35. Цвет хлеба

35.  Цвет хлеба


Адам обречен Богом добывать хлеб насущный в поте лица ( а Ева — рожать в муках детей своих).

В ежедневной молитве христианин просит Отца Небесного: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».

В Евангелии есть притча о работнике, засеявшем поле пшеницей: пока он спал, его враг посеял между рядами пшеницы сорную траву - плевелы.  Работник дал зерну созреть и только потом отделил зерно от плевел.

Иисус так растолковал значение притчи своим ученикам: враг —  это Сатана, хорошее и плохое семя —  праведники и грешники, а жатва —  синоним Страшного Суда, когда жнецы, Божьи ангелы явятся отделить избранных от осуждённых.

Рай, земля обетованная —  это, по Библии, земля пшеницы, злачное место, буквально —  хлебное место.

Иисус говорил апостолам: «Аз есмь хлеб новой жизни».

На Тайной вечере ученики Христа преломляли хлеб.

В таинстве Святого Причастия, во время Евхаристии  хлеб пресуществляется в Тело Христово. 

Спасибо тебе, русский хлеб, за то, что мы тебя ели в детстве.


Конечно, хороши по-своему:

армянский лаваш,

грузинский шоти,

еврейская маца,

украинская паляница,

кавказский чурек,

французский багет,

арабская пита…


Заманчивы, особенно вчуже:

нормандский бриошь,

испанская чиабатта,

немецкий пумперникель,

люксембургский брецель,

итальянская фокачча,

мексиканская тортилья,

индийские чапати,

китайский баобин,

эфиопская инжера…


Что ты берешь? Опять бриошь?

В рот тебе тортилья, горгулья!

А мой пудель предпочитает штрудель.

Но если среди всего этого разнообразия, вдоволь наевщись пиццы, набаловавшись круассанами и штруделями, мы не забыли черный каравай, серую буханку, белую сайку, значит, остаются они для нас неким эталоном «хлебности».

Преосуществились в нас.

Плотью нашей стали.

Сорта хлеба, памятные с детства, распробованные острым детским вкусом, с тех пор уж  не вкушаемые, но оставшиеся на дне памяти, как нечто основополагающее:

Ржаной каравай. Хлеб-соль, почет гостю. Радушие. Открытость. Символ круглой Земли.

Пшеничная сеянка. Кирпичик в строительстве жизни.

Хрестоматийный белый батон. Пухляво-нежный внутри, как бы оплетенный в тонкую золотистую корочку снаружи. Как новорожденный младенец в пеленке.

Булка городская. По-болгарски булка — невеста. Подруга сердечная простого горожанина.

Сайка. По-эстонски sai -  белая мука. Видимо тот же корень, что и в слове сеять. А ну, кусай-ка!

Плетенка. Пожалуй, самая красивая из всех сортов белого несдобного хлеба. Переплетающиеся полоски теста. Символ зажиточности,  сложившейся жизни.

Запах булочных детства.

Что в них продавалось тогда?

Сокровища Али-бабы!


Сдоба с изюмом.

Плюшка с корицей.

Калач московский.

Рогалики слоеные.

Бублики, баранки, сушки.

Черные сухари.

Белые сухари.

Сухарики ванильные.

И собственно серый хлеб.

Это его чаще всего называли — буханка.

И покупали каждый день.

Без затей, без всякого там тмина, кориандра, мускатного ореха, корицы ли, ванили или прочего баловства.

Самый чистый по вкусу.

Самый честный по цене.

Родной.


Слова, родственные «родине»:


Рожь.

Роды.

Роженица.

Новорожденный.

Рождество.

Родник.

Род.

Родные.

Родослов.

Родомысл.

Народ.


Рецензии