4. Цвет Кощеевой косточки
Искусство серого цвета отнюдь не чурается.
Графит, карандаш, сангина, уголь, сепия, жженая кость.
Перо и тушь.
Черно-белая графика — в строгих нарядах графиня.
Пастельная пастель (и неизбежно, по созвучию, постель).
Чернила (кто в детстве не пробовал их на вкус).
Тающий, струящийся апрель акварели.
Голый уголь.
Ужас сажи, жженой кости.
Масляные краски (из каталога «Рэйнсборо»): фельдграу (иссиня-серая), торку (избура-серая), моргиана (зеленовато-серая), космея (лиловато-серая)...
Великие художники любили и ненавидели этот цвет.
Гейнсборо одержим был идеей серебра, как алхимик идеей золота. Все краски, кроме золотой, на холстах его, как в тигле, переплавляются в серебро.
На полотнах Сальвиати все краски как бы вылиняли и стали более или менее одинаковыми.
У Эль Греко серый цвет оккупировал почти всё поле картины, создавая как бы охрану, конвой для «почетных гостей» — цветов хроматических.
А полуослепший Моне посеребрил ночным, звездным светом излюбленные свои водяные лилии.
Точную характеристику этому цвету дал Кандинский: «Серый…состоит из бездвижного сопротивления с одной стороны и из безутешной неподвижности (подобно в бесконечность уходящей стене бесконечной толщины и бездонной, беспредельной пропасти…»
Сер подчас даже шокирующий Дали:
Циферблаты часов, свисающих с дерева.
Вздыбленные в экстазе лошади и вставшие на две лапы над пропастью авто.
Жало шмеля, за секунду до пробуждения от его укуса.
Отравленный воздух «Сна».
И целительный воздух «Тайной вечери».
У каждого истинного живописца имеется свой собственный серый цвет.
Он становится знаковым.
Как одна из составляющих неповторимой, узнаваемой, далеко не каждому дающейся творческой манеры.
Собственной особинки, чертовой черточки.
«Саврасов» (серо-пегий),
«Врубель» (дымчатый, хрустальный),
«Айвазовский» (все оттенки маренго),
«Чюрленис» (сумеречно-сиреневый),
«Фальк» (дождливо-облачный),
«Веласкес» (аспидный, с фиолетовым отливом),
«Гоген» (винно-серый),
«Пикассо» (абсент),
«Мане» (шартрез),
«Ватто» (перламутрово-серый),
«Шагал» (светящийся серый),
«Гойя» (мрачно-серый),
«Малевич» (жженая пробка).
Иллюзии искусства.
Сновидения его, видения, миражи, фантазии.
Они трогательно хрупки и совершенно неуязвимы.
Вечны, бессмертны, неуничтожимы.
Все пройдет, а они останутся.
Фирменный ярлык.
Клеймо мастера.
Тавро избранника.
Кощеева косточка.
Почему Кощеева?
Кощей из русской сказки бессмертен. Смерть его в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц в сундуке, сундук зарыт под дубом, а дуб стоит на неведомом острове. Не достать.
Разве только если ты — богатырь, побеждающий Смерть. Воин Света. Избранник.
Само имя Кощей — от слова кость.
Есть некая косточка, зарытая на острове Буяне.
Есть некая тайна у каждого художника, чье имя стало словом — обрело жизнь вечную.
Кощеева косточка — символ таланта.
Свидетельство о публикации №117053102374