Стихотворение месяца 52 - Обзор автора Алексв

 
Здравствуйте, товарищи! Традиционно извиняюсь, если кого обижу своей неграмотностью, а также - за краткость рецензий - ангиной болею, соответственно плохо думается и пишется..

1. "Бело-черное или мечтать не вредно"
3/4
"природе-погоде" - рифма, на мой взгляд, довольно затертая. Да и большинство прочих не идеальны - или грамматические, или не очень точные, в "чахну-витаминов" и вовсе рифмы нет.
"После...марта...Шел... апрель" - очень уж очевидное утверждение, что бы тратить на него 2 строки! :)  И эпитеты, приложенные к месяцам, эту очевидность оставляют. Может, уйти от "после...шел"? К примеру - "После выходок зимнего марта хулиганит со снегом апрель".
"Птичек трель" как-то тоже не очень
С оптимизмом звучит по утрам."
"Птичек трель.. не очень с оптимизмом" - звучит не очень! :) может, вместо "с оптимизмом" выбрать другое слово - "позитивно", "органично"..

В красках лирики мной о природе
Ни одной не писалось строки.
Вдруг нашло! Я пишу. О погоде.
(И с мечтою, что выйдут СТИХИ!)
................................
После долгого зимнего марта
Шел противно-угрюмый апрель,
Разбивая в дороге азартно
Все надежды на "сказочный день".
Робко выглянув, сжались листочки.
Расцвести передумал каштан.
"Птичек трель" как-то тоже не очень
С оптимизмом звучит по утрам.
Я все больше хирею и чахну:
Мне бы "солнечный лучик", тепла!
Подкосил дефицит витаминов
И "всевремядождь" вид из окна.
Вот и май. Помоги же пропащей!
Раззадорь-ка лентяйку-весну!
Обожаю ее настоящей,
А подделку взамен не приму!
Календарь-бюрократ беспощадно
Нам в остатке дает 20 дней.
Май, успей! Не хочу безотрадно
Попрощаться с весною своей!
................................
И опять каждой строчкой иронии
Защищаю себя от тоски:
Моя жизнь обернулась пародией.
(А мечталось, что будет - СТИХИ!)
*****
2. "Дочери"
4/5
На моих плечах сейчас такая же наездница сидит, и "мама еёная" тоже горазда на трёпки за несанкционированные  переохлаждения, так что стих мне близок! :)
В "раскаянием" надо "и" на "ь" сменить, наверное, что б в ритм попасть?

И было так: исчезло вдруг светило,
не стало слышно ни людей, ни птах,
по лесу градом било-колотило,
а ты смеялась на моих плечах
и не боялась ни грозы, ни града,
а я бежал, раскаянием томим,
что так увлёкся я, моя отрада,
столь неумелым плаваньем твоим.
Естественно, мы простудились оба,
естественно, досталась трёпка мне,
а ты назавтра вновь была готова
скакать под градом на своём коне.
Ещё ребёнком ты была отважна,
а я боялся только за тебя.
Ты далеко. И так ли это важно,
что я боюсь, скучая и любя?
*****
3. "Так на века"
5/4
Вроде все хорошо..
" Но смерть ли? Посмотри - в земле рука,
В ней крестик сжат, храня для жизни тело. " - с одной стороны, отсылка к христианству понятна. С другой - "в земле рука" - звучит не логично. И "храня для жизни тело" - не совсем понятно во взаимосвязи с "крестиком", вроде же крестик хранит для вечной  жизни душу, а не тело?

                Памяти друга
Седые облака. Небес равнина.
Естественно от "бога полотно".
Так есть, так было, будет...всё одно:
В высоком - жизнь, а смерть - всегда низина.
Но смерть ли? Посмотри - в земле рука,
В ней крестик сжат, храня для жизни тело.
Весной оно травой зазеленело...
Росой легли седые облака.
Так на века. Бежишь с утра по лугу -
Ты небом дышишь в шаге от земли,
А в облаках курлычут журавли,
Свой путь за жизнью пролагая к югу.
Зелёный шум...низины голоса
Уносит ветер в вечную равнину...
Ты снова переждёшь для жизни зиму,
А по весне ты...облако...роса...
*****
 

4. "Банальные рифмы"
4/3
Интересно, какая банальная рифма может служить эталоном банальности? "Кровь-Любовь", как вариант.. Я думаю, все зависит от контекста, бывают стихи, которым можно простить самую заезженную рифму, - если чувствуешь, что без неё не обойтись. Чаще, конечно, банальность рифмы соседствует с "банальностью смысла". Данный текст - ну я бы ругать за рифмы не стал. Но и хвалить тоже. Алеет-белеет, вскипит-скрипит - глагольные, конечно, но какие ещё использовать, что бы оправдать лейтмотив стиха? Вобщем, любит автор банальные рифмы - его право.. Как, к примеру, моё право - не любить! :)

Банальные рифмы ругают обычно.
Но надо ли слушать молву?
По мне эти рифмы весьма симпатичны,
Я ими дышу и живу.
     Проходят года, забываются лица,
     Но видел не раз наяву,
     Как буря у Пушкина воет, и злится,
     И кроет небес синеву.
Бывает, приснится: в холодной землянке,*
Забыв про домашний уют,
Солдаты поют о любимой смуглянке,*
Про синий платочек* поют.
     А утром, как только заря заалеет,
     Как только мой чайник вскипит,
     Я вижу, как парус над морем белеет,
     Я слышу, как мачта скрипит.
И всюду простые знакомые рифмы,
И голову зря не морочь,
Стихи и без рифмы - лишь мысли да ритмы,
Как в песне про тёмную ночь.*
     В России поэтов бесчисленно много,
     А рифма - любая б/у.**
     Так надо ли рифму судить очень строго?
     Так надо ли слушать молву?
_______________
* - песни сороковых годов 20-го века.
** б/у - бывшая в употреблении
*****
 

5. "Хранитель снов"
3/4
"Несёт чёрный мешок" - сбой ударения. Может, "носит"?
 
Мимо улиц пустых
Вдоль ночных мостовых
Одинокий старик
На горбатой спине
Несёт чёрный мешок
Мимо тёмных дорог,
Свой морщинистый лик
Открывая луне.
Мимо тёмных красот
Не сребро он несёт,
Но весьма дорогой
Очень дивный секрет.
В его чёрном мешке
Он несёт снов букет,
Стерегущих покой
Тихих и непосед.
Царства вечных снегов
И поляны цветов,
И другие места,
Что придумал Морфей,
Несёт людям старик,
Чтобы в сон их проник
Сновидений каскад
И гласа дивных фей.
*****

6. "Она и он"
4/5 Мне понравилась история безликих служащих модоторговли.. :) Технично, образно, сюжет неплох. Финальное 4-стишие впечатлило в меньшей степени..

В бутике служат она и он
Бессменно, даром и ежедневно.
Они не знают своих имён,
Но нет претензий у манекенов.
На двух овалах безликих лиц
Застыли маски немых эмоций.
Порой сквозь толщу витринных линз
В бутик с мольбертом заходит солнце
И манекенам наводит лоск
Под стать маститым визажным профи:
Вплетает блёстки в пучки волос,
Рисует губы, ресницы, брови...
Зрачки фильтруют слепящий свет.
Скрипят суставы, размяться надо.
Она – на выход, а он – ей вслед
Не без боязни, но без возврата.
Они на воле – одни из нас:
Отчасти зомби, слегка с приветом,
Идут несмело, как в первый класс,
И замирают при встрече с ветром...
Уставший город ложится спать,
Но манекенам в ночи не спится:
– Когда же солнце взойдёт опять
И нам лучами раскрасит лица?
*****
7. "Маэстро плена, или Человек-планета"

5/3

Прикольное "П-творение"!  Пожалуй, пять поставлю. По первому пункту.. поелику, попробуй, поэт, посочиняй подобное полотно, пять потов прольешь! Паки... Житие мое.. :))

...А вот по пункту "художеств" - я не проникся..
Поджарый перл планеты, покорив принцессу,
Пьяня порханием причуд прекрасный пол,
Плененье публики palazzo произвёл,
Привязанности пары посвящая пьесу.
Потрясший пластикою пальцев, птах прогресса,
Призванием познавший папский произвол,
По праву приобрёл признания престол,
Полвека пребывая под пристрастным прессом.
Прервав, планидой призрака, порой печальной,
Поход правителя, последний погребальный,
Проклятье пришлое пред почестью падёт.
Пускай, прельстителя посмертный путь пустынен,
Пленявший пылкостью пассажей Паганини,
Поныне продолжает пламенный полёт.
--------------------------------------
*вспомним путь человека-планеты
* palazzo – дворец
*****
8. "Ничей"
5/4
Понравились сердечные сумки. Не очень впечатлила финальная строка. "уходят все, но по причинам разным." - как то уж очень очевидный факт.

Простите за неровность фраз и рифм,
за слабое мерцание былого
в моих стихах,  за правду на разрыв
сердечных сумок. Что там носят снова?
Мне не понять иудиных речей,
как не понять блаженство быть рабами.
Пока  живу,  пока дышу — ничей
хочу остаться между жерновами
истории,  сознания и строк,
что воплотились  —  только б не напрасно!
Хочу уйти, когда придёт мой срок —
уходят все, но по причинам разным.
*****
9. "О траектории полётов"
4/5
На мой неискушенный взгляд - все хорошо! Эмоционально, живо, образно.

Нюхали землю, падая,
пахла, как в детстве, кладами.
Ах, как была рада я
пошелестеть над гадами,
ящеркой юркнуть в тайное,
хвост заложить для тебя,
место найти райное
– и целоваться в поля.
Падали в небо с визгами
стра-а-шно, а вдруг медведица!
В небо – всегда с ирисками,
можно с подружкой встретиться.
Сонька... чулочки в сеточку...
Перышко вырвав яркое,
засеребрить веточку,
петь до утра жАркое.
Грохнуться носом в радугу
(вновь под ногами скрючилась!).
Слева внизу – Ладога!
– Сонька! как я соскучилась!
Выломать зуб мудрости,
– Нате! за так! богатая!
Бросьте на час в юность... и
– вновь на любовь заклятая.
Пеночкой шмыгнуть в зарево,
солнце дразнить майское,
падать в сиреней варево,
– это и есть райское!
……………………………
Нюхали землю, трогали,
ей же клялись беспамятно,
жгли да писали – гоголи –
и засыпали...
намертво.
*****
10. "Сны возникают запросто..."
4/5
Очень даже неплохие сны. Если попридираться, то в "Слаще бывает патоки"  - чудиться мне легкая инверсия. "Улочки преткновения были забиты тиною И растворялись полностью в города консоме." - образ не совсем ухватил, консоме - это ж "крепкий и сильно посоленный бульон с пирожком"?

Сны возникают запросто, в памяти ли, в сознании.
Щёлкнешь случайно пальцами, раз - и приснится сон!
Мы в предвкушенье запуска, сон управляет нами - и
Слаще бывает патоки, если хороший он.
Помню долину сочную, небо с крутыми скалами,
Я сквозь траву высокую шла на туманный фьорд.
Пахло дождём, и сонное счастье цвело фиалками,
Лунной кувшинкой, сорванной в гуще зелёных вод.
Помню ещё мгновения сна, нестерпимо длинного,
Слепо брела я в полисе, сложенном из камней.
Улочки преткновения были забиты тиною
И растворялись полностью в города консоме.
Так почему сбываются сны и чего хотят от нас?
Можно ль завязнуть в мареве брошенных городов?
Эти шарады матрицы я утащу на древний Марс,
Сон мне приснится маятный - и не поймёт никто!
Я бы свернулась в соннике буквою, иероглифом,
Но тороплюсь в знакомое, чтоб не остаться "за".
Грань ощутимо тонкая, я засыпаю, только бы...
Мне бы проснуться в комнате,
в самой любимой комнате,
просто открыв глаза.
*****

11. "Сударушка"
4/4
Неплохая песня. "Замирая, с прилежанием предложить союз сердец" - почему с "прилежанием", это ж не урок правописания..

Теремок в цветном узо'рочье, наверху резной конёк.
Ах, суда-суда-сударушка, загляни на огонёк!
Стол накрою ради праздника; праздник всей моей души,
Если бы сюда, сударушка, почаёвничать зашли.
Самовар пыхтит, старается. Кот на лавочке мурчит.
Он доволен – для красавицы стал певуч и голосист.
Он поёт, а мы из блюдечек пьём неспешно травный чай.
И настанет та минуточка: руку трону невзначай.
Утону в зелёном омуте колдовских весёлых глаз.
Время в миге зачарованном остановится для нас.
И тогда, прервав молчание, я отважусь наконец,
Замирая, с прилежанием предложить союз сердец.
Я тогда бы, слово за слово, о любви заговорил.
Как приятен голос ласковый, как Ваш облик люб и мил.
И о том, что тёмной ночкою Вами грежу наяву,
И одну далёку звёздочку милым именем зову.
Подмигнёт тепло и радужно, без утайки, – я и рад.
Всё отда'л бы я, сударушка, за один такой же взгляд.
И слова, что втайне коплены, разольются, как ручьи.
И растопят в сердце лёд они – так просты и горячи.
Только дни за днями катятся, а сударушки всё нет.
Долго ль бедному мне маяться, – кто бы мудрый дал совет.
Эх, любовь неразделённая, к счастью или на беду…
Где же бродишь ты, судьбинушка? Верю я, надеюсь, жду.
Теремок, а дверь открытая, вьётся по ветру дымок.
Ах, суда-суда-сударушка, загляни на огонёк!
Стол накрою ради праздника; праздник всей моей души,
Если б Вы, суда-сударушка, почаёвничать зашли.
*****
12. "Круги своя..."
4/4
"Растрачена жизнь, но как бы не та."  - не какая "не та"?
"ненужных побед, но там – беднота." - где - "там"?
"ты что-то простишь и мне в тишине." -  "и" кажется заплаткой.

Не так уж и много эмоций осталось.
Растрачена жизнь, но как бы не та.
Я шлялся по свету, безумно устав от
ненужных побед, но там – беднота.
И вот, через годы, слегка беспокоясь,
вернулся домой, поднявшись со дна.
Ну, как ты, кузина, закончился поиск,
всё жаждешь "его" – одна? голодна?
А, может, и нет идеального вовсе,
не лучше ли брат - коварный, но свой?
Сознаемся честно, что к этому шло всё,
издёвка природы – вой родовой.
Причуды любви не всегда объяснимы.
Шарахнется кот и цапнет лиса.
Мы всё же схлестнулись под звуки Энигмы
и капает пот с лица подлеца.
А, впрочем, подлец – это сказано громко.
Скорей, искуситель в сером кашне...
Теперь помолчим и, быть может, сестрёнка,
ты что-то простишь и мне в тишине.
****
13. "Боль"
4/4
Коротко, но емко.  "Убиенных невинных стонами" - убиенные стонов уже не издают.

Дом ипатьевский в лето звонкое
Обесчестил на век страну,
Убиенных невинных стонами
Мир бушующий ужаснул.
Кровью демоны запятнали нас –
Не отмыть, не забыть ту ночь!
Чашу горькую не испить до дна,
Боли жгучей не превозмочь.
Боже праведный, как же стыдно мне!
Плачет воском в ночи свеча…
Я из области, что под именем
Большевистского палача.
_________________
(2017г.,  Свердловская обл.,  г. Екатеринбург)
*****
14. "Раб лампы"
4/5
Трудно не согласиться с финальным утверждением..

Так кто он – человек? Скажу, возможно
Он лампы раб, которой осторожно
Себе он освещает жизни путь,
Чтоб в звездной темноте не утонуть.
По капельке энергия берется
Из темного глубокого колодца,
Чтоб поддержать тот слабый огонек,
И человек найти дорогу смог.
В чем сверхзадача? Выбрать направленье,
Подсказанное с ангельским терпеньем,
Среди таких заманчивых свобод,
И вслед за выбором, своим, вперед… вперед.
Одно лишь утешение при этом,
Пусть мы рабы, но все ж не тьмы, а света!

*****
15. «Когда-нибудь я стану деревом»
4/4
 
Когда-нибудь я стану деревом
С могучей ветвистою кроною.
Древесные руки уверенно
Потянутся в небо бездонное.
Когда-нибудь я стану деревом…
Забуду слова человечие,
Вдохнув немоту каждой клеточкой,
Но тихие мысли о вечности
Листвою пробьются на веточках.
Забуду слова человечие,..
Услышу веления звёздные,
Качаясь ночами бессонными.
Начну шелестеть о непознанном,
В ладу с неземными законами.
Услышу веления звёздные…
Мы связаны тайными нитями.               
Обнять бы ветвями вселенную,
Сгорая от жажды растительной,
Нырнуть в небеса вожделенные!
Мы связаны тайными нитями…
Когда-нибудь я стану деревом –
Корнями земными питаемым
Высот молчаливым поверенным,
Согретым небесными тайнами.
Когда-нибудь я стану деревом
*****
 
16. МЕНЕ ТЕКЕЛ УПАРСИН*
4/3
Противотанковая базука, да еще и в руках Бога - серьезное оружие! :) Но все же, мне кажется, в стихе лучше было обойтись без нее. Ну и причины всех этих сокрушений остались не известными - чего это у ЛГ  "память стынет от тоски" и т.д.?

МЕНЕ МЕНЕ ТЕКЕЛ УПАРСИН -
Взвешен я… И найден слишком легким.
Мечется душа моя без сил,
Как свинья на шёлковой веревке.
Боже мой, каким я был глупцом!
Как я мог запутаться так скоро?
Я ведь просто жил. В конце концов
Не был ни убийцею, ни вором!
Затянула смерть в узле тугом
Жизнь мою костлявой пятернею,
Придавила грязным сапогом -
И скрутила мертвою петлёю.
Разве это грех по жизни плыть,
Просто плыть, барахтаясь немного?
В принципе, хорошим парнем слыть,
Иногда лишь поминая Бога.
А теперь я кто? Кем был? Кем стал!?…
Господи, за что такие муки?
Я сражен Тобою  наповал
Из противотанковой базуки.
Разлетелось в клочья на куски
Все что согревало… все что жИло…
Даже память стынет от тоски…
Даже кровь не хочет течь по жилам…
Да, признаюсь, Бог - Тебя не знал.
НЕ был Ты ни близким, ни  далеким…
Совести последний трибунал -
Взвешен. Точка.  Найден слишком легким.
________________________________________
* по-арамейски означает буквально «мина, мина, шекель и полмины» (меры веса). Согласно библейскому преданию — слова, начертанные на стене таинственной рукой во время пира вавилонского царя Валтасара незадолго до падения Вавилона. Объяснение этого знамения вызвало затруднения у вавилонских мудрецов, однако их смог пояснить пророк Даниил:
«Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел — ты взвешен на весах и найден очень лёгким; Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам».
(Дан. 5:26-28)
В ту же ночь Валтасар был убит, и Вавилон перешёл под власть персов.
*****
17. «Сладость власти»
4/5
Хорошая басня.

Власть словно мёд. Кто раз отведал
вкус мёда на своей земле,
тот каждый раз, садясь обедать,
бочонок жаждет на столе.
Кто знает запах медовухи,
тот настоящий рай вкусил.
Но на неё садятся мухи,
и отогнать их нету сил.
Где сладко – там обычно тесно.
Доступен только медный грош.
От мух жужжащих пчёлам места
на бочке с мёдом не найдёшь.
Так повелось в закрытых сотах –
одни черпают сладкий дар.
Другие в будничных заботах
сбирают на лугах нектар.
Но если кто из пчёл решится
изгнать бездельников из сот,
тот сразу в муху превратится
и перестанет делать мёд.

*****

18. «Ночь не своди меня с ума»
4/5
Короткий, но вполне себе содержательный текст, понравился..

Ночь не своди меня с ума,
Не шли дурную непогоду,
Где чувств остывших несвободу
Несут ворчащие шторма.
Пускай  судьба моя хрома,
Плетётся через пень-колоду,
Но знаю точно, что к восходу…
Ночь не своди меня с ума
И дай услышать жизни коду.
*****

19. «Вот снова я на Чёрном море...»
4/4

Вот снова я на Чёрном море!
Прибой, дельфины, чайки, зной...
И всё,  казавшееся горем,
Мгновенно стало ерундой,
И прочь уносятся печали,
И вновь в душе царит комфорт,
И в дальние - иные - дали
Ну, совершенно не влечёт.
Москва и бег её поспешный,
И пыль, и бесконечный шум
Забыты прочно и успешно.
Здесь никуда я не спешу.
Лишь море, ласковой волною
Прохладу на меня гоня,
Способно соблазнить собою
И с пляжа приподнять меня.
Ах, море! Сколько посвятили
Ему поэты чУдных строк!
Какие небыли и были
О нём слагал,  кто только мог.
Не удивительно нам  это:
Так бесподобен моря вид!
Оно, ей-богу, - чудо света,
Покуда белый свет стоит.


Рецензии
Простите уважаемый Александр(?), вынужден обратить ваше внимание на моё обращение http://www.stihi.ru/2017/06/07/10407, где более-менее подробно рассказано о том, что подвигло меня на создание сонета.

Что на ваш взгляд необходимо изменить в сонете, чтобы стихирянина всё-таки затронуло его чтение?

Валерий

Валерий Михеев Сам   09.06.2017 04:07     Заявить о нарушении
Я думаю, что для среднестатистического стихирянина ничего менять не надо, наверняка у такого рода изысков есть своя, пусть небольшая, аудитория. А для масс, как ни меняй, текст из слов на одну букву вряд ли получится лучше. Рамки слишком жесткие, что бы его "художественность" получилась не хуже, чем у авторов, не ограничивающих себя такими рамками.

Если бы был, кстати, конкурс - с таким конкретно заданием, возможно, ваш сонет бы и победил. Можно, кстати, к организаторам площадки обратится, - они могут и провести!

Алексв   09.06.2017 11:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.