизме Пробуждением. В этот миг сознание человека, букашки мироздания, становится способно объять необъятное – всю Вселенную. В этот миг сознание человека – обывателя, поэта, учёного – покидает королевство кривых зеркал, в которое вторгает его двойственное различающее сознание, и пробуждается в Царстве Таковости. В этот миг исчезают маленькое внутреннее «я» и большая внешняя Вселенная. В этот миг Будда сливается со Вселенной в Единое Целое. В этот миг на смену искажающему мир со-знанию приходит идеальное зеркало Знания. В этом зеркале отражается весь Мир.

Для человека, которому посчастливилось обрести зеркало мира и  увидеть мир таким, как он есть, мир без искажения его двойственным различающим сознанием,  удаётся постичь не только все «тайны тайн», не только  «сущность явлений, лет вереницу», не только «лица друзей и маски врагов», не только «свет дальних звезд и начало рассвета, жизни секреты и тайны любви», не только «кто и как жил»...
 
Говоря словами Артура Шопенгауэра, он познаёт, что «этот наш столь реальный мир со всеми его солнцами и млечными путями — ничто» [3].

За этим псевдореальным «ничто» скрывается истинное «всё»: «вечность», «бесконечность», «небо», «огромный мир». Всё это отражается в «зеркале мира», таящемся не в сказочном «замке-талисмане», но во Времени как фундаменте мироздания, служащем истоком как различных форм материи, так и различных форм сознания: от низших, искажающих мир, до высших, зеркально отражающих его. 

Ищущий да обрящет!
_______________________________________________________
1. Ли Смолин «Возвращение времени.  От античной космогонии к космологии будущего». Глава 9
2. Е.А. Торчинов  «Введение в буддизм». Глава 1
3. Артур Шопенгауэр «Мир как воля и представление»


Рецензии