35. Цвет хлеба
Адам обречен Богом добывать хлеб насущный в поте лица ( а Ева — рожать в муках детей своих).
В ежедневной молитве христианин просит Отца Небесного: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».
В Евангелии есть притча о работнике, засеявшем поле пшеницей: пока он спал, его враг посеял между рядами пшеницы сорную траву - плевелы. Работник дал зерну созреть и только потом отделил зерно от плевел.
Иисус так растолковал значение притчи своим ученикам: враг — это Сатана, хорошее и плохое семя — праведники и грешники, а жатва — синоним Страшного Суда, когда жнецы, Божьи ангелы явятся отделить избранных от осуждённых.
Рай, земля обетованная — это, по Библии, земля пшеницы, злачное место, буквально — хлебное место.
Иисус говорил апостолам: «Аз есмь хлеб новой жизни».
На Тайной вечере ученики Христа преломляли хлеб.
В таинстве Святого Причастия, во время Евхаристии хлеб пресуществляется в Тело Христово.
Спасибо тебе, русский хлеб, за то, что мы тебя ели в детстве.
Конечно, хороши по-своему:
армянский лаваш,
грузинский шоти,
еврейская маца,
украинская паляница,
кавказский чурек,
французский багет,
арабская пита…
Заманчивы, особенно вчуже:
нормандский бриошь,
испанская чиабатта,
немецкий пумперникель,
люксембургский брецель,
итальянская фокачча,
мексиканская тортилья,
индийские чапати,
китайский баобин,
эфиопская инжера…
Что ты берешь? Опять бриошь?
В рот тебе тортилья, горгулья!
А мой пудель предпочитает штрудель.
Но если среди всего этого разнообразия, вдоволь наевщись пиццы, набаловавшись круассанами и штруделями, мы не забыли черный каравай, серую буханку, белую сайку, значит, остаются они для нас неким эталоном «хлебности».
Преосуществились в нас.
Плотью нашей стали.
Сорта хлеба, памятные с детства, распробованные острым детским вкусом, с тех пор уж не вкушаемые, но оставшиеся на дне памяти, как нечто основополагающее:
Ржаной каравай. Хлеб-соль, почет гостю. Радушие. Открытость. Символ круглой Земли.
Пшеничная сеянка. Кирпичик в строительстве жизни.
Хрестоматийный белый батон. Пухляво-нежный внутри, как бы оплетенный в тонкую золотистую корочку снаружи. Как новорожденный младенец в пеленке.
Булка городская. По-болгарски булка — невеста. Подруга сердечная простого горожанина.
Сайка. По-эстонски sai - белая мука. Видимо тот же корень, что и в слове сеять. А ну, кусай-ка!
Плетенка. Пожалуй, самая красивая из всех сортов белого несдобного хлеба. Переплетающиеся полоски теста. Символ зажиточности, сложившейся жизни.
Запах булочных детства.
Что в них продавалось тогда?
Сокровища Али-бабы!
Сдоба с изюмом.
Плюшка с корицей.
Калач московский.
Рогалики слоеные.
Бублики, баранки, сушки.
Черные сухари.
Белые сухари.
Сухарики ванильные.
И собственно серый хлеб.
Это его чаще всего называли — буханка.
И покупали каждый день.
Без затей, без всякого там тмина, кориандра, мускатного ореха, корицы ли, ванили или прочего баловства.
Самый чистый по вкусу.
Самый честный по цене.
Родной.
Слова, родственные «родине»:
Рожь.
Роды.
Роженица.
Новорожденный.
Рождество.
Родник.
Род.
Родные.
Родослов.
Родомысл.
Народ.
Свидетельство о публикации №117060706272