Единая черта кисти и Ван Гог

     "Беседы о живописи монаха Ку-Гуа" Ши Тао начинаются так:
  В изначальной древности не бы­ло Правила, изначальная простота не была еще разделена. Как толь­ко изначальная простота разделилась,
установилось Правило.
  На чем основывается Правило?
  Прави­ло основывается на Единой Черте кисти...

Дальше продолжать не буду, текст можно прочитать, он совсем небольшой.
Лучше прибавлю к этому свои мысли...

     Речь идёт о первоначальной простоте, когда ещё нет расщепления, но как только расщепление появляется - появляется и задача его преодолеть, вернуться к началам. Вместе с задачей появляется и Правило - как этого достигнуть, как подобное достигается и Правило это звучит весьма необычно: никаких правил для тебя. Никаких заранее предданных правил для творца. Не все достигают такой чистоты, рука многих мастеров потому, будь они философами или же художниками совершает ошибки - рука или голова, в данном случае без разницы, одна аналогия. Но когда мы достигаем основного Правила - то есть Ничто или Пустоты - отсутствия правил, тогда мы возвращаемся в мир и творчество без ошибок. Можно ли стрелять прямо в десятку - "да", причём в максимально сложных вопросах. Ван Гог не был китайцем, но достиг такого уровня работы, когда рисовал шедевры живописи за несколько часов. Можете сравнить это с картинами других художников, отнимавших у них по 25 лет. Приближение к Единой черте кисти, не важно осознанно оно или же нет - приносит с собой многие удивительные и необычайные феномены - феномен уплотнения и ускорения движения в том числе. Представьте себе, в одном часе теперь сконцентрировано 25 лет(к примеру). То есть художник, приблизившийся к подлинной свободе, за 1 или 2 часа совершает ту же самую мощнейшую плодотворную работу, что и обычный художник за 25 лет, впечатляет, не правда ли?! Кстати, на картинах Ван Гога мы видим косвенные подтверждения того, что он достиг в своём творчестве Единой черты - дело в том, что на многих, или даже почти всех его картинах мы видим необычные линии, завитушки и штриховки, не являющиеся деталями пейзажа ни в каком смысле. Чем же они являются?. Мировыми линиями, обычно находящимися внутри художника(по поводу мировых линий смотрим Подорогу. Выражение и смыслы). Теми линиями ритма и энергий, что организуют работу художника подспудно, у Ван Гога же они, в конце концов вышли на белый свет, то есть налично - наглядно, зримо - "всплыли". Те самые вибрации, те самые колебания, что как в маточном молочке взращивают любой акт творчества - Ван Гог их вытащил наружу. Доказав тем самым, отнюдь не целенаправленно, но невольно, что он приблизился к ним настолько, что не мог уже от них вообще спастись. Фактически эти линии его поглотили, что и выразилось в нём как безумие. На самом деле это было не столько безумие, сколько предельная неустойчивость во внешнем мире, где всё моментально разносилось ими в щепы как конечное и ограниченное.
Таким образом, с Ван Гогом случилось потрясающее - если большинство художников "уходили" из творчества в обычный мир поверхностей и зримых очертаний, перестав писать, что и составляло для них мучения и кризисы, то Ван Гог - разорвался и расщепился в иную сторону - от мира к безмерному, к без-образному... И там и остался, ощущая, что для всех остальных людей и для остатков его собственной человечности, он явственно сходит с ума.

     Не является ли безумие и других гениев тем же самым? Не подсказывает ли нам Ван Гог, ценой собственной жизни, лишь разгадку страшного секрета? В какой сумрак погрузился перед смертью Ницше, рассылавший своим друзьям письма "оттуда" и прямым текстом вещавший им как "пророк" - сумасшедший пророк - ну а что, если он действительно писал "оттуда"? Только писать "оттуда" "сюда" нельзя без транскрипции, без надёжного перевода. Запрещено, бесполезно, опасно и запрещено не нашими земными инстанциями))). Был ли болен Арто или также не хотел расставаться с "тем" и не чувствовать себя "там", где единственно и через что единственно и чувствовал себя.
Случаи безумия гениев - случайно не являлись ли их вытеснением - тяжёлыми обстоятельствами и неудачными личными событиями - из мира в то, что не имеет названия мира и с трудом находит на нашем языке название вообще.
     Раз уж мы говорим о расщеплении, то вот его результаты, у обычных людей их практически нет, ибо вынесеность на поверхность и крепкая привязка к ней, как правило, словно якорь не позволяют унести их корабль в опасное плавание. Но и обычные люди сходят с ума и значительно проще, чем гении - срубите прямо прицельно этот якорь и корабль поплывёт и задрейфует в мелькании многообразного, с которым человек никак не сможет совладать - и типичный посетитель жёлтого дома готов. Нетипичный же последует туда также, как и гении путём вытеснения и неприятия обществом. Всё это нетрудно увидеть, если только хорошенько посмотреть, если захотеть посмотреть, оторвавшись от своих медицин и психологий...
     На одну ногу человека стали, а за другую разодрали его, только всё это происходит в "голове" условно говоря, а на самом деле даже и не в голове, а во всём человеке. Затем такого "разодранного" доставляют в больницу и "лечат" дальше - говоря попросту - добивают. Потому что повсюду процветают тупость и подход "мясников".
     В сущности, гении ближе всего из нас к подлинному единству, они его знают, испытывали на себе и имеют иное, соответствующее этому опыту, сознание. То единство, которое иногда так и не достигается рядовым человеком вплоть до самой смерти, то единство рвётся в них наглядным образом. Механизмы "сумасхождения" оказываются столь же различны, как и сами жизни: у одних - не знаю, всё свершалось в темноте, у других - заранее знаю и чувствую, ведь всё свершается на свету...


Рецензии