Дикая розга. Божие откровение. Тайна Святой Троицы

                РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ               

           Духовная учеба со святителем Николаем Сербским продолжается.      
           Перехожу к теме "Тайна Святой Троицы", но сначала о Радостной Вести.
           Сказал Господь: "Покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк.1,15).
           Истинное покаяние означает не только сокрушение из-за содеянных грехов, но и полное обращение души от мрака к свету, от земли к Небу, от себя к Богу. Покаяние без этого полного обращения – не что иное, как заигрывание с Богом и со своей душой. А с Богом играть нельзя. Он милует кающегося, но карает сурово того, кто никак не кается или кается неискренне и не полностью. А когда Он ранит, рана глубока, и никто ее не может излечить, кроме Его Одного. Какова цель покаяния и веры в Евангелии объяснят тебе эти два высказывания из Священного Писания:
           Что есть человек? "Я же червь, а не человек…" - сказал пророк Давид (Пс.21,7).
           Каким должен быть человек? Вы – боги и сыны Божии (Пс.81,6) эти слова вышли из уст Самого Христа Спасителя.
           "Превратить червя в бога и сына Божьего – вот цель покаяния и веры в Евангелие.
           Что значит верить в Евангелие? Это значит верить в Радостную Весть, которую Небесный Вестник, Бог, Сын Божий, принес роду человеческому. Иными словами, это значит верить в Господа Иисуса Христа и Его Откровение. А Христово откровение – это наивеличайшее открытие от сотворения мира. Только это Его Откровение дает возможность превратить червя в человека-бога и сына Божьего.
           До Христа никто из мудрецов, философов, учителей, законников, царей и пророков не возвещал Радостную Весть и не мог даже знать. Почему? А потому что они были земные и от земли и говорили, "как сущие от земли" (Ин.3,31). Они говорили как сыны земли, а не как сыны Неба. Только Тот, Кто есть сшедший "с небес Сын Человеческий, Сущий на небесах" (Ин.3,13), мог поведать миру, что есть на Небе, каков есть Бог, каковы духовные реальности на этом свете, каков духовный мир вокруг Бога и что происходит с душами людскими после телесной смерти. Говорил "о том, что знает, и свидетельствовал о том, что видел (Ин. 3,11) и слышал. Он свидетельствует не по логике земной, не по выводам человеческого разума, не по мудрованию и философствованию земного человека, а по тому, что знает и видел и слышал. Он Небесный Вестник реальности. Я… "на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине" (Ин.18,37), которую никто из земнородных не мог верно засвидетельствовать.
           Небесный Вестник Радостной Вести свидетельствует:
           что Бог един, в вечной Троической гармонии Отца и Сына и Духа Святого;
           что Бог – не только Творец, но и Отец, то есть – самый дорогой и самый близкий Сродник всех тех, кто желает быть Его сынами;
           что Бог как Отец – самая существенная Любовь и что из любви к роду человеческому Он послал Сына Своего Единородного в мир, чтобы спасти мир (Ин.3, 16-17);
           что душа человеческая имеет ценность большую, нежели весь материальный мир (Мф. 16,26);
           что существуют безчисленные воинства ангелов в этом мире и что они иногда видимо, но непрестанно воздействуют на людей в драме этого мира; что праведники после смерти сияют на том свете, как светила (Флп.2,15);
           что Сын Божий пришел в мир, чтобы из людей-червей создать людей – сыновей Божиих или богов, но по воле и милости Отца.      
           А еще – праведный Суд Божий. А еще - воскресение мертвых. А еще - жизнь вечная. А еще – множество иных вещей, все радостнее и радостнее.
           Христос призвал людей веровать в эту Радостную Весть. "Покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк.1,15). То есть Он призвал верить Ему, веровать в Него, верить каждому Его слову. Ибо нет для людей иного способа прийти к пониманию истины в самых главных вопросах жизни и бытия, кроме как принять на веру слова Того, Кто является свидетелем Небесной и духовной реальности. Или веровать Христу, или продолжить блуждать по мрачной и бурной пучине жизни. Блуждать, гадая и мечтая о берегах, о земле на краю этой пучины. В истории человеческого муравейника до сегодняшнего дня третьего не дано.
           Из всего этого очевидно, что вера христианская не похожа на другие веры и верования мира. Ибо другие веры исходят "от людей земных и от земли" – от людей, которые говорили о духовном мире или по своему природному разумению, или по обману от злых духов. Никто из основателей других вероучений не сказал о себе, что он сошел с Неба, что послан Отцом, что свидетельствует о Небе то, что видел и слышал, а тем более, что опять возвращается на Небо.
           Поэтому не может быть и речи о сравнении или уравнении свидетельств Христовых с остальными вероучениями и
верованиями, распространенными по всей земле.   
               
                ТАЙНА СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
               
           Тайна Святого Триединства – внутренняя тайна Божественной природы. Эту Свою сокровенную тайну Бог не мог открыть людям ни помимо закона, ни через закон, ни через людей, ни через великих пророков. Он мог только через избранных пророков предвозвещать довольно ясно и определенно сошествие на землю и Воплощение Сына Своего, через Которого "земля наполнится познанием Господним, как море полно воды" (Ис.11,9;Авв.2,14). А главное знание, которое принесет Сын, будет знание о Боге как о Святой Троице, одно из имен Которого – Любовь.
           Вечный Отец любит Сына и Духа Святого. Вечный Сын любит Отца и Духа Святого. Вечный Дух любит Отца и Сына. Все это в непостижимом единстве, нераздельном и неслиянном. Все безтелесно и духовно. И так из вечности в вечность, без начала и конца, без перемен. Без уменьшений и увеличений, без каких-либо внешних событий, вне времени и пространства.
           Что нам открыто в Божественном откровении "о существе Божием? – Бог есть любовь". (1Ин.4,16). Любовь, где бы и как бы она в мире ни действовала, это всегда есть сила Божия, нас с существом Божиим соединяющая. Вы знаете о любви очень много, нам открыты ее свойства, ее действия, ее проявления. Все, что надо знать человеку в пределах земного бытия о Боге, он знает, что Бог есть любовь и каковы свойства, действия и проявления любви.
           Мыслить Бога без Сына – все равно, что мыслить Бога без Любви. Кто не верует в рождение Бога Сына от Бога Отца, тот не может вообще называть Бога Отцом. Или если Его так называет, то говорит неправду. А почему Он Отец, если не имеет Сына? В таком случае «Отец» - это только почетное или уважительное обращение, так дети называют всякого пожилого человека отцом. Если скажет кто-либо: ведь Бог – Отец всех людей, сразу можно ответить: Бог – Творец, а не Отец всех людей. Он не родил, но сотворил людей. Если у кузнеца есть рожденные им сыновья и скованные им плуги, не будет ли он делать различие между своими рожденными детьми и своими изделиями? Апостол Христов ясно говорит: "Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца" (1Ин.2,23; 4,16).
           Понятие о Боге как Любви объяснимо только через понятие о Боге как Святой Троице. В этом ключ к тайне любви. Когда вы говорите о любви во Святой Троице, вы постоянно держите в памяти, что Бог есть Дух, и любовь в Боге вся духовна. Отец Сына любит так сильно, что Он весь в Сыне, и Сын любит Отца так сильно, что весь в Отце, и Дух Святой по любви весь в Отце и Сыне. Это Сын Божий засвидетельствовал словами: "Я в Отце и Отец во Мне" (Ин.14,10). И Сын во Святом Духе, и Святой Дух в Сыне. В Писании говорится, что по воскресении Христос дунул на апостолов и сказал им: "Примите Духа Святаго" (Ин.20,22). Только то, что имеешь в себе, можешь отдать и другим.              .         
           Непостижимым образом Каждый остается тем, что Он есть. Потому и говорится о Святой Троице: «нераздельна – неслитна».  Нераздельна, ибо едина по существу и в любви; неслитна, ибо по Ипостасям лична. Триединый пламень Естества, Жизни и Любви. От этого величественного огня Божественной любви зажигаем и мы наши малые сырые свечки земной любви, которые дымят, чадят и легко гаснут. А что Три Лица не сливаются и не разделяются, то это действие любви Всякого Лица по отношению к Двум Другим. Ибо всякий из Них по любви стремится, чтобы возвеличить и прославить остальные Два Лица Святой Троицы. Это видно из слов Сына Божиего: "Отец Мой более Меня есть" (Ин.14,28).
         Любовь в одном лице – не любовь, а самолюбие и себялюбие. Любовь между двумя людьми охладевает и превращается в печаль. Потому бездетность в Ветхом завете считалась проклятием. Так это и до ныне. Любовь становится полной при появлении третьего. И на земле это так, ибо так это и на небе. Любовь не возникла от земли, но пришла с Небес. Где нет взаимности в любви, там нет любви.
         Только совершенная личность с совершенным сознанием, обладающая совершенным могуществом, может иметь совершенную любовь. Эта Личность – наш Бог. То, что всякий человек ревнует о своей личности, происходит оттого, что и Его Творец – Личность. А то, что все люди ценят любовь превыше всего, происходит оттого, что их Творец – Любовь. И так это от начала и до сего дня и на веки веков. Низшее всегда доказывается высшим, а не наоборот. И человеческое существование доказывается существованием высших существ, высших по могуществу и по разуму, чем люди.
         Если любовь не в Боге и не от Бога, то это только чувственная страсть, которую люди употребляют как наркотик, чтобы этой малой безсмыслицей услаждать лишенную всякого смысла жизнь.
         Нелегко понять, зачем Бог сотворил миры, прежде всего мир безтелесный, ангельский, а потом и физический. Телесный, во главе с человеком. Если Триединый Бог совершенен и самодостаточен для полноты жизни, любви и славы, зачем Он сотворил миры, низшие Себя? Говорим «ниже Себя», ибо никто не может сотворить что-либо равное себе. Родить – да. Бог Отец родил Сына, равного Себе, и человек рождает ребенка, равного себе по бытию и сущности.
         И только Церковь, дает ответ: от преизобилия любви Своей в Самом Себе Бог сотворил все миры, видимые и невидимые, через Сына Своего Единородного, чтобы угодить Сыну Своему.   
         И сотворил Сын Божий безчисленные Небесные воинства Архангелов и Ангелов, безтелесных и близких к Богу духов. Сотворил их богообразными, могучими и прекрасными. И дал им свободу. Только Бог не злоупотребляет свободой. Один из великих Ангелов, Сатаниил, злоупотребил данной ему свободой, и был безконечно удален от близости к Богу с легионом последователей и сброшен в ад, во тьму кромешную.
         Потом Слово Божие, Логос по Вечному Совету, сотворил человека Адама и жену Еву и поселил их в Раю. Но их прельстил сатана через змия, и они согрешили пред Богом. Бог не захотел простить сатане грех, ибо он согрешил в самой близости к Богу. А человеку Бог хотел простить грех, так как человек был обольщен сатаной. Хотел Бог простить Адама, но не без покаяния и достаточной жертвы. И Сын Божий, Агнец Божий, пошел на заклание ради искупления Адама и его рода. И все из любви и правды. Да, и правды, но правда и заключается в любви.
         "Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши" (1Ин.4,9-10).         
         Следовательно, сначала Он явил Свою любовь к людям и потому ждет, чтобы и мы явили ему свою любовь. Хотим мы или не хотим – от этого зависит вечная награда верности в любви, либо вечная мука за неверность. Ибо во вневременной вечности нет ничего временного, все вечно, как радость, так и мука.
         В Иисусе Христе, Сыне Своем, Бог показал "любовь, которая превосходит всякий разум". Тот, через Которого Святая Троица сотворила мир, явился в образе человеческом, чтобы явить человечеству любовь Святой Троицы, до того неведомую миру. Как же Он явился? Так, как только великая любовь не стыдится явиться ради спасения возлюбленного: в уничижении, в служении, в страдании и, наконец, в великой жертвенности.
         Безгрешный и пречистый Христос понес унижения, муки и страшную смерть за грешников и развратниц, за убийц, лгунов, воров, разбойников, клятвопреступников и безбожников, за испоганенные и смердящие души человеческие, которые источали зловоние в смертельном разложении и прежде смерти были уже мертвы…" Едва ли кто умрет за праведника… "Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим.5,7-8). Не есть ли это любовь, которая превышает всякий разум?
         "Любовь… не ищет своего" (1Кор.13,15), - говорит апостол, наученный примером своего Учителя. Все Свои слова и поступки приписывает Сын Божий Отцу: "Я говорю миру то, что слышал от Отца; Сошел с неба не для того, чтобы творить волю Свою, но волю пославшего Меня Отца; Как заповедал Мне Отец, так творю; Да видит мир, как люблю Отца" (Ин.5,6,8,10.14,16,17). О,если бы все сыны человеческие так любили своих родителей!      
          Итак, Сын отказывается от Своей воли и все приписывает Отцу. Не ищет Он славы Своей, но Отчей. С другой стороны, и Отец любит Сына и "все показывает Ему". Отец никого не судит, "но весь суд отдал Сыну". И более того: "Отец любит Сына и все дает в руки Его".
          В любви Отца и Сына в полной мере участвует и Дух Святой. Духом Святым осуществлено рождение Сына от безмужней Девы Марии. Дух Святой явился в виде голубя при Крещении Иисусовом. Исполненный Духа Святого, возвратился Иисус с Иордана. Духом Святым Иисус изгонял злых духов из людей. Дух Святой сошел на апостолов в Пятидесятницу. "Бог явился в теле, оправдался духом. Те, которые ходят в Духе Божием, суть сыны Божии". Только "хула на Духа Святого не простится человекам" (Мф.12,31). Дух жизни, силы, мудрости, истины, молитвы, мира, радости, утешения вселяется в верных Христовых, как в Свои храмы. Он созидает Тело Христово, соединяя верных в одно освященное Тело, которое есть Церковь "как столп и утверждение истины". И сверх всего "любовь Божия изливалась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим.5,5).
          Следовательно, когда говорим: "Бог есть любовь", то тем самым говорим: Святая Троица есть Любовь. И Отец есть Любовь, И Сын есть Любовь, и Святой Дух есть Любовь. Источник и прообраз Любви между Ангелами и людьми; источник, который, давая, не иссякает и, принимая в себя, не обогащается.
          По любви Сын Божий уничижился, служил, учил, лечил, питал, поил, направлял и исправлял, радовался, мучился, страдал, прощал и умер. "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф.20,28). Когда Он служит, служит с радостью, когда жертвует, жертвует добровольно, забывая о Себе, но непрестанно взирая на вечный огонь любви на Небесах, на эту Двоицу.  Для Сына Вечной Любви это было легко. Легко это и для людей любящих.
          Любовь – это радость, а цена любви – жертва. Любовь – это жизнь, а цена любви – смерть.
          Те, кто любит земное богатство, власть, славу, немилосердно гонят других людей для того, чтобы они служили их «низкой любви», и готовы в жертву этой своей «любви» принести всё и всех. Единственное, чего они боятся, - это служить другим и жертвовать собой для других. Князья и вожди обрекали на смерть легионы ради добычи и славы. Это есть дело сатаны-человекоубийцы.
          Не таков Человеколюбец Господь. Он спустился с Небесного Престола славы, чтобы Своим собственным служением и жертвой явить любовь Божию людям.
          Христова любовь – пример величайшего мужества. Это то мужество, перед Которым трепещут и смерть, и ад.
          Когда люди удалились от любви Божией, единой истиной любви, они начали называть свои похоти и желания любовью. Так они назвали любовью желание плотских, телесных наслаждений, земных благ, суетных пустых знаний, как и желание власти и почестей, игр и веселья, обладания вещами. Все это люди наименовали любовью по наущению сатаны, чтобы забыть Любовь Небесную, единственно неложную.
          Бог есть Любовь. Только через Бога можно любить творение Божие и самое отвратительное. Потому первая заповедь гласит: "Господа Бога Своего", и только затем: "люби ближнего своего". Без любви к Богу всякая другая любовь нереальна и недолга. Даже самого себя человек не может любить, не имея любви к Богу. Только в Боге человек может любить себя как тварь Божию.
          Когда Христос давал заповедь: "Люби ближнего своего", Он не имел в виду, что нужно любить только добрых и праведных, здоровых, видных и знатных, но и злых, и несправедливых, и больных, и прокаженных, и горбатых, и слепых, и безобразных, и гадких, и отвратительных. Словом, всех тех, которых любил Он и никто другой. А это невозможно человеку, который не любит Бога и который через любовь к Богу, как через небесную призму, не простирает любовь свою на всё, что Бог создал. Как один из любящих любит не только своего возлюбленного, но и его увечного родственника, и не только его новую одежду, но и негодную ветхую.
          Любовь не есть просто сердечное ощущение. Любовь – царица всех чувств, благородных и положительных. Потому апостол и пишет Колоссянам, что "любовь есть союз совершенства" (Кол.3,4), а к Солунянам: "Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию" (2Сол.3,5). Воистину, любовь есть наикратчайший путь в Царство Небесное. Любовь уничтожила разделение между Богом и человеком.
          Узнай еще тайну. Бог – совершенная Личность, потому Он и Любовь совершенная. Бог – совершенная Личность, потому Он и Истина совершенная. Бог – совершенная Личность, потому Он и Жизнь совершенная. Вот почему Христос произнес слова, потрясшие мир: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин.14,16), подразумевая под путем путь любви. Потому-то любовь, как путь, поставлена на первое место. Ибо только любовью постигается истина и жизнь. Потому-то и сказано в Слове Божием: "Если кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят" (1 Кор.16,22). Как же не будет проклят тот, кто лишен любви, если при этом он и остается без истины и жизни? Тем самым он сам себя проклинает.
          Тело не может ни любить, ни ненавидеть. Не может тело любить тело. Способность любить принадлежит душе. Когда душа любит тело – это не любовь, но желание, страсть. Когда душа любит душу не в Боге, то это либо восторг, либо жалость. Когда же душа в Боге любит душу, не взирая на внешность (красоту, уродство), это и есть любовь. Это – истинная любовь. А в любви – жизнь.      
          Христос простирает Свою любовь на всех и любовью привлекает к Себе всех. Своей любовью Он обнимает и мертвых, давно истлевших и позабытых людьми. И живой, и мертвый человек желает быть любимым. У родных есть потребность любить своих умерших родственников. А Христос сказал: "И когда Я буду вознесен от земли, всех привлеку к Себе" (Ин.12,32). Поднятый на Крест, Он Своей жертвой из любви ко всем привлекает к Себе всех, даже и души умерших, находящихся во аде.
          До Христа не существовало ни понятие о любви, ни религии любви. Любовь к Богу изгоняет всякий страх из души, кроме страха греха. А страх греха – это и есть страх Божий. Любившие Христа великой любовью не страшились ни людей, ни зверей, ни нищеты, ни смерти. Напротив, они даже радовались страданиям за Того, Кто за них пострадал, чтобы стать подобными Ему. Не какой-то земной, но небесный пример любви преподает Христос Своим ученикам: "Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви" (Ин.15,10) А все Его заповеди содержатся в одной: "Любите". Во всех книгах Нового Завета любовь поставлена над всеми другими добродетелями и заповедями, как всеобъемлющая. Вот слова апостола о любви:
          "Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" (1Кор.13,4-8). "Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства" (Кол.3,4). "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение" (1Ин.4,18). "Если мы любим  друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас" (1Ин.4,12). "Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (1Ин.4,8). "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая и кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я – ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
          Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (1 Кор.13,1-6,13).
          Более красивого гимна не было произнесено человеческим языком.
          Когда Божественная любовь приходит в сердце человека, с ней приходит все: и мудрость, и сила, и чистота, и милосердие, и праведность, и мужество, и воздержание, и ясновидение, и спокойствие, и веселость, и всякое добро. И это совершенно логично. Поскольку Бог из любви к нам "Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (на муки и смерть), как с Ним не дарует нам и всего?" (Рим.8,32). Вся история Церкви подтверждает это. Просветленные любовью Христовой простецы стали мудрецами, трусливые мучениками, развратные святыми, жестокие добрыми, волки агнцами, а агнцы львами. Чудотворная сила любви Христовой не престает с Его отшествием, но только умножается.
           Невозможно иметь истинной и постоянной любви к Богу, пока у человека нет любви ко Христу; невозможно иметь любви к ближним, пока не будете любить Христа. Как сказано: "Во свете Твоем узрим свет". Только через любовь Божию, воплощенную во Христе, человек может правильно любить и Бога, и себя, и своих ближних, даже врагов. Ибо и за врагов наших умер Христос. Только благодаря той великой цене, которой Христос искупил наших врагов, дана нам сила любить их, благословлять их и молиться за них. Это возможно только во Христе, и никак иначе.            
          Любовь и похоть противоположны друг другу. Кто похоть называет любовью, заблуждается. Ибо любовь духовна, чиста и свята, а похоть телесна, нечиста и не свята. Любовь неотделима от истины, а похоть от иллюзий и лжи. Истинная любовь, как правило, постоянно возрастает в силе и во вдохновении, несмотря на человеческую старость; похоть же быстро проходит, переходит в отвращение и часто доводит до отчаяния.
          То, что для животных не предосудительно, людям ставится в вину. Они живут согласно своей природе, по дару и определению Творца, всегда неизменны, всякий по своему роду, и без греха. Но человек, если он  живет животными похотями, совершает грех. И как же можно эти страсти называть святым именем любви! Человек может опуститься до состояния животного, может стать хуже скотины.
         
          Что человек в мире стремится получить? Образование и не одно уже, большую зарплату, квартиру, дачу, машину и многое другое, только материальное, но не духовное. Он все это получил, праведным или не праведным путем, спроси его: «Счастлив ли он?» Многочисленные желания, поросли плотской любви не могли заменить истинную любовь, ни сделать человека счастливым. Напротив, они сделали его несчастным, потому что издалека очаровывают, а вблизи разочаровывают. К этому времени здоровье подорвал, семья распалась, нажил недругов и т.д.
         С утратой любви человек потерял понятие об истине. Потому что любовь и истина нераздельны. Как различные желания заменили собою любовь, так и ложные понятия заменили истину, а ложные боги – Единого Истинного Бога. Всякой человеческой страсти соответствовало некое ложное божество. Желания и страсти человеческие воплощались в образах богов и богинь, и так люди" осуетились в умствованиях своих. И омрачилось несмысленное их сердце" (Рим.1,21-22).
         Итак, "Бог дает начало вселенной во времени, будучи Сам безначален. Мы находим покой в абсолютности Его свойств, потому что они вмещают в себя все вечное, все превышающее человеческое разумение". Это единое по существу абсолютное Начало, все создавшее и силой Своей все содержащее, имеет три Лица, три Ипостаси, не раздробляющие и не разъединяющие Его существа. И потому единый Бог по трем Лицам Своим – Пресвятая, Единосущная и Нераздельная Троица.
         Святые Отцы указывают некоторое подобие в окружающем нас видимом мире для уразумения этой великой Тайны. Солнце имеет три образа своего бытия: вещество, его составляющее, свет, который в его лучах, и тепло, которым оно согревает землю. Все это единое солнце, но три его как бы «лица», единое существо, выражающее: вещество, свет, тепло. Вызывает недоумение: как число три может не быть сложным и равняться единице?  Но число только в применении к явлениям материального мира имеет те количественные свойства, которые делают для человека несообразным  понятие несложной Троицы, равной Единице. Ведь "единая" личность  человека лишь условно, применительно к земным свойствам чисел, определяется как троичная по своему составу, состоящая из ума, чувства и воли.
         Но на самом деле личность человека «едина по существу», неделима и неразложима на те три образа, которые не разделяют существа ее на три. Ум действует в своей сфере,  чувство - в своей,  воля - в своей. Но они составляют единое существо, единую личность, ощущаемую нами как единое, неделимое «я». Но личность создана во времени, поэтому ум, воля и чувство человеческой личности являются лишь относительным подобием, а не полным соответствием Триипостасного состава Божества. Но это говорится о нашей человеческой личности не для того, чтобы человек мыслил Божество как личность человеческую, а для того, чтобы, увидав подобие, не упорствовал в своем отрицании величайшей Истины только потому, что при аналогии с миром вещественным она кажется ему нелепой.    


Рецензии