На тему Кьеркегора, Истории и Свободы

      1. То, что в христианстве названо грехопадением и является условием прихода и самого Христа как спасителя от власти греха, на философском языке обозначается как свобода.

      2. Из свободы, и только из неё, произрастает истина.
В христианстве истина это Христос: я есмь истина. В философии истина есть истина.

      3. Смысл и назначение истории - в становлении человеческой свободы, в освобождении человека, но мы видим до сих пор этот процесс в христианском образе или же только философским способом. Однако его нужно увидеть бытийно-исторически - увидеть прямо как он есть через реальную жизнь человека.

      4. Общая история человечества закончилась, потому что общая свобода человека уже приобретена: человек создал и произвёл общие условия своей свободы. Но он не может ими воспользоваться, ибо пытается их присваивать частным, ограниченным способом. А они таким образом не присваиваются. Получается, что условия не собираются в нечто одно и не работают, хотя уже существуют.

      5. Дальнейшая история человечества лежит в истории конкретных людей, в историях индивидуальностей.
Каждая индивидуальность должна развернуть свою историю, но не как владение и обладание, что мы имеем сейчас, а как продолжение - становление человеком. Покуда каждый считает, что он уже есть, до тех пор ничего и не происходит. Между тем, человек - не есть, человек - возможен. Человек необходим нам всем, как каждый человек, как "вот этот" совершенно уникальный человек, как Дазайн, потому что иначе ничего не сможет быть. Но он не образуется с железной необходимостью. Увы, нет! Мы можем так и остаться ни с чем - остаться с так и не ставшим человеком.

      6. Вариант неставшего человека - это вариант гибели всего человечества, его тупик, катастрофа и апокалипсис, ибо это и есть та стена, в которую мы сейчас все упираемся - не ставший человек. Нужно видеть обе эти возможности: возможность свободы для каждого и возможность её так и не приобрести, говоря другими словами - погибнуть.

      7. Свобода конкретного человека приобретается не старыми способами - человек не должен продолжать жить так, как он жил раньше. Но эта свобода не приобретается и абсолютно новыми способами - через забвение истории и традиций. Скорее путь напоминает "новое переписывание истории" - "старую сказку на новый лад" и переписывание это осуществляется не под себя и не себе в угоду, а как становление отдельного лица самой бывшей Историей - то, что было только общей Историей - становится моим. Но ни Историей, ни человеком нельзя обладать, это не частная собственность. Значит мы должны освободиться от частной собственности.

      8. Частная собственность человека до сих пор означала лишь то, что человек претендовал на часть истории. Однако пора ему повысить планку "своих претензий" и научиться претендовать на всю историю.
Человек - не часть целого, человек - целое.
Обладать всем через деньги - значит обладать всем через число этих денег. Значит обладать ограничено, значит служить этой ограниченности как данности, желая только по возможности сделать её ограниченность меньшей. Но деньги и больше денег - это одно и тоже. Мало денег и много денег - это одно и тоже. Нет денег совсем и денег неисчислимая куча, почти безмерная - это одно и тоже, потому что и неисчислимая куча открывает доступ только через себя, она - цензор. У кого нет денег - тому хуже жить, у кого есть деньги - тому лучше жить - бесспорное утверждение, но в одной проекции, в одном взгляде на мир - взгляде самих денег. Но КАК жить? Само качество денежной власти не подпадает денежному взгляду. Почему счастье приходит иногда вне зависимости от денег? куда мы денем весь это остаток, целиком не попавший в наше "много денег или мало денег"? Куда мы денем человеческое достоинство, уважение, дружбу, мышление, страсть, любовь в конце концов? Всё то, что нельзя никак привязать к шкале "от нуля денег до бесконечности"...
Нужно выйти из денежного состояния жизни. Сегодня цивилизация развита настолько, что может обеспечить материальное существование любого человека. Завтра всё это будут делать роботы. Что будем делать мы?

       9. Покуда мы будем оставаться в денежной системе координат, мы ничего не будем делать. Мы будем заложниками денежной системы и рабами роботов. Нетрудно попасть в рабство к тому, что ты сам произвёл на свет, в том случае, когда ты не знаешь ни что ты произвёл, ни что такое ты сам.
Роботизация - есть процесс замещения человека в материальном производстве, высвобождение человека в иное пространство, для иных целей - но разве не катастрофа, если человек не знает каковы они?
Между тем цель проста: это свободное существование, свобода как судьба человека, его предназначение. Но не свобода от... А свобода к... К творчеству самого себя и свободного мира людей, потому что каждый из нас сегодня внутренне не свободен, не полноценен, но частичен и смотрит на мир через призму "числа монет".

       10 Присвоение духовной культуры как действия своей собственной жизни - задача не "бери ключ и ****ючь" - из согнутого положения ради денег, мы имеем возможность освободиться в положение: "занимаюсь ради того, чем и занимаюсь" - в конечном счёте ради себя и других людей. Нужно убрать нависающий над нами дамоклов меч "дёнюжки", чтобы глаза наши раскрылись пошире и поглубже. И испугались, наверное, такой широты и глубины.

       11. Страх свободы, подлинной, полной, не частичной как прежде и не вырванной зубами и когтями из тела истории, а свободы свободной))), страх быть свободным вдруг и сейчас, прямо с этого момента - страх человечества.
В свободе человек не умеет ходить. До сих пор. Он умеет ходить в необходимости, заданной ему внешним образом. Так его до сих пор учили - искать смыслы и свободу в коллее необходимости, не отрываясь от неё, будучи пришпилённым к ней, полагая для себя внешнюю необходимость как абсолютную.
Страх вызывает отказ, отшатывание. Попытку ускользнуть от судьбы. Передоверить кому-нибудь и чему-нибудь своё предназначение( например, искусственному интеллекту). " Слишком богатый подарок - не знаю как с ним быть" - говорит человек. Подарок меня перевешивает, он меня ничтожит, по сравнению с ним, я - Ничто.

       12. Нигилизм современной цивилизации вытекает из этого ничтожества данного конкретного человека, какого сейчас мы имеем, в сравнении с тем богатством, что в него должно войти. Человек отстал. Как "вот этот" человек, не цивилизация вообще, а как вот именно "она", "он", "ты". Мы вместе - сила, но каждый в отдельности - отсталый.
Единственный, индивидуальный человек должен расширить свой единственный, индивидуальный опыт.
Трагедия нашего времени - вопрос - расширение нашей души или конец.

       13. Расширение души - это её путь и мытарства.
Подарок и богатство ждут и уже готовы. Нужно к ним дойти. Человек должен проделать свой крюк пути навстречу тому, что ему причитается - богатство человеческой природы надвигается на нас, мы должны поспешить выйти ему навстречу. Если будем стоять - не сможем взять.
Чтобы воспользоваться велосипедом нужны мускулы и умение. Даже чтобы покушать нужно уметь орудовать вилкой и уметь жевать. Чтобы принять в себя духовное богатство, наверное же, тоже надо что-то уметь. Что уметь?
Уметь жить богатым опытом. Душа - это всё сущее, так говорил Аристотель. А у вас она что? То или это? Что видела она, что знает? Многообразие и сложность мира живут в вашей душе, не как информация, а как живая жизнь, а движение и становление мира вам знакомо? А известна ли вам "чужая душа", что утверждают, потёмки?! Сколько музыки в вашей душе, сколько поэзии? Это не смешно. Сколько мышления?

       14. Бедность отдельной, индивидуальной души человека, сегодня - преграда к подлинному освобождению человечества, его скачку и гармоничному существованию совершенно на ином уровне.
Доныне история нуждалась в плохо развитом человеке. Она прямо таки заказывала под себя плохо развитого человека. Ныне - она гибнет из-за этого же. То, что некогда было единственным условием движения вперёд. теперь стало единственным тормозом.
Корабль человечества должен лечь на иной курс. Курс этот называется: КАЖДЫЙ - и ты, и я, - и без частной собственности. Важен каждый. А частная собственность - это клетка, тюрьма, в которую вам приносят всякий раз поесть.
И не важно, что вы совершенно не понимаете и не представляете - как же человеческий мир будет существовать без частной собственности. Да спокойно - как. И - неминуемо лучше - вот как.
Частная собственность до сих пор по существу держится только одним - предельной неразвитостью конкретного индивида. Столп и утверждение истины частной собственности - это индивид, который не знает что делать с собой и свободой.

       15. Истина осуществляется как конкретная, индивидуальная свобода человека - вот что есть истина. Не произвол, а богатство индивидуальной души.
Тем самым снимается и упраздняется центральное противоречие философии и жизни: противоречие между всеобщей истиной и моей индивидуальностью. всеобщее не отторгается, а принимается как всеобщее, переживаемое лично мной и окрашенное всем индивидуальным моим.


Рецензии