4. Цвет Кощеевой косточки

4.  Цвет Кощеевой косточки


Искусство серого цвета отнюдь не чурается.

Графит, карандаш, сангина, уголь, сепия, жженая кость.

Перо и тушь.

Черно-белая графика — в строгих нарядах графиня.

Пастельная пастель (и неизбежно, по созвучию, постель).

Чернила (кто в детстве не пробовал их на вкус).

Тающий, струящийся апрель акварели.

Голый уголь.

Ужас сажи, жженой кости.

Масляные краски (из каталога «Рэйнсборо»): фельдграу (иссиня-серая), торку (избура-серая), моргиана (зеленовато-серая), космея (лиловато-серая)...

Великие художники любили и ненавидели этот цвет.

Гейнсборо одержим был идеей серебра, как алхимик идеей золота. Все краски, кроме золотой, на холстах его, как в тигле, переплавляются в серебро.

На полотнах Сальвиати все краски как бы вылиняли и стали более или менее одинаковыми.

У Эль Греко серый цвет оккупировал почти всё поле картины, создавая как бы охрану, конвой для «почетных гостей» — цветов хроматических.

А полуослепший Моне посеребрил ночным, звездным светом излюбленные свои водяные лилии.

Точную характеристику этому цвету дал Кандинский: «Серый…состоит из бездвижного сопротивления с одной стороны и из безутешной неподвижности (подобно в бесконечность уходящей стене бесконечной толщины и бездонной, беспредельной пропасти…»

Сер подчас даже шокирующий  Дали:

Циферблаты часов, свисающих с дерева.

Вздыбленные в экстазе лошади и вставшие на две лапы над пропастью авто.

Жало шмеля, за секунду до пробуждения от его укуса. 

Отравленный воздух «Сна».

И целительный воздух «Тайной вечери».


У каждого истинного живописца имеется  свой собственный серый цвет.

Он становится знаковым.

Как одна из составляющих неповторимой, узнаваемой, далеко не каждому дающейся творческой манеры.

Собственной особинки, чертовой черточки.

«Саврасов» (серо-пегий),

«Врубель» (дымчатый, хрустальный),

«Айвазовский» (все оттенки маренго),

«Чюрленис» (сумеречно-сиреневый),

«Фальк» (дождливо-облачный),

«Веласкес» (аспидный, с фиолетовым отливом),

«Гоген» (винно-серый),

«Пикассо» (абсент),

«Мане» (шартрез),

«Ватто» (перламутрово-серый),

«Шагал» (светящийся серый),

«Гойя» (мрачно-серый),

«Малевич» (жженая пробка).


Иллюзии искусства.

Сновидения его, видения, миражи, фантазии.

Они трогательно хрупки и совершенно неуязвимы.

Вечны, бессмертны, неуничтожимы.

Все пройдет, а они останутся.


Фирменный ярлык.

Клеймо мастера.

Тавро избранника.

Кощеева косточка.

Почему Кощеева?

Кощей из русской сказки бессмертен. Смерть его в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц в сундуке, сундук зарыт под дубом, а дуб стоит на неведомом острове. Не достать.

Разве только если ты — богатырь, побеждающий Смерть. Воин Света. Избранник.

Само имя Кощей — от слова кость.

Есть некая косточка, зарытая на острове Буяне. 

Есть некая тайна у каждого художника, чье имя стало словом — обрело жизнь вечную.

Кощеева косточка — символ таланта.


Рецензии