Стихи о войне

Мария БАЛИКОВА


***

Не знаешь срока, что тебе отпущен,
Не видишь счастья, что тебе дано, –
Вздыхаешь всё о заповедных кущах,
Наверное, увянувших давно.

Не знаешь, где и скольких потеряешь,
И кто прочтёт твой тоненький дневник,
И для чего… А главное – не знаешь,
Каким он будет, твой последний миг.

Все умирают, так или иначе.
Но странно думать о себе самом:
Как – над стихом, который только начат?
Над только что законченным письмом?

У очага, как праотцы уснули?
В скитаниях, под тяжестью обид?
Успев перехватить чужую пулю
И не успев поверить, что убит, –

Как тот, кто посчитать не мог чужими
Ни пулю, ни прямой и страшный путь,
И чьё теперь, как внук, ты носишь имя,
Тебе великоватое чуть-чуть…

Не знаешь ты. И чем об этом думать –
Живи. Идут дожди. Идут года.
Влажна земля под лермонтовским дубом.
Всё может быть. И может быть – когда,

От прежних отрезвившись увлечений,
От дел житейских молча отойдёшь,
Ты вспомнишь, как по улице вечерней
Шёл ощупью подслеповатый дождь,

Шёл твой последний, долгий, долгожданный –
И сбывшийся внезапно, как мечты…
И шёпот отцветающих каштанов
Сквозь этот дождь ещё услышишь ты.

Май – июнь 2016





СЕГОДНЯ

Грибов на рынке – как перед войной.
Она близка и по другим приметам.
А ты упорно говоришь со мной
О чём угодно, только не об этом.

Но и в твоём упорстве, и в самих
Твоих словах, в твоём запястье тонком,
В том, как смыкаешь веки ты на миг,
Как ты стоишь, ступаешь, даже в том, как

К твоим сапожкам жмётся жёлтый лист, –
Во всём сейчас предчувствие несчастья,
И всё кончается, едва успев начаться,
И все концы теряются в пыли.

Бульвар, киоск мороженого, арка –
Вечерний вид из твоего окна.
На целом свете знаешь ты одна,
Как мне он дорог, как прощаться жалко!

Но как бы рук твоих я ни сжимал,
Чужая тень на наши лица ляжет –
Тень двух нависших крыл и фюзеляжа.
И страшный груз – на плечи наших мам.

История уже почти воскресла,
Как воскресает боль, и страх, и Бог.
Ну, а пока на ярмарке воскресной –
Всего на свете и – грибов, грибов…

9 – 12 октября 2016


НОЧНАЯ БОМБЁЖКА

Военным корреспондентам


Тихо в канцелярии небесной.
Небосвод задёрнут. Свет потушен.
Разговор ведут, живым безвестный,
Чьи-то отогревшиеся души.

Выпал снег. Но им виднее с неба:
Это, перебрав архивы, кто-то
Расшвырял по миру вместо снега
Лишь обрывки прожитого года.

Сыпались они, как в самый зыбкий,
Самый нежный час перед рассветом
Прежних вёсен мёртвые обрывки
С перебитых яблоневых веток.

В эту ночь бомбят – уж не Эдем ли?
(Людям только дай беды наделать…)
И на крыши, чёрные, как земли,
Пепел оседает снежно-белый.

А под крышами, в домах знакомых,
Где гостили в ночь на воскресенье,
И стоит всё как-то по-другому,
И живут давно другие семьи.

Спит, в плечо мишутке ткнувшись щёчкой,
Чьё-то провинившееся счастье.
Спит жена – замок бы хоть не щёлкал:
Жаль будить, чтоб только попрощаться.

Он и сам бы подремал немножко
Перед самолётом на Алеппо,
Да немая тянется бомбёжка
По экрану неба кинолентой.

Январь 2017

***

В субботу помириться не успели.
Потом война, и всем не до того.
И умираем в самое Успенье,
Как будто втайне празднуем его.

Живыми значась в длинных списках века,
Смерть принимаем, не смежая глаз:
Твоё лицо осколок исковеркал,
Пройдя под сердцем у меня как раз.

Я понимаю: никакая сила
Меня не сможет на ноги поднять…
Я успеваю – и на том спасибо, –
Как мало я любил тебя, понять.

Смерть почему-то надо мною медлит,
Хоть я лежу, как мёртвые лежат.
Простишь ли ты меня когда-то, нет ли,
А в этот миг всего сильнее жаль

Мне бледных губ, от поцелуев стёртых, –
На снимке, почерневшем от войны, –
Прижавшихся к пробитой гимнастёрке
В кармане с той, где сердце, стороны.

15 – 16 июня 2016

***

Ты прочитаешь, что ведём бои,
Что жив-здоров, что жарко, скоро полдень…
Ты помнишь обещания мои?
Наверно, я их не смогу исполнить.

Три батальона здесь уже легли.
Четвёртый наш. На то она пехота.
У лейтенанта пулю извлекли –
Свинцовый шарик, с косточку всего-то.

Мой друг передаёт тебе привет…
Передавал. И лейтенант не выжил.
Но есть приказ – и значит, смерти нет.
Есть высота – и только небо выше.

А если говорить начистоту –
Другого всё равно не будет шанса, –
Возьмём мы к ночи эту высоту –
Нам до утра на ней не продержаться.

Любимая! Останешься жива –
Не жди меня. На то она пехота.
…А наши предпоследние слова
Из треуголок вымарает кто-то.

16 июня 2016


***

Памяти Лии Канторович


Сейчас ты вспоминаешь обо мне.
А если нет – я выдумаю это.
Я помню всё, как помнят на войне:
В лучах последних меркнущего света,
Когда ты вспоминаешь обо мне,

Я вижу, как ты подпираешь щёку,
И круг от лампы на твоём столе,
И комнату, где мы уже ста лет
Не проживём… По грубому расчёту,

Письму идти в Москву ещё дня два.
Сегодня бой. Сейчас. Но даже если –
Я буду для тебя ещё жива,
Пока с земли мы оба не исчезли…
Или пока письмо идёт – дня два.

А оттого, что на земле нас двое,
Что я люблю, как любят на войне,
Мне тяжелее в этот час вдвойне –
В последний час перед последним боем.

Ты тоже вспоминаешь обо мне…


29 апреля 2016


***

Нет, тех экзаменов – тех страшных,
Когда друзья шагнуть должны
Из первокурсников вчерашних
В герои завтрашней войны, –

Их нам держать не приходилось:
Мы – дети лет совсем иных.
Но даже нам всё снилась, снилась
Война. Мы думали о них.

Крошился, виновато хрустнув,
В неловких пальцах тонкий мел,
А со стены светло и грустно
Портрет профессорский смотрел –

Смотрел из тех аудиторий,
Где видел каждого насквозь:
Тех, кто дойдёт; того, который
Погибнет первым под Москвой, –

Смотрел на нас, чужих и гордых,
В тоске задумчивой, немой,
На нас с тобой, мой одногодок,
Мой сверстник, современник мой…

6 мая 2016


***

«Сестра, воды…» А пить ему нельзя.
И объяснять – язык не повернётся.
И, как нарочно, снег слепит глаза,
И лупит непонятливое солнце.

«Сестра, когда…» Хороший, потерпи,
Прикрой глаза, побереги дыханье…
И гул разрывов следом по степи,
И дальний плач твоей двухлетней Ани.

«Сестра, скорей…» Да если бы могла –
Подставила бы собственное тело!
«Иди, сестра». И наползает мгла…
«Сестра… се…стра…» И ничего не сделать.

Май 2016


***

В госпиталях умирают реже.
А здесь – на то и передний край.
И даже ржавую душу режет
Напрасный шёпот: «Не умирай…».

И снова осень идёт на убыль,
И всем мечтается о весне,
И я не знаю, а чьи-то губы
В последний раз улыбнулись мне.

И, в бурых пятнах остывшей крови,
В который раз за четвёртый год
Туда, за линию хмурых кровель,
Сегодня юность моя уйдёт.

Что так бывает всего однажды –
Слова пустейшие из пустых:
С тобой всегда умирает каждый,
На чьих глазах умираешь ты.

Май 2016

***

Над свежими холмами помолчали.
И полдень летний хмур стоял и строг:
Ту землю, где лежат однополчане,
Сдавал врагу на неизвестный срок…

Три вечности с разлуки миновали.
Молчат друзья, которых не сберёг.
Их полк родной – наш старый полк – берёт
Те рубежи, что прежде отдавали.

В такой же дымке лес дремал вдали
И так же горько вскрикивала птица
В те дни, когда лишь мёртвые могли
От этих рубежей не откатиться.

20 июня 2016


***

Уже в конце артподготовки
Я серый контур вспомнил вдруг
Родной рябинки тонких-тонких,
Обветренных, шершавых рук,

Себя, казавшегося старше,
Залом несмелый на ремне,
Весь этот город, за ночь ставший
Темней и строже, чем при мне.

Составов, длинных, как минуты,
Надрывный крик падёт во тьму.
Двух слов, не сказанных кому-то,
Я вечный груз с собой возьму,

Перрон предутренний и темень
Враз навалившихся разлук,
Две покачнувшиеся тени
Двух чьих-то разведённых рук,

Тепло и трепет затаивших
Средь складок грубого белья,
Так близких мне, как будто их же
Перед атакой вспомнил я,

Как будто знал уже тогда я:
Их у меня нельзя отнять.
Потом – нашивка золотая,
Короткий отпуск – и опять…

Опять перрон, чужой и тесный,
На насыпь брошенная тень…
А я за дождевой завесой
Воображал весенний день,

Воображал, чтоб было легче:
С последним всхлипом дождевым
Войду в мой город посветлевший –
Не невредимым, но живым –

И, встав без шапки под капелью,
Что сыплет новости, звеня,
Впервые в жизни не поверю,
Что так же будет без меня.

29 июня 2016



СРЕТЕНЬЕ

Война прошла. Но позднею порою,
Когда метель сойдёт во тьме с ума,
В конце аллеи сыновья, все трое,
Покажутся… Метель, четверг, зима –

Всё на земле до слёз обыкновенно.
Войдут, встряхнут ушанки, включат свет.
Уставшие. Голодные, наверно.
Совсем седые: всё же столько лет…

Они придут и с непривычки громко
Заговорят все трое об одном.
Придут наперекор трём похоронкам.
Придут, не могут не прийти в свой дом!

Метель. Окно с замызганною шторой.
Соседка молчаливая моя,
С которой рядом, на глазах которой
Состарились чужие сыновья.

17 февраля 2017


Рецензии
НЕ ОПАЛЁННЫЕ ВОЙНОЙ

(РЕЦЕНЗИЯ НА СТИХИ М. С. БАЛИКОВОЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ)

Со времени героической победы нашего народа в Великой и страшной Отечественной войне 1941-1945 годов прошло уже больше 70 лет. За эти годы сменилось несколько поколений. Родились даже такие перестроечные и постперестроечные дети, которые с лёгкостью записывают в герои той самой войны Александра Невского или Дмитрия Донского и считают столицей Германии почему-то не Берлин, а... Мюнхен. Видимо, постаралось наше чересчур уж перестроившееся на демократический лад телевидение, готовое очернить всё, что происходило в советскую эпоху и в частности демифологизировать фигуры и деяния Зои Космодемьянской, Александра Матросова, героев панфиловцев. В итоге, телевизионщики, разумеется, не заменили миф о героях Великой Отечественной исторической правдой, а лишь перекрасили его из белого в чёрный. До переименования улиц, названных в их честь, дело в большинстве случаев, к счастью, так и не дошло.

Однако люди – особенно это касается подрастающего поколения – теперь далеко не всегда знают, да и просто не задаются вопросом: «А в честь кого названа улица, на которой я живу?» Да и можно ли интересоваться подобной чепухой? «Главное, – думает негерой нашего времени, – чтобы у меня был супермодный прикид, ай-фон или ай-пад или другой навороченный гаджет с 4G Интернетом. Чтобы связь была везде, а то как же я с друзьями чатиться буду. Пусть родители с утра до ночи горбатятся за такие блага на работе, а, может, и вообще домой лучше не приходят. Мешают только. Будут ещё про уроки напоминать, за трояки распекать и допытываться, почему в школе опять не был(а). А чой-то я туда пойду. Там занудная училка, старая крыса, опять про какую-то войну долбить будет. Ну, про подвиги там всякие, про героев, про дедов-прадедов… Ну, весь этот совковый пафос, короче… А сдалась мне эта война? Вот в War Kraft или в World of Tanks играть – это да!.. Ну, или музон классный с плеера слушать. А она подойдёт и прямо из ушей у меня ручищами своими крутые наушники вытащит. Не знает, дура, что это недемократично и непедагогично… Сталинистка… Думает, что я контрольную её про эту долбанную войну не напишу. У меня же смартфон последней модели… Ей такого никогда не купить на её грошовую зарплату с пенсией и не освоить. Ха-ха! пенсионная бабка. Да я вот прям щас из Инт-а всё сдую. Она и не допетрит».

Вся эта длинная экскурсия в не слишком-то развитый мозг современного, уже постперестроечного, не героя нужна была, для того показать, что усилия, направленные нашими, разумеется, прозападными, СМИ на стиранье у народа исторической памяти вполне удались. Сейчас сложилась традиция к очередному Дню Победы раздавать георгиевские ленточки, штамповать по канонам голливудского блокбастера или экшена сериал с военной тематикой (все эти «Диверсанты» то ли конец, то ли начало войны…) . Приятным исключением в этой ситуации является киноэпопея Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2» . Отечественная попса также надрывает горло и в День Победы, заручившись помощью электронных суфлёров и наушников, пытается прохрипеть или промяукать песни Великой Войны и Победы. Некоторые звёзды без огня пытаются даже переложить проверенные тексты на RAP-ритмы, чтобы молодёжной аудитории понятнее было. Что из этого выйдет – вопрос риторический…

Тем более отрадным исключением являются случаи вдумчивого, бережного отношения и проникновенного обращения молодых авторов к теме Великой Отечественной. Примером такового служит цикл стихов М. С. Баликовой о той самой Священной войне.

Автор избрала не самый лёгкий путь. Её стихотворения в большинстве своём – любовная и/или ролевая лирика. Здесь сказался театральный опыт создателя стихотворений – молодого драматурга, поэта и прозаика. Герои лирических миниатюр Марии Баликовой – и мужчины и женщины – живут в несладкое, непоэтичное, военное время. Они переживают за родных и любимых, пишут им письма, умирают с их именами на устах, надеются жить (молодость берёт своё), хотя зачастую понимают, что смертельно ранены или что погибнут в ближайшем бою. При этом автор берёт на себя смелость раскрывать перед читателями их внутренний мир, ведь они говорят от первого лица.

В подобном подходе таится своя опасность, скрыты и свои подводные камни.

Откуда известно, что герой, человек той эпохи, в такое-то мгновение и в такой-то ситуации думал так-то, чувствовал то-то? Мог ли он вообще испытывать какие-то чувства, помышлять о какой-то любви? А атака? Не разворачивается ли она по такому сценарию: ты бежишь и думаешь: «Либо он меня, либо я его», – крик «ура!», дымовая поволока, пот, страх… и счастье твоё, если выжил, не провернувшись в этой чудовищной мясорубке… А если подстрелили, то или сразу тебе и миру в тебе и для тебя – конец или боль, бред, а потом, возможно, всё равно оборвётся жизнь. Всё это – один чёрный кошмар, вечная игра в прятки со смертью, в которой нет места мыслям и чувствам. А вернёшься с войны – так будешь покалечен, изранен и физически и духовно. Может статься, даже петуха не будешь в состоянии зарубить: рука не поднимется сгубить тварь Божью. Вспоминать про войну не захочешь, будешь курить или пить, болеть от военных ран и сойдёшь в могилу гораздо раньше положенного тебе свыше срока,,,, Но, конечно, во время войны люди и любили и детей рожали, и солнце тогда светило, и мир не был чёрно-белым…

И ещё спрашивается: «А что мы можем сказать обо всём этом после Твардовского, Симонова, Берггольц, Друниной? Имеем ли мы, не опалённые войной, право говорить об этом?» И, несмотря ни на что, хочется ответить: «Да, имеем. Пусть тогда думали, чувствовали, говорили не так, как мы теперь. Пусть мы ничего не знаем о войне, но всё же мы имеем полученное по наследству от военного поколения право творчески осмыслять эпичность и трагизм той эпохи, как это сделала в своих стихотворениях о войне М. С. Баликова. Поэтому, даже когда от нас уйдут последние свидетели тех лет (пусть это произойдет, как можно позже) останется историческая память, благодаря тем представителям молодого поколения, кто умеет хранить в своей душе представление о том времени и поэтически воссоздавать его, а значит говорить тем людям – живым или ушедшим – особое, творческое СПАСИБО.

Светлана Асеева.

Июль 2016 года.
****************************

Прошли года, но лучше не скажу.
Благодарю и радуюсь, как прежде,
Что пашем мы единую межу,
Назло врагам, но в добрый путь надежде...
27 апреля 2024 года.

Лана Асеева   27.04.2024 11:11     Заявить о нарушении