О знании и творчестве в модернизации

В последние годы в стране принята концепция об осуществлении модернизации широкого спектра. Внедрение в производство высокого качества машин, оборудования и технологий, проектных изысканий и решений, принятие более совершенных законов, системы улучшения воспитания и образования людей, особенно подрастающего поколения, и др.

В основе этого жизненно важного процесса предусматривается человек, улучшение его здоровья, повышение долголетия, уровня образования, знаний, квалификации и, что не менее важно, нравственности. К примеру, может ли быть организовано высокоэффективное производство при следующем условии. Установлено станочное оборудование с программным управлением, отвечающем требованиям мировых аналогов.
В тоже время коллектив должным образом не подобран, работники остались без необходимых знаний и квалификации. В этом случае оборудование окажется обычном хламом, что приведет к разорению предприятия, сокращению рабочих мест. Можно сказать и к вопиющей безнравственности, потерей многих семей на длительное время средств к существованию.

В этой связи, полагаю кратко коснуться вопроса о знании, творчестве. Не в плане философского толкования терминов, медико-биологического аспекта явлений. Чисто с обыденно-практической точки зрения. Зададим себе практически такой же вопрос как в предыдущем абзаце. Возможно ли без достаточного знания, творческого подхода к делу успешное управление средствами производства (к примеру, животным, автомобилем), финансовыми активами, трудовыми коллективами и т.д. Видимо некоторые считают это выполнимым делом. Многие вероятно сталкивались со случаями запустения по этой причине полей, банкротства предприятий, финансовых организаций.

Здесь следует, очевидно, принять без какого-либо доказательства тезис о том, субъект не обеспечит эффективного управления объектом без глубокого его познания, творческого учета возможных рисков, влияния на результаты многочисленных факторов в условиях рыночной экономики. Это касается не только управляющих предприятиями, организациями, компаниями, холдингами и т.д., но и работников массовых профессий. Может ли успешным быть труд оператора по производству или выпуску любой продукции (молока, бензина, стали и др.) без изучения и отработки трудовых навыков по исполнению технологических операций? Признаем, что не может.

Думаю, что большинство людей, особенно старшего возраста, хорошо знают крылатую фразу: "знание-сила". Она будто родилась то в нашей стране. Можно предложить и такое выражение ка "творчество-сила". Обыденно-житейское знание это здравый смысл, логика понимания фактов, их констатации, закрепления в какой-либо информации. В свою очередь, творчество-психический процесс, протекающий в мозге, выработка им новых ценностей посредством оперирования или игры существующими и интуитивными знаниями. Попробуем изложить эти категории во взаимосвязи. На каком то этапе общество, располагая сложившимися знаниями, производит определенные продукты деятельности, затем посредством творчества углубляет знания и на этой основе расширяет создание новых жизненных ценностей.

В выражениях знания и творчества через силу заложен огромный практический смысл. Эти казалось бы эфемерные категории в процессе жизни поколений обеспечивают дополнительный прирост вполне ощутимых, поддающихся измерению материальных благ. Вот почему в первую очередь следует считать мероприятия, позволившие осуществить в последние годы создание в ряде регионов  крупных научно-исследовательских и экспериментальных центров, высокотехнологичных организаций и предприятий, крайне экономически и социально перспективными.

Март 2011г. 


Рецензии