30. Цвет шинели

30.  Цвет шинели


Шинель как один из символов серого цвета.

Его униформа.

Ее ввел в России — если кто не знает —  император Павел I, в самом конце ХYIII века.

Не для военных, для статских.

По покрою это был длинный сюртук.

В разные времена — то подлиннее, то покороче, то двубортный, то однобортный, с широкими лацканами, с узкими — но все тот же длинный суконный сюртук.

На зиму его подбивали мехом. Куньим — кто попроще. Бобрами в благородной седине — кто побогаче и познатней.

О юном графе Толстом:

Знаменит он, едок и задирист
только тем, что граф и вертопрах.
Тем, что у него орловский выезд,
тем, что у него шинель в бобрах.

Пальто франта и мота, тонкой шерстяной выделки, на шелковой подкладке.

И даже дамское пальто а-ля шинель - двубортное, приталенное, со шлицей.

Шинель статская просуществовала в России на протяжении всего ХIХ века.

Покрой ее менялся, но неизменным оставался широкий силуэт и пелерина, укрывавшая от холода грудь и спину.

Именно в таких шинелях ходят герои классиков русской литературы: Достоевского, Толстого, Тургенева, Салтыкова-Щедрина.

При Николае Ш шинель деградирует. Ее предписано носить чиновникам всех классов, начиная от нищих коллежских асессоров и регистраторов. Те шьют шинели из дешевых фриза и байки или фланели, которые быстро истрепываются, занашиваются

Обтерхиваются.

Теряют приличный вид.

Фризовую шинель, три раза перелицованную, истасканную до полной непригодности носил многострадальный Акакий Башмачкин.

Суконная солдатская шинель, выдававшаяся служивому сроком на 25 лет.

Это, братец, другое дело.

Совсем иной коленкор.

Второе рождение крестьянского парня — он  забрит в солдаты, стал воином. Едва ли не бессрочным.

С того дня, как покрывался солдат шинелью (словно крестильной ризой), начинался у него другой отсчет жизни.

Наши жены —  ружья заряжёны.

Наши сестры — пики-сабли остры.

Наши деды — славные победы.

Наша мать — шинель.

По французски chinel — собачья конура.

И седло, и палатка, и кровать воина.

Тут тебе и стол, и дом.

Широкий плащ с высоким стоячим воротником, порой, и от пули в шею спасавшем (застревали в нем пули).

С отгибающимися манжетами — в холодную погоду они согревали руки.

С надежными внутренними карманами. Для документов, для иконки, для шильца, мыльца, письмеца с родины, гребешка, зеркальца, мало ли для чего.

Сел на вещмешок, в шинель закутался, достал шкалик — и пир горой.

Занюхивай — рукавом.

Лег — подоткнул шинелку под себя и ею же укрылся.

В зимних кампаниях, солдаты, бывало, ночевали на снегу.

Делалось это так — сперва разгребали сугроб, на земле разжигали костерок, чтоб она хоть немного набрала тепла. Когда огонь прогорал, клали на золу еловый лапник, в несколько слоев. Стелили две шинели, одна поверх другой. Размещались на них вчетвером. И еще двумя шинелями укрывались.

Засыпали, с устатка, мгновенно.

Высыпались отлично. Особенно если на ночь  внутрь принять горячительного.

Шинелями отгораживали место вокруг костра (с кипящими бадьями) когда надо было помыться.

Шинель — крыша.

Шинель — постель.

Шинель — баня.

Шинель — мать родна.

Шинель — первое лекарство для сугрева озябших.

Разорвать на полосы и перевязать перелом, вывих, ежели больше нечем.

Шинель — носилки.

На шинелях выносили раненых, контуженных с поля боя.

Шинель — саван и гроб.

Погибших бойцов, случалось, хоронили в землю, укрыв только шинелью.

Так что русская серая солдатская шинель, это не «форма одежды».

Это друг, товарищ и брат.

Офицерская шинель имела тот же немудреный покрой, что и солдатская, но отличалась более точной подгонкой к фигуре.

Щегольская.

На плечах — пелерина (военным высших званий, начиная с полковника положены были две пелерины, по этому признаку их издалека распознавали).

Сукно тонкое, серо-голубое. 

Застежка не на крючки, как у солдата, а на пуговицы.

Складка на спине стянута хлястиком.

Цвет подкладки зависел от чина: офицерские шинели имели серую шелковую подкладку, а генеральские — красную. Шинель генеральская обшивалась красной выпушкой по воротнику, обшлагам, к хлястику.

Чтобы издали было видно, что генерал идет.

В серых шинелях ходили русские войска на германцев и шведов, австрияков и китайцев, французов и турок.

Били супостата.

Отвоевывали страну.

В 1918 году замечательный русский художник Виктор Васнецов разработал новый покрой шинели, но уже для Красной армии. Романтическая, весьма элегантная шинель, созданная по эскизу Васнецова, оставалась в военном обиходе до тридцатых годов. Затем ей вернули традиционный покрой, введенный еще Павлом.

Серая солдатская шинель — истинный символ преемственности Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации.

Все наши победы свершились, в том числе, ей благодаря.

В ней мы победили фашистов в Великой Отечественной.

Воспетая в стихах и песнях.

Солдат молоденький
В шинельке новенькой...

И девушка наша проходит в шинели,
Горящей Каховкой идет...

Мы шинелью одной укрывались с тобой,
Провожали друг друга в полеты...

С войной покончили мы счеты,
Бери шинель, пошли домой...

Одна из Настоящих Вещей.

Без нее мы, может, и не сдюжили бы.


Рецензии