Режиссёру Новой России - Итальянская Премия

В преддверии Дня новой России один из её известнейших кинорежиссеров получит престижную итальянскую премию по Культуре.

Итак, совсем скоро, 6 июня, к многочисленным международным наградам Андрея Кравчука, создателя художественных лент «Итальянец», «Адмиралъ», «Викинг», прибавится ещё важный трофей.  В итальянском портовом городе Специя (область Лигурия) он получит Международную Премию имени знаменитой русский и итальянской актрисы, видного деятеля культуры  Татьяны Павловой.

***

«Русская звезда итальянской сцены» Татьяна Павлова (Зейтман), воспитавшая не одного мэтра итальянского неореализма, требует отдельного рассказа.
Она родилась в 1893 г. в Российской Империи, в украинском городке Белопавловичи, в 15 лет сбежала с известным трагиком Павлом Орленевым. Он взял ее с собой на гастроли, а потом увлекся ею. Она играла у известных режиссеров России 1910-х гг. и восприняла принципы МХАТа. После разрыва с Орленевым Павлова эмигрировала в 1921 г. полюбившуюся ей Италию, где организовала свою труппу и работала в ней как актриса, режиссер и директор. В Италии она пропагандировала русскую драматургию, принципы актерского искусства, сложившиеся во МХАТе. На итальянском языке были поставлены пьеса А. Н. Островского «Бесприданница» (1926 год), спустя год — «На дне», а потом «Фальшивая монета» М. Горького.

Очень важно отметить следующий факт. Обычно иностранные актеры становятся заложниками своего акцента и играют роли только весьма специфического толка. Татьяна Павлова повела себя иначе: свою итальянскую карьеру она начала с изучения итальянского языка и вскоре говорила на нем в совершенстве. Это позволило критикам, которые поначалу встретили русскую настороженно, очень скоро начать называть ее «великой трагической актрисой в итальянском значении этого слова».

В конце 20-х годов у нее уже был свой театр во Флоренции, куда она пригласила главным режиссером одного из создателей и руководителей Московского Художественного театра Владимира Ивановича Немировича-Данченко.
«Актеры искренне и по-хорошему увлечены «Вишневым садом»… Павлова отличная актриса, с обаянием, красивым темпераментом, лучшая актриса Италии… Играет триста дней в году, каждый день и иногда два раза в день. И при этом — директриса, то есть управляет всем делом… Компания Павловой считается лучшей в Италии. Художником в «Вишневом саду» будет Бенуа-сын. Талантливый художник, имеющий здесь успех».

В последующие годы Татьяна Павлова поставила еще несколько пьес, а в ее постановке «Анны Карениной» главную роль играла известная итальянская актриса Марта Абба.

В 1934 году в Италии, впервые в стране, была открыта Академия драматического искусства с режиссер-классом, руководимым Татьяной Павловой, где она первая познакомила итальянцев с принципами знаменитой «системы Станиславского».
История Татьяны Павловой, жившей в драматичную эпоху исторических тектонических подвижек, - точно не тротуар Невского проспекта. Она нуждается ещё в серьёзном и взвешенном осмыслении…
В 1938 году Павлова вышла замуж за писателя и сценариста Нино Д'Арома, литературного секретаря Муссолини. Кстати, говорят, что дуче в молодости тоже был очарован необыкновенной красотой актрисы Татьяны.

Брак с Нино Д'Арома способствовал тому, что Татьяна Павлова получила кафедру режиссуры в Королевской академии драматургического искусства, основанной в 1936 году в Риме. Из-за этого она удалилась от актерской деятельности, чтобы триумфально вернуться на сцену в 1946 году, когда великий Лукино Висконти поставил знаменитый спектакль «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса. Главную роль Аманды в нем играла Татьяна Павлова. Это был один из последних ее актерских взлетов.

В 50-е годы Татьяна Павлова много работала как режиссер в оперных театрах. Например, в прославленной «Ла Скала» она поставила «Бориса Годунова», в «Театре Комунале» во Флоренции — «Пиковую даму» и т. д. В 1960 году в Риме состоялась премьера «Сказания о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова.
Умерла Татьяна Павлова в 1975 году. Подводя итог ее деятельности, Клаудиа Скандура, профессор кафедры русской литературы Римского университета «Ла Сапиенца», пишет:

«Татьяна Павлова в течение своей долгой карьеры вызывала не только восторги, но и антипатию и зависть, однако никто не отрицал ни ее фундаментальной роли в драматическом итальянском театре, ни ее титула примадонны».
Фильмография Татьяны Павловой:

Первые фильмы с участием актрисы: Смертельная орхидея (1920) /L'orchidea fatale/, Цепь (1920) /La catena/ и Женщина для всех (1934) /La signora di tutti/ - роль: Alma Nanni (в титрах: Tatiana Pawlova). Последние фильм, где играла актриса Татьяна Павлова - это Домашнее хозяйство по-итальянски (1965) /Menage all'italiana/ - роль: Ester Pezzana (в титрах: Tatiana Pavlova), Лентяй (1965) /Il morbidone/ - роль: Antonia и Черная магия (1949) /Black Magic/ - роль: The mother.

***

Но вернёмся к намеченной на 6 июня торжественной церемонии  награждения в лигурийской Специи.

Как сообщили мне Организаторы, церемонию откроет президент Премии Татьяны Павловой  Виничио Чеккарини.
Выступят также  генконсул РФ в Генуе Марат Павлов, ветеран ВОВ полковник в отставке Иосиф Эйнгорн,  доцент Университета в Генуе Дина Котельникова, журналист Марко Феррари, асессор по культуре муниципалитета Специи Лука Базиле, представитель издательства Cut-Up Фабио Нардини, доцент Университета г. Урбино Роберто Данезе.

Вести церемонию будет  Роберто Ламма.

***

Андрей Кравчук - режиссер новой России. Его фильмы тесно связаны с киноработами Алексея Германа и Владимира Венгерова. Он учился в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения. Работал на Ленфильме. В период с 1992 по 2005 год писал сценарии и снимал короткометражные фильмы: «Индонезия - любовь моя», «Отблески и тени», «Вечер и Утро» и Рождественская Мистерия». Он создал документальные фильмы: «Дети в стране реформ», «Таможня» и «Марлен Шпиндлер», в цикле «Кинорежиссёр: профессия и судьба: «Семён Аранович. Последний кадр» , «Илья Авербах. Последняя точка». Режиссерские работы Кравчука в сериалах «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности», «Чёрный ворон» «Господа офицеры» не остались незамеченными и были тепло встречены критикой и зрителями.
В 2005 году Андрей Кравчук снял полнометражный фильм «Итальянец», тепло встреченный критиками и удостоенный многочисленных российских наград и премий, включая выдвижение на премию Оскар в номинации лучший иностранный фильм.

Лента, рассказывающая о судьбе мальчика, который стремится найти свою биологическую мать. Это фильм не о том, что «Ваня Солнцев предпочел апельсинам Италии покосившиеся заборы России». Это – «одиссея мальчика, базовый миф о возвращении блудного сына».

Об «Итальянце»

На «Ленфильме» я пришёл к продюсеру и предложил историю, в которой маленький мальчик сбегает из детского дома, чтобы найти свою мать. Я понял тогда, что у меня есть герой, которому я могу сопереживать по настоящему и открывать через него целый мир. Это был 2000 год, переломный момент в России. Я понимал, что люди заняты собой, деньгами и получением тех благ, которые они недополучали во времена Советского Союза. Не было чего то такого, что могло бы людей объединять. А история мальчика, который ради матери совершает какие то поступки, показалась интересной. И нам очень быстро дали отмашку снимать. В итоге «Итальянец» получил около 40 наград, его даже на «Оскар» выдвигали.


Следующим важным творческим этапом становится создание фильма  «Адмиралъ», вошедшего в пятёрку самых кассовых лент современного российского кинематографа и, по мнению критиков, повлиявший на его дальнейшее развитие.

«Мы лишь показывали людей в определённых исторических обстоятельствах. Красные у нас не плохие, а белые — не хорошие. Наш фильм не о борьбе добрых со злыми. Главное — это судьбы, испытания, которым подвергаются человеческие чувства, когда всё вокруг рушится».

В конце 2016 года на экраны страны вышел последний удивительно красивый фильм Андрея Кравчука «Викинг», побивший рекорды кассовых сборов и вызвавший бурное обсуждение исторических событий и фактов. Название «Владимир Ясно Солнышко, креститель Руси» исчерпывало бы содержание фильма:

«…мало людей способны полностью изменить себя. Пройти путь от злодея до полного морального переворота в убеждениях. А он смог. Об этом хотелось думать — доказать, что в жизни такое возможно. Пройти вместе с ним его путь. Поэтому мы старались уйти от житийности к реалистичности. Главным было — создать ощущение живых людей, чтобы зрители смотрели на актеров, а видели себя».

«Мы затронули много серьезных проблем, связанных с историей нашей страны, с нашими корнями, с самоидентификацией, задали вопросы нравственные. Мы понимали, что эти высказывания будут вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции».

О сложностях исторического кино

Исторический фильм делать тяжело. Во первых, дорого. Во вторых, добиться правды от костюмов и декораций очень сложно. В деревянном строительстве, если ты строишь из маленьких брёвен, это выглядит как детская площадка. При этом мир, в котором жили люди в то время, сильно отличается от мира, в котором мы живём теперь. Природа была более мощной, огромной.
Мы выбирали натуру где то под Можайском. Провалились в снег, вымокли, и лесник пустил нас домой обогреться. Сидя у него около печки, за чаем я спросил:
— А как у вас тут с хозяйством?
— Да никак, – ответил лесник. – Сажаю картошку – кабаны приходят, всё выкапывают. Завожу куриц – лисицы съедают. Пытался завести свиней – медведь подрал.
Лесник жил на краю деревни и постоянно боролся с жизнью. Боролся за себя, потому что лес и природа агрессивны. Сейчас же, наоборот, природа вся поджалась и еле выживает от натиска человека.

О страхе

У меня был такой случай при съёмках «Итальянца». Мы снимали гонку, которая потом не вошла в кино. В машине впереди сидел каскадёр и актриса. Я сидел за ней с монитором, рядом оператор, а слева сидел человек, который держал подсветку на актрису. Надо было снимать кадры, когда на нас несётся машина. Мы едем лоб в лоб и потом её объезжаем. Мне хотелось, чтобы мы проехали как можно ближе. Один дубль не получается, второй. На третьем дубле человек, держащий подсветку, сказал: «Я больше не поеду!»

А когда ты занят делом, то не думаешь об опасности. Главное – получить результат. В лесу тоже не думаешь о лисах и медведях. Искали мы натуру на «Викинга» в Карелии. Художник прилетел туда на два дня раньше, чем я. Я ему позвонил, но он не ответил. Потом я узнал, что случилось. Он поехал на озеро, а там дороги подходят к воде, но вдоль водоёма никто не ездит. Есть только лодки и местные рыбаки. А озеро как море. Бывают штормы, вода холодная, берега скалистые. Художник поплыл с администратором на лодке, и они начали тонуть. Лодка стала заполняться водой, телефон промок, они еле успели добраться до берега. Слава богу, остались живы.

О сумасшедших деньгах

Когда я оканчивал мастерскую Семёна Арановича, проходил всероссийский конкурс сценариев. Мы с приятелем решили участвовать и за три-четыре месяца написали сценарий. Выиграв конкурс, мы получили приз в 5 тыс. долларов. Для меня, тогда совсем небогатого человека, это были сумасшедшие деньги, особенно по тем временам. Мы продали права директору «Ленфильма» с условием, что именно мы будем режиссёрами, но случился дефолт. Рубль рухнул, жизнь рухнула, и всё улетело куда то в унитаз. Наш проект закрылся.

В заключение, для полноты картины, – любопытный факт: российский Forbes составил список наиболее коммерчески успешных российских режиссёров. Андрей Кравчук со своими 25,3 миллионами долларов прибыли вошёл в первую десятку, оказавшись на 9-м месте. Уточню, что составители рейтинга руководствовались исключительно коммерческим успехом фильмов, а не их художественной ценностью.

Интересно, а что Вы, друзья, думаете о художественной ценности фильмов Андрей Кравчука и о присуждении ему итальянской Премии Татьяны Павловой?

www.premiotatianapavlova.it

www.russiaprivet.org

info@premiotatianapavlova.it
-
Tel +39 0187 1676 661


Рецензии